Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

1. Определите понятие международной системы, международных отношений и международного права.
2. Проанализируйте систему органов ООН.
3. Обоснуйте правовую основу и способы приобретения государственной территории.

Работа содержит 1 файл

международное.docx

— 41.06 Кб (Скачать)

Если  Совет Безопасности сочтет, что перечисленные  в ст. 41 меры являются недостаточными для выполнения его решений, то он уполномочивается (ст. 42) предпринимать  такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие  окажутся необходимыми для поддержания  или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрацию, блокаду  и другие операции воздушных, морских  или сухопутных сил членов ООН.

В этих целях Совет Безопасности наделен  правом формирования и применения вооруженных  сил Организации Объединенных Наций  для поддержания международного мира и безопасности. В соответствии со ст. 43 Устава все члены ООН обязаны  предоставлять по требованию Совета Безопасности на установленный период необходимые национальные вооруженные  силы в его распоряжение, а также  иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осуществляться на основании особых .соглашений между  Советом Безопасности и соответствующими государствами. Соглашения фиксируют  численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляе­мых средств  обслуживания*.

  

* В РФ  действует Федеральный закон  "О порядке предоставления  Российской Федерацией военного  и гражданского персонала для  участия в деятельности по  поддержанию или восстановлению  международного мира и безопасности". 

Важное  место в деятельности Совета Безопасности в современных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Полномочия  Совета Безопасности не затрагивают, согласно ст. 51, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет  Безопасности не примет необходимых  мер.

Совет Безопасности является постоянно действующим  органом и организуется таким  образом, чтобы он мог функционировать  непрерывно. Каждый член Совета имеет  своего постоянного представителя.

Каждый  член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются  принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок  предусмотрен Уставом (п. 3 ст. 27) для  принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения  считаются принятыми, когда за них  поданы голоса девяти членов, включая  совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют  в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Он создан для того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять международное сотрудничество в  экономической и социальной областях.

ЭКОСОС  состоит (с 1973 г.) из 54 государств — членов ООН.' Члены ЭКОСОС избираются Генеральной  Ассамблеей сроком на три года, причем ежегодно переизбирается одна треть  состава.

Основные  задачи Экономического и Социального  Совета вытекают из положений ст. 55 Устава ООН, согласно которым Организация  Объединенных Наций содействует  повышению уровня жизни, полной занятости  населения, экономическому и социальному  прогрессу, разрешению международных  проблем в экономической и социальной областях, а также в сфере здравоохранения, культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Исключительно важным полномочием ЭКОСОС в соответствии со ст. 63 Устава является координация  деятельности специализированных учреждений ООН. В соответствии с особыми  соглашениями со специализированными  учреждениями ЭКОСОС опосредует их связь  с ООН. Координация деятельности специализированных учреждений осуществляется ЭКОСОС путем проведения консультаций с ними и предоставления им рекомендаций.

ЭКОСОС, согласно ст. 62 Устава ООН, уполномочен  предпринимать исследования и составлять доклады по международным экономическим  и социальным вопросам, а также  в области культуры, образования, здравоохранения, уважения прав человека и делать по любому из этих вопросов рекомендации членам ООН, Генеральной  Ассамблее и специализированным учреждениям.

Совет по опеке. В соответствии с Уставом  Совет по опеке осуществлял функции  ООН по отношению к территориям, которые охватывались международной  системой опеки. Совет сыграл определенную роль в наблюдении за тем, как государства, под опекой которых находились такие  территории, содействовали политическому, экономическому и социальному развитию в направлении к самоуправлению и независимости.

Международный Суд. Это главный судебный орган  ООН, действующий в соответствии с Уставом ООН и Статутом Международного Суда. В его состав входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Компетенция  Суда включает в себя разрешение споров между государствами, взявшими на себя обязательство выполнять его  решения по конкретным делам, и разработку консультативных заключений по юридическим  вопросам (см. § 2 гл. 10).

Секретариат ООН. Главная задача Секретариата заключается  в обеспечении нормального, функционирования всего механизма Организации. 

Секретариат состоит из Генерального секретаря  и такого персонала, который может  потребоваться для Организации (ст. 97 Устава). Общая численность сотрудников  Секретариата достигает 16 тыс. человек. Сотрудники Секретариата признаются международными должностными лицами.

Согласно  Уставу Генеральный секретарь является "главным административным должностным  лицом Организации".

Полномочия  Генерального секретаря являются главным  образом исполнительно-распорядительными  и связаны с реализацией решений  Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов ООН, а также  с обслуживанием их деятельности. Вместе с тем ему предоставлено  право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию  международного мира и безопасности. Он присутствует на заседаниях Генеральной  Ассамблеи, Совета Безопасности, других органов ООН, а также участвует  в работе различных международных  конференций и совещаний.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной  Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет.

Генеральный секретарь назначает своих заместителей и других должностных лиц Секретариата, возглавляющих различные управления, департаменты и бюро. В числе основных подразделений Секретариата— департамент  по политическим вопросам и делам  Совета Безопасности, департамент по экономическим и социальным вопросам, управление по правовым вопросам, управление по обслуживанию конференций.

Устав ООН особо оговаривает, что при  подборе персонала должны учитываться  компетентность, добросовестность и  географическое представительство, т. е. к работе в Секретариате должны привлекаться граждане различных государств — членов ООН. 
 
 

3. Обоснуйте правовую  основу и способы  приобретения государственной  территории. 

Способы приобретения и утраты государственной  территории. Международно-правовые сервитуты  и цессии

В прошлых  веках в практике международного права выработалось пять способов приобретения государственной территории: оккупация, насильственная цессия, право давности, завоевание, аккреция.6 Общие изменения  в международном праве в первой половине XX века оказали существенное влияние на способы приобретения государственной территории. Появление  принципа запрещения угрозы или применения силы сделало противоправным вооруженное  нападение и вторжение на иностранную  территорию, а возникновение принципа неприкосновенности и целостности  государственной территории сделало  противоправным насильственное изменение  принадлежности государственной территории. Все это, а также появление  принципа самоопределения потребовало  пересмотра перечисленных способов приобретения территории.

С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все  наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его  основе. Под принципом самоопределения  народов понимается .право каждого  народа самостоятельно решать вопросы  о вхождении в состав того или  иного государства, образования  самостоятельного государства (внешняя  сторона) и определения своего внутреннего  устройства (внутренняя сторона). С  точки зрения территориального разграничения  первостепенное значение имеет внешняя  сторона, ибо, решая вопрос о вхождении  в состав того или иного государства  или образовании самостоятельного государства, самоопределяющийся народ  тем самым решает и вопрос о  принадлежности своей территории тому или иному государству или, в  случае образования самостоятельного государства, вопрос о превращении  своей территории в отдельную  государственную территорию.

Самоопределение не исключает других видов изменения  принадлежности территории.  Территория государства может изменяться в результате: разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств; цессии.

Под цессией  обычно понимается передача суверенитета над определенной территорией одним  государством другому по соглашению между ними.7 Общепризнанно, что субъектами договора цессии могут быть только государства. Поэтому не является цессией  передача какой-либо территории частным  лицам или корпорациям и наоборот - от частных лиц или корпораций - государству.

Объектом  цессии является передача суверенитета над территорией. Поэтому не является цессией передача осуществления  каких-либо прав на определенной территории без передачи права международно-правовой собственности на эту же территорию, как, например, в случае, аренды территорий.

Считается, что государство может передавать право на территориальный суверенитет  лишь в том объеме, в котором  оно само владеет этим правом.

Естественным  результатом передачи территории является изменение гражданства ее населения, которому предоставляется право  выбора между старым и новым гражданством (оптация).

Цессия  может происходить, путчем взаимного  обмена равноценными участками между  пограничными государствами, в частности, исходя из экономического тяготения  обмениваемых уча'стков. Примером служит Договор между СССР и Польшей  от 15.02.1951 года.

Передача  небольшого пограничного участка может  быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками  территории, при условии, однако, достаточного учета, как общенациональных интересов, так и интересов населения  передаваемого участка, если таковое  имеется. В 1967 году между Францией и  Италией была достигнута договоренность об изменении пограничной линии  между ними в районе Клавьер в  Альпах.

Другой  формой компенсации за передачу участка  территории может быть выплата согласованной  денежной суммы (пример, Договор между  СССР и Финляндией от 3.02.1947 г.). Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие территории, которые являются незаселенными или малозаселенными. Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам. С другой стороны, если общенациональные интересы требуют передачи малозаселенного участка, то должны обеспечиваться интересы небольшого населения передаваемой территории.

Таким образом, цессия территории может принимать  различные формы, но обязательным элементов  цессии является добровольное согласие, и содержание которой полностью  соответствует принципам самоопределения  народов и территориальной целостности. Применительно к населенной территории правомерна только такая цессия, в  основе которой лежит свободное  волеизъявление проживающих на ней  людей. В каждом случае учитываются  экономические, географические, оборонные  и другие интересы сторон, а также  интересы обеспечения всеобщего  мира и безопасности.

В какой  бы форме цессия не совершалась, она  должна быть оформлена заключением  договора между соответствующими государствами, который является наиболее ясной  формой волеизъявления сторон. Основанием всякой цессии является соглашение. Поскольку  цессия оформляется заключением  международного договора, то помимо ее соответствия праву наций на самоопределение  другими критериями ее правомерности  будут все те критерии, которые  определяют правомерность международного договора. В договоре цессии, как  и во всяком договоре, воля сторон должна быть выражена добровольно, без насилия. Договоры об уступке территории (цессии) требуют ратификации, поскольку  государственная территория является не собственностью правительства, а  достоянием народа данного государства.

По современному международному праву не относится  к цессии завоевание территории с  последующим оформлением захвата  в договоре, поскольку оно (т.е. право) не признает согласия, вырванного силой, а тем более путем насильственного  захвата территории. 

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"