Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого»1. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы.

Содержание

Вопрос 1. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи и Законам Ману 2
Вопрос 2. Конституционные Законы III республики во Франции 6
Казус. 17

Работа содержит 1 файл

КР истор гос и права зар стран.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа по

истории государства и  права зарубежных стран

выполнила: студентка 1 курса, 5 группы

Рудая И.Е. 
 
 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос 1. Собственность и  обязательства по Судебнику Хаммурапи  и Законам Ману. 

     Древняя Вавилония. Для этого древневосточного государства  Месопотамии, расположенного в междуречье Тигра и Евфрата, характерно быстрое развитие частной собственности и денежных отношений.  Но  в  условиях  отсутствия  гарантии свободы личности это вело к разорению  массы  производителей,  развитию долгового рабства и кабальничества. В 1901 году  французскими  археологами был обнаружен кодекс  законов  царя Хаммурапи (1792-1750гг.  до  н.э.). Эти законы были выбиты на большом черном  базальтовом  столбе.  Наверху  лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед  богом  Солнца  Шама  –  шем  - покровителем суда. Под рельефом  начертан  текст  законов,  заполняющий  обе стороны столба (247 законов).

     Текст  распадается  на  три  части.  Первой  частью  является  обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему  царство  для того, «чтобы сильный  не  притеснял  слабого»1.  Затем следует  перечисление благодеяний, которые были  оказаны  Хаммурапи  городам  своего  государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь  заканчиваются обстоятельным  заключением.  При  составлении  кодекса  в  его  основу  было положено   старое    обычное    право,    шумерийские    судебники,    новое законодательство.

     В соответствии с этим  законом,  во  избежание  разрушения  натурально-хозяйственных  отношений  и  угрозы  суверенитету  страны  из-за  ослабления государственных структур и армии  от  сократившихся  поступлений  налогов  в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло  за собой   самую   суровую   экономическую,   административную   и    уголовную ответственность,  вплоть  до   смертной   казни.   Вот   некоторые   примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

       - посягнувший на  чужую собственность,  в том числе на  раба,  карается обращением в рабство либо смертной казнью;

       - за несвоевременную уплату долгов ни царские воины,  ни  другие  граждане   более не лишаются своих земельных налогов;

       - срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а   сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

       - предел денежной ссуды не  может превышать 20%,  натуральной-33%  от  ее   первоначальной суммы.

     Во  времена правления Хаммурапи  частная собственность  достигла  полного развития. В Вавилоне существовали различные  виды  земельной  собственности: были земли царские, храмовые,  общинные,  частные.  И  царским,  и  храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов.  Во  времена Хаммурапи царская земля  раздавалась  в  пользование  издольщикам.  Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и  обмена.  Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на  землю, чему в  немалой  степени  способствовало  расширение  царем  Хаммурапи  сети каналов. Частное землевладение было  различным  по  своему  объему,  крупные землевладельцы использовали труд рабов и  наемных  рабочих,  мелкие  -  сами обрабатывали свою землю. Развитие частной  собственности  на  землю  вело  к сокращению  общинных   земель,   упадку   общины.   Земли   свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по  наследству,  о  каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Кроме того, в Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры: аренды, имущественного найма, личного найма, займа, купли – продажи, хранения, товарищества, мены, поручения.2

     В Законах Хаммурапи имеется ряд статей,  регулирующих  аренду  земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени.  Плата за арендованное поле равнялась обычно одной  трети  урожая.  При  аренде  на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду  обязывался  участвовать в расходах или в  работе  по  обработке  поля.  Сад,  который  давал  больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда  была  краткосрочной  (на  один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась  еще  неосвоенная земля. Законодательство,  определяющее  отношения  между  хозяином  земли  и арендатором,  способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя  из объема урожая, выращенного соседями.

     Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи  упоминают о  различных  видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов,  повозок,  рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и  ответственность  в случае порчи или гибели нанятого имущества.

     Широко    был    распространен    договор    личного    найма.    Кроме сельскохозяйственных  рабочих,  нанимали  врачей,  ветеринаров,  строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность  за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

     Довольно  подробно  Законы  Хаммурапи   регулировали   договор   займа. Характерной  чертой  законодательства  Хаммурапи  в  этом  вопросе  является стремление  ограничить  должника  от  кредитора  и  предотвратить   долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о  максимальном  сроке  отработки долга  (3  года),  ограничение  процентов,  взимаемых  ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность  кредитора  в  случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

     В условиях существования частной  собственности как на движимое,  так  и недвижимое  имущество,  большое  развитие  получил  договор  купли-продажи. Продажа  наиболее  ценных  предметов   (земли,   построек,   рабов,   скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных  табличках)  при  свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества,  изъятого  из оборота  (например,  имущество  илку),  считалась  недействительной.   Кроме названных, законодательство  Хаммурапи знает договоры  хранения(поклажи), товарищества, мены, поручения,

     Из  кодекса  Хаммурапи  видно,  что  государство  пыталось   остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии  от  других восточных экономических трудов  не   имеют   религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить  общественный строй государства  господствующей  силой  в  котором  должны  были  являться мелкие и средние рабовладельцы.  Эти законы являются первой попыткой управлять экономической  жизнью  страны при помощи правовых норм.

     Древняя Индия. В Древней Индии понятие права как  совокупности  самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения,  было  неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные  нормы  носили яркий  отпечаток  религии.  Нормы,  определяющие  поведение   людей   в   их повседневной  жизни  (дхармы),  содержались  в  сборниках  -  дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе  дхармашастрой  являются  Законы  Ману (они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из  2685  статей, написанных в форме двустиший (шлок).   Особенностью Законов Ману  является религиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо  понимали  разницу  между  собственностью  и  владением,  и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

     Законы  указывают  семь   возможных   способов   возникновения   права собственности: наследование, получение в виде  дара  или  находки,  покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни. В  Древней  Индии  был  известен   и   такой   способ   приобретения   права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось,  что только  при  законном  подтверждении  человек  из  владельца  превращался  в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного   приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

     Среди основных видов собственности  Законы  называют  землю.  Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

     За  незаконное присвоение чужой  собственности  (чужого  участка  земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

     Закон твердо устанавливает  нерушимость  и  преемственность  долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен  был  его отработать. При этом  кредитор,  принадлежавший  к  низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к  высшей  касте.  Лицо более  высокого  происхождения,  чем должник отдавало   долг   постепенно. Допускалось получение долга с помощью  силы,  хитрости,  принуждения.  После уплаты долга с процентами должник  становился  свободным.  В  случае  смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

     Известен  был в Древней Индии  и  договор  аренды  земли.  Этот  договор приобретает значение и получает распространение в связи с  проникновением  в общину  процесса  имущественной  дифференциации.   Разоряющиеся   общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

     Купля-продажа  является одним из  договоров,  о  котором  упоминается  в Законах  Ману.  Договор   считался   действительным,   если   совершался   в присутствии  свидетелей  и  в  качестве  продавца   должен   был   выступать собственник вещи. Закон устанавливает  определенные  требования  к  предмету договора и запрещает продавать товар  плохого  качества,  недостаточного  по весу. В течение 10 дней после совершения  купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность  этого  договора для Индии заключалась в том, что здесь  существовало  ограничение  торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.

      

     Список  использованной литературы.

     1. История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.,1998

     2. Законы вавилонского царя Хаммурапи // http://uf.kgsu.ru/lib/doc.php?path=Kafedra%20TIGP/IGPZS/Istochniki/Zakoni%20vavilonskogo%20carya%20Hammurapi.doc.htm&name=%C7%E0%EA%EE%ED%FB%20%E2%E0%E2%E8%EB%EE%ED%F1%EA%EE%E3%EE%20%F6%E0%F0%FF%20%D5%E0%EC%EC%F3%F0%E0%EF%E8

     3. Законы Ману, Древняя Индия, ~ II в. до н.э. – II в. н.э. // http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1120979

     4. Желудков А.В, Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд. «ПРИОР». М., 2003.

     5. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. Москва, изд. «Дело», «Вита-Пресс». 1996

     6. Экономическая история.   Москва,  изд. «Экономика». 1967

     7. Ядгаров Я.С. История экономических  учений. Москва,  изд. «Инфра-М». 1998

     Вопрос 2. Конституционные  Законы III республики во Франции. 

      8 февраля 1871 года было избранно Собрание, которое 11 февраля было созвано в Большом театре города Бордо. Перед этим собранием стояли две задачи: оно должно было высказаться по вопросу о войне и мире и принять решение о государственном устройстве. Большинство собрания было настроено монархически, консервативные элементы, как правило, высказывались за заключение мира.

      За  вычетом депутатов, избранных по нескольким округам и отказавшихся от своих полномочий, в Собрании оказалось из общего числа 768 депутатских мест около 650 занятых мест. Из них около 400 мест было занято монархистами (150 легитимистов, 250 орлеанистов), менее 200 мест — республиканцами. Именно данный состав  собрания создал в конечном итоге республиканскую конституцию, которой была суждена столь долгая жизнь.3

      Ведение переговоров и подписание мирного договора Собрание единогласно поручило Тьеру, как главе исполнительной власти (резолюция 17 февраля 1871 года).

      Правительство Тьера, находившееся у власти двадцать семь месяцев, вначале представлялось лишь временным выходом из положения. Надо было как можно скорее окончить воину и восстановить нормальный ход государственной машины.

      Уже  в это время республика фактически существует, но не закреплена юридически.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"