Конституционный суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

Содержание

Введение

1. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Республики Беларусь

2.Структура и организация работы Конституционного Суда Республики Беларусь

3. Порядок возбуждения и рассмотрения дел в Конституционном Суде

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Конституционный суд.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

 

 В соответствии  со статьей 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 5 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" Конституционный Суд в порядке конституционного судопроизводства рассматривает вопросы и дает заключения:

 

 о соответствии  законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

 

 о соответствии  актов межгосударственных образований,  в которые входит Республика  Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

 

 о соответствии  постановлений Совета Министров,  актов Верховного Суда, Высшего  Хозяйственного Суда, Генерального  прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

 

 о соответствии  актов любого другого государственного  органа Конституции, международно-правовым  актам, ратифицированным Республикой  Беларусь, законам, декретам и указам.

 

 Конституционный  Суд рассматривает вопросы о  конституционности указанных в  части первой настоящей статьи  актов как в целом, так и  отдельных их положений. В случаях,  предусмотренных Конституцией, Конституционный  Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

 

 Конституционный Суд согласно  Закону "О Конституционном Суде Республики Беларусь" рассматривает также вопросы о (об):

 

1) ежегодных посланиях Президенту  Республики Беларусь и палатам  Парламента Республики Беларусь  о состоянии конституционной  законности в республике;

 

2) толковании решений Конституционного Суда;

 

3) реализации предоставленного  ему права вносить Президенту  Республики Беларусь, палатам Парламента  Республики Беларусь, Совету Министров  Республики Беларусь, другим государственным  органам в соответствии с их  компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов;

 

4) внесении в государственные  и иные органы других предложений,  вытекающих из полномочий Суда;

 

5) выборах заместителя Председателя  Конституционного Суда;

 

6) ответственности должностных  лиц и граждан в случаях,  предусмотренных статьей 46 указанного  Закона;

 

7) приостановлении полномочий  судьи Конституционного Суда;

 

8) внесении Президенту Республики  Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;

 

9) Регламенте Конституционного  Суда;

 

10) структуре и штатном расписании  Секретариата Конституционного  Суда;

 

11) Научно-консультационном совете при Конституционном Суде. Конституционный Суд может также рассматривать и другие вопросы, связанные с организацией его деятельности.

 

Основные принципы деятельности Конституционного Суда

 

 Основными принципами деятельности  Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

 

 Конституционный Суд, разрешая  дела, руководствуется Конституцией  Республики Беларусь, международно-правовыми  актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.

 

 Конституционный Суд при  исполнении своих функций независим.  Независимость Конституционного  Суда обеспечивается особым порядком  назначения, избрания судей и  их освобождения от должности,  неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

 

 Рассмотрение дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного  Суда, осуществляется коллегиально. Дела и вопросы разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 26 Закона Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

 

 Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, других участников судебного заседания, оглашает имеющиеся в деле документы.

 

 При рассмотрении дел и вопросов Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.

 

 В заседаниях Конституционного  Суда могут участвовать Президент  Республики Беларусь, Председатель  Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь, Председатель  Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и Министр юстиции Республики Беларусь. Они вправе излагать свою позицию по всем вопросам, рассматриваемым Конституционным Судом.

 

 В заседаниях Конституционного  Суда, не связанных с рассмотрением  дел, могут участвовать по приглашению  Председателя Конституционного Суда члены Научно-консультационного совета при Конституционном Суде, ученые, политические и общественные деятели, депутаты, судьи других судов, представители международных организаций, государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать по рассматриваемым вопросам разрешения председательствующего.

 

 Инициаторы, обратившиеся с  предложением о проверке конституционности  акта, а также органы, должностные  лица, подписавшие или издавшие  нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос, являются сторонами в конституционном судопроизводстве.

 

 Лица, которым сторонами поручено  представлять их интересы в  Конституционном Суде, именуются  представителями.

 

 В качестве представителей  сторон в судебном заседании  могут участвовать адвокаты, специалисты  и другие лица на основании  доверенности, выданной стороной (сторонами), с указанием их полномочий. От  одной стороны может быть несколько  представителей. Представителями сторон в Конституционном Суде по должности могут выступать: руководитель органа, который инициировал предложение; руководители органов, должностные лица, издавшие нормативный акт, заключившие международный договор, о проверке конституционности которых ставится вопрос.

 

 

3. Порядок возбуждения и рассмотрения  дел в Конституционном Суде

 

 

 Предложения о проверке конституционности  нормативных актов вправе вносить  в Конституционный Суд Президент  Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

 

 В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

 

 Предложение о даче заключения  о фактах систематического или  грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь может быть направлено в Конституционный Суд Президентом Республики Беларусь.

 

 К предложению, кроме документов, перечисленных в статье 47 Закона "О Конституционном Суде Республики  Беларусь", могут быть приложены  другие материалы, имеющие отношение к делу.

 

 Рассмотрение этого вопроса  не может быть отклонено по  инициативе Конституционного Суда. Предложения Президента Республики  Беларусь подписываются им лично.  Предложения Палаты представителей  Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь оформляются в соответствии с их регламентами и подписываются председателями соответствующих палат Парламента Республики Беларусь. Предложения Совета Министров Республики Беларусь принимаются в соответствии с Регламентом Правительства и подписываются Премьер-министром Республики Беларусь.

 

 Предложения Верховного Суда  и Высшего Хозяйственного Суда  Республики Беларусь принимаются  на заседаниях их коллегиальных  органов, правомочных принимать решения от имени Суда.

 

 Иные государственные органы, общественные объединения, а также  граждане выступают с соответствующей  инициативой перед органами и  лицами, имеющими право на внесение  предложений о проверке конституционности  акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Республики Беларусь.

 

 Предложение о проверке конституционности  акта должно содержать:

 

 сведения об инициаторе (инициаторах)  предложения, подтверждающие правомочия  на его внесение в Конституционный  Суд; наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);

 

 

 основания для рассмотрения  вопроса в Конституционном Суде;

 

 позицию стороны, ее правовое  обоснование со ссылкой на  соответствующие нормы законодательства;

 

 перечень прилагаемых документов.

 

 К предложению о проверке  конституционности международного  договора или нормативного акта  прилагаются: 

 

 заверенная в установленном  порядке копия полного текста  международного договора или  акта, конституционность которого в целом или в отдельной его части подлежит проверке, с удостоверенным в установленном порядке переводом текста и указанием источника опубликования (получения) указанного акта;

 

 доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности.

 

 К предложению могут прилагаться  список свидетелей, экспертов и  специалистов, которых инициатор  предлагает вызвать в заседание  Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом.

 

 Предложения и обязательные  приложения к ним направляются  в Конституционный Суд с копиями  в количестве не менее 15 экземпляров.

 

 Предложение Президента Республики  Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь оформляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

 

 Копия решения о возбуждении  дела направляется Конституционным  Судом стороне, а также лицам, указанным в части второй статьи 32 Регламента Конституционного Суда. В дальнейшем дело в Конституционном Суде ведется в общем порядке.

 

 Председатель Конституционного  Суда может созвать судей, работников  Секретариата на совещание для  обсуждения вопросов, связанных с подготовкой судебного заседания.

 

Принятие решений Конституционным  Судом

 

 Итоговое решение принимается  Конституционным Судом в закрытом  совещании.

 

 В совещании принимают участие  только судьи, участвовавшие в  рассмотрении данного дела в  судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания.

 

 В ходе совещания судьи  вправе свободно излагать свою  позицию по обсуждаемому вопросу  и просить других судей уточнить их позицию.

 

 Решения Конституционного Суда  принимаются голосованием путем  поименного опроса судей. Председательствующий  голосует последним. Председательствующий  ставит на голосование формулировки  решения в порядке поступления.  Судьи голосуют "за" или "против" и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.

 

 Решение Конституционного Суда  считается принятым при условии,  что за него проголосовало  большинство от полного состава  судей, если иное не предусмотрено  настоящим Законом.

 

 Если при принятии заключения  по делу о конституционности  нормативного акта голоса судей  разделились поровну, решение  считается принятым в пользу  конституционности оспариваемого  акта.

Информация о работе Конституционный суд