Конституционные личные (гражданские) права и свободы в США и Германии: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Право – явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем. Для того чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, который позволил бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной и религиозной спецификой той или иной цивилизации.
Такое сопоставление государственно-правовых институтов, принципов и норм основывается на сравнительно-историческом методе познания.

Содержание

Введение.
1. Общая характеристика прав человека и прав гражданина.
2. Правовая природа личных (гражданских) прав и свобод по конституции США.
3. Закрепление социально-правовых гарантий личных (гражданских) прав и свобод в Германии.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

01_Контрольная работа.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа

по конституционному (государственному) праву

зарубежных стран

 

Конституционные  личные (гражданские) права

и свободы в США и Германии: сравнительный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

1. Общая характеристика прав  человека и прав гражданина.

2. Правовая природа  личных (гражданских) прав и свобод по конституции США.

3. Закрепление социально-правовых  гарантий личных (гражданских) прав и свобод в Германии.

4. Заключение.

5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

«Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны четкие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации. Boulanger N. A.»1

Праву как основному киту государственности, присуще регулировать, как на внутренней арене, так и на международной, отношения, возникающие внутри общности.

В определенном смысле, право того или иного конкретного общества носит уникальный характер, будучи выражением освоенной этим обществом особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право.

Право – явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует  множество  правовых  систем.  Для  того  чтобы  понять  правовое развитие в  целом, как составную часть прогресса мировой культуры,  необходим такой угол зрения на право, который позволил  бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной и религиозной спецификой той или иной цивилизации.

Такое сопоставление государственно-правовых институтов, принципов и норм  основывается  на сравнительно-историческом  методе  познания.

Впервые в научный оборот термин «сравнительное правоведение» был введен французским ученым Рене Давидом. В работе «Основные правовые системы современности» Рене Давид положил начало одному из основных аспектов сравнительного правоведения. Он писал: «Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара... Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требуют, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право».2

В последние десятилетия было написано значительное количество научных работ, посвященных анализу различных  политических, гражданских, социальных институтов России, Германии, Соединенных Штатов Америки.

Институт личных (гражданских) прав вышеупомянутых мировых держав здесь также не был исключением.

Неослабевающий интерес мирового сообщества России по отношению к США и Германии вызван, прежде всего, исторической близостью и взаимосвязь данных стран.

Во–первых, отношения между нашими странами не всегда были исключительно дружескими и мирными, очень часто они переходили в кровопролитные вооруженные конфликты. Однако даже войны не смогли ослабить интерес и уважение народов России, США и Германии друг к другу.

Во-вторых, Россия и Германия принадлежат к одной правовой семье–романо-германской, возникшей в результате рецепции римского права.

Носителями и двигателями данной правовой семьи были наиболее мощные государства: два тысячелетия назад  Римская империя, а затем зарождающиеся  и развивающиеся государства  Европы – Франция, Германия и другие. Германский фактор, в качестве сочетания варварского (германского) и римского права, стал столь существенным, что сама континентальная система стала называться романо-германской правовой семьей.

Таким образом, у многих людей, связанных с правотворческой деятельностью, часто возникает соблазн попытаться использовать в России нормативно-правовые акты, принятые и успешно работающие в Германии.

В-третьих, конституционная система  США привлекала и продолжает привлекать внимание специалистов-историков и  юристов-государствоведов в силу своей уникальности.

Для многих в мире эта страна продолжает оставаться синонимом демократических  конституционных идеалов. Именно Соединенным  Штатам принадлежит первенство в  создании писаной Конституции, которая  была принята в 1787 г.

«Билль о правах» — первые десять поправок к Конституции США, регламентирующие основные права и свободы граждан, заложил юридическую основу для практической реализации американской концепции гражданских прав и свобод.

Сегодня общества России, США и Германии переживают значительные социально-экономические, политические и правовые изменения.

Значит, анализ опыта США и Германии по решению социально-правовых и экономических вопросов для нас просто необходим. От стабильности отношений между нашими странами во многом зависит безопасность и сотрудничество во всей Европе.

И, наконец, большинство российского  населения традиционно уверено  в высоком качестве товаров и изделий, произведенных в США и Германии (например,  автомобили, инструменты, продукты питания, и т.д.).

Уверенность в качестве американского и немецкого производителя распространяется в нашем сознании и на другие сферы общественной жизни: социальную, экономическую, правовую и т.д.

Таким образом, сравнительный анализ социально-правовых гарантий в России, США и Германии имеет большое значение для развития социально-правовой сферы в Российской Федерации.

В статье «Россия, вперед!» Президент  Российской Федерации Д.А.Медведев писал: «Сегодня впервые в нашей  истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлён ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности».3

Сравнение конституционных положений  о личных правах и свободах в демократических странах с различными формами правления и государственного устройства, расположенные на разных континентах, имеющие различный исторический опыт дает возможность рассмотреть вопрос грани между правами человека и граждан.

А учитывая возникшую необходимость  в создании универсальных международно-правовых стандартов в области прав человека, сравнительно-правовые исследования в  данной сфере несомненно представляют интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Общая характеристика прав человека и прав гражданина.

Для того, что бы преступить к раскрытию  основного вопроса нашей контрольной  работы - личные (гражданские) права и свободы, попытаемся дать краткую характеристику понятиям прав человека и прав гражданина.

В системе прав и свобод личности выделяют две большие группы прав: конституционные (основные) и отраслевые, закрепленные в текущем законодательстве. Под конституционными (основными) правами  человека понимаются права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Конституционные права и свободы человека, закрепленные в Конституциях, определяют правовое положение личности в государстве.

Они составляют юридическую базу для производных отраслевых прав, зафиксированных в отраслевом законодательстве. Это связано с тем, что конституционные права и свободы не могут охватить все многообразие общественных отношений и отраслевые права призваны их конкретизировать. Вместе они составляют правовой статус личности совокупность прав и свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Помимо общих прав и свобод выделяют также множество специальных  прав. Например, права женщин, несовершеннолетних, рабочих, служащих, ветеранов, пенсионеров, инвалидов, беженцев и т.д.

Специальные права в демократическом  обществе направлены, прежде всего, на реализацию принципа справедливости: на достижение равенства перед законом, поддержку социально нуждающихся.

Права и свободы классифицируют, также в зависимости от закрепления  в отраслях права. Материальные права  и свободы закреплены в нормах конституционного, административного, гражданского, трудового и других отраслях материального права. Процессуальные права и свободы зафиксированы в основном в процессуальных отраслях, осуществляют функцию обеспечения, защиты и восстановления нарушенных прав и свобод.

В зависимости от интересов и  потребностей, которые удовлетворяют  права и свободы посредством  их реализации, они подразделяются на :

1) гражданские (право на жизнь,  неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайна переписки,  телефонных переговоров, телеграфных  и иных сообщений, свобода совести,  мысли и др.);

2) политические (право избирать  и быть избранным, право на объединение, митинги, демонстрации и др.);

3) экономические (право на предпринимательскую  деятельность, право частной собственности,  и др.);

4) социальные (право на охрану  семьи, охрану материнства и  детства, охрану здоровья, социальное обеспечение и др.);

5) культурные права (право на  образование, на участие в культурной  жизни, свобода литературного,  художественного, научного и других  видов творчества, право на охрану  авторских прав и др.).

Таким образом, систему гарантий прав и свобод можно подразделить на:

1) общие гарантии – как совокупность  экономических, политических, социальных, идеологических факторов, создающих  максимум возможных на данном  этапе развития общества и  государства условий и предпосылок  для реализации прав и свобод;

2) специальные (юридические) гарантии  – как правовые нормы, определяющие  условия и порядок реализации  прав, юридические средства их  охраны и защиты в случае  нарушения при их помощи обеспечивается  реализация правового статуса  личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

 В зависимости от источника  закрепления специальные (юридические)  гарантии делят на конституционные  и отраслевые, а с точки зрения  структуры на гарантии реализации и охраны.

Важно отметить, что указанное деление  на категории прав и свобод является условным.

Раскрывая понятия прав и свобод, подчеркнем, что понятия «права человека» и «права гражданина» различные между собой понятийные категории.

Права человека - это естественные неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности.

К числу неотчуждаемых прав человека, относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и другое.

Права гражданина, напротив, связаны  с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому обществу. Это права  личности как члена политического  сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права - право на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание. Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств.

Стоит отметить, что не существует четких критериев для разграничения  прав между  человеком и гражданина, не всегда между ними можно провести четкую грань. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством (его органами и чиновниками), стоящего на защите интересов личностей и общества в целом.

Основы правового статуса личности и гражданина в значительной степени определяются  международным правом, его общепризнанными принципами и нормами, устанавливающее основополагающие принципы в отношении правового статуса человека и гражданина (например, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в Европейской (пересмотренной) социальной хартии 1996 г. и др.).

В конституциях многих государств содержатся ссылки на всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные акты о  правах человека 1966 года. Международные  акты, ратифицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые конституции (например, Конституция РФ) устанавливают примат (верховенство) международного права над внутренним.

В условиях демократической правовой системы преобладает индивидуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания.

Информация о работе Конституционные личные (гражданские) права и свободы в США и Германии: сравнительный анализ