Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:55, контрольная работа

Описание работы

Особую роль основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые потребности личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Основная часть………………………………………………………………….. 6
Заключение…………………………………………………………………..… 15
Список используемой литературы…………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

контроша.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

НОУ «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Вариант 3:  «Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

  1. Введение………………………………………………………………………… 3
  2. Основная часть………………………………………………………………….. 6
  3. Заключение…………………………………………………………………..… 15
  4. Список используемой литературы…………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Особую роль основных прав и свобод человека и  гражданина составляют социально-экономические и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые потребности личности.

         Конституционные   права   и   свободы   являются   главным   элементом конституционного  правоотношения,  в   котором   участвует   государство   и

гражданин. Для гражданина смысл  такого правоотношения  состоит  в  получении защиты своих прав, а  для  государства  -  в  обязанности  предоставить  эту защиту.

        Основные права и свободы  не  только  признаются  государством,  но  и

защищаются  им,  так  как  значимость   конституционно   закрепленных   прав выражается  в  том,  что  именно  их  реализация   обеспечивает   объявление государства как демократического и правового.  В  каком  бы  государстве  ни находился человек - он является свободным и находится под  защитой  мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого  он  является,  а также  государства,  в  котором  он  находится.

        Конституционным правам и свободам свойственны  признаки, которые лежат в основе других прав,  закрепляемых  иными  отраслями  права.  Все  права  и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны  от  основных  прав  и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие  конституционных прав и  свобод   заключается   в   неотделимости  их  от  личности.  Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

      Конституционные права и  свободы  составляют  ядро  правового  статуса личности и лежат в основе всех других  прав,  закрепляемых  иными  отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно  строиться текущее законодательство1.

      Характерной особенностью конституционных прав и свобод  является   то, что они равны и едины для всех без исключения.

       Экономические права и свободы - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет, в конечном счете, экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными экономическими и социальными правами и свободами человека в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в том числе на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы). Свобода труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку, право на участие в управлении предприятием. Такой круг экономических и социальных прав и свобод человека (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ.

    Социальные права и свободы - совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. В РФ социальные права человека закреплены в Конституции РФ 1993 г. К ним относятся право на свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37), на охрану материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение по возрасту (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст.42), на образование (ст. 43).

       Культурные права - особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 27) и Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В общем виде Культурные права человека заключаются в том, что каждый человек имеет право на участие в культурной жизни, пользоваться результатами научных открытий. Поэтому государства должны принимать меры для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры, уважать свободу научных исследований и творческой деятельности. Каждый человек имеет право пользоваться результатами своей научной и творческой деятельности. К Культурным правам человека относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям (закреплены в ст. ст. 43 и 44 Конституции РФ)2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

   Конституция Бразилии 1988 г. предоставила правам и свободам исключительное место. Им посвящен специальный второй раздел, озаглавленный "Основные права и гарантии". Этот раздел включает несколько глав: 1) "Об индивидуальных и коллективных правах и обязанностях", 2) "О социальных правах", 3) "О гражданстве", 4) "О политических правах", 5) "О политических партиях". Личным и коллективным правам посвящена ст. 5, содержащая 77 пунктов, и два параграфа. Помимо специальной главы о социальных правах гарантии последних в более детализированном виде содержатся в разд. VIII Конституции, регулирующем социальное устройство (в главах о социальном обеспечении, об образовании, о здравоохранении, о культуре и др.). Примечательно, что свобода мысли, выработки и распространения информации, не важно в какой форме, гарантируется не в разделе об индивидуальных и коллективных правах, а именно здесь — в главе об общественной коммуникации3.

        В Италии действует одна из самых демократических в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти все основные проблемы конституционных общественных отношений. В целом же Конституция для своего времени оказалась весьма удачной, о чем говорит незначительное число поправок, внесенных в нее за прошедшие полвека; таковых оказалось лишь 10..

   Из 139 статей Конституции 54 непосредственно затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Право собственности

  Фундаментальное экономическое и социальное право — право собственности — сформулировано в Конституции 1988 г. в соответствии с новейшими тенденциями в его регулировании. Так, в ст. 5 наряду с гарантией права собственности вообще (п. XXII) указано в п. XXIII, что собственность будет нести также социальную функцию. Законодателю в п. XXIV предписано установить процедуру экспроприации (под экспроприацией понимается передача имущества и  имущественных  прав  из частной собственности в  публичную в  целях производства   общественно-полезных  работ  национального  или  местногозначения в соответствии с законом после справедливого и предварительного возмещения ущерба) для публичных нужд или публичной пользы или в общественных интересах при справедливом и предварительном денежном возмещении, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. В случае неотвратимой публичной угрозы компетентные власти могут использовать отдельные объекты собственности; в случае причинения ущерба такой собственности в последующем производится соответствующее возмещение собственнику. Мелкая сельская собственность, определенная законом в качестве таковой и обработанная семьей, не подлежит конфискации за долги в результате производственной деятельности со времени ее семейной эксплуатации; закон указывает средства для финансирования развития такой собственности. Фермерская собственность пользуется, таким образом, особой конституционной защитой.

 

   Согласно ст. 41.. Конституции Итальянской Республики 1947 г Частная хозяйственная инициатива свободна.

Закон определяет программы  мероприятий и контроля, с помощью  которых публичная и частная экономическая деятельность может быть направляема и координируема в социальных целях.

Частная собственность  признается и гарантируется, согласно ч. 2 ст. 42, законом, который регулирует способ ее приобретения, использования и пределы с целью обеспечить ее социальную функцию и общедоступность. В некоторых случаях возможно изъятие частной собственности при компенсации, однако ч. 3 указанной статьи Конституции, содержащая данную норму, в отличие от ряда других конституций ничего не говорит о размерах и сроках этой компенсации.

  Так же, как и в конституции Бразилии, в ст. 43. в целях общей пользы закон может первоначально закрепить или же посредством экспроприации и при условии выплаты компенсации передать государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящихся к основным публичным службам, или к источникам энергии, или обладающих монопольным положением и составляющих предмет важных общественных интересов.

 В ст. 44 указано, что в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности, смотря по областям и сельскохозяйственным зонам, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность.

Закон предусматривает  защиту и использование горных местностей.

Статья 45. Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон  поддерживает развитие кооперации, поощряет ее необходимыми средствами и обеспечивает путем надлежащего контроля характер и цели кооперации.

Закон предусматривает  охрану и развитие ремесел.

Статья 46. В целях повышения  экономического и социального уровня трудящихся и в соответствии с  потребностями производства, Республика признает право трудящихся принимать  участие в управлении предприятиями на условиях и в пределах, установленных законами.

Социальные  права и свободы

 

   В Конституции Бразилии 1988 г в главе о социальных правах к их объектам отнесены: образование, здоровье, труд, отдых, досуг, защищенность, социальное обеспечение, охрана материнства и детства, помощь беспризорным (ст. 6 в ред. Конституционной поправки № 26 2000 г.).

В Конституции не провозглашается  право на труд, но устанавливается  свобода любого труда, занятия или  профессиональной деятельности при  условии соблюдения требуемой законом профессиональной квалификации (п. XIII ст. 5).

Содержащейся в ст. 7 (с ее 34 пунктами) конституционной  регламентации различных аспектов оплаты труда, гарантий от безработицы  и некоторых других вопросов, непосредственно  затрагивающих трудящегося, могло бы позавидовать трудовое законодательства немалого числа стран. Городские и сельские трудящиеся защищаются от произвольных увольнений или увольнений без достаточных оснований (детальное регулирование осуществляется дополняющим законом). Предусмотрены в числе других прав компенсационное вознаграждение, страхование от безработицы, участие с этой целью во время занятости в компенсационном фонде на случай безработицы. Специально определено, что минимальная заработная плата, установленная законом и унифицированная на национальном уровне, должна быть достаточной для того, чтобы позволить трудящемуся удовлетворить элементарные жизненные потребности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта, пенсии и социального обеспечения; эта минимальная заработная плата подвергается периодическим пересмотрам, которые гарантируют покупательную способность. Здесь же содержится запрет увязывать минимальную заработную плату с какими-либо иными целями. При разработке Конституции ее учредители не пожелали, чтобы минимальная заработная плата использовалась в качестве основы для общей индексации заработной платы в стране, в которой в течение нескольких лет была сильная инфляция, и для системы индексации в экономике. Ставка заработной платы должна быть пропорциональна продолжительности и сложности труда. Заработная плата не может сокращаться, за исключением случаев, когда этот вопрос решается по-другому коллективным соглашением или договором. Трудящийся должен получать, кроме того, тринадцатую заработную плату в размере среднемесячной заработной платы или пенсию за выслугу. Участие персонала в прибыли или в результатах деятельности предприятия независимо от получаемой заработной платы также получило отражение в конституционном тексте. Семейная надбавка предоставляется трудящимся, имеющим иждивенцев. Наконец, установлено, что нормальная продолжительность труда не должна превышать 8 часов в день и 44 часов в неделю; компенсация за часы или сокращение рабочего дня может быть предусмотрена коллективными соглашениями или договорами. Вознаграждение за сверхурочную работу должно не менее чем на 50% превышать нормальную заработную плату, а оплата ежегодного отпуска — не менее чем на треть.

Информация о работе Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ