Экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 01:34, реферат

Описание работы

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

В 1990–2000-е надежды  на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались  окончательно похороненными. В новых  условиях некоторые возможности  для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР. 

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом  пространстве нового жизнеспособного  экономического блока был Союз независимых  государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов. 

Следующим опытом экономической  интеграции стали российско-белорусские  отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских  государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали  Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор  о создании Союзного государства  России и Белоруссии, с наднациональным  органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной  торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным – по мнению многих экспертов, Союзное государство России и Белоруссии существует в первые годы 21 в. скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу – пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции. 

Третьим и наиболее серьезным подходом к интеграционному  объединению является Евразийское  Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева. Подписанный  в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества оказался (по крайней мере, на первых порах) более  удачным, чем предшествующие интеграционные опыты. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать  взаимную торговлю. К 2006 планируется  завершить унификацию таможенных тарифов, перейдя тем самым от стадии зоны свободной торговли к таможенному  союзу. Однако хотя объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных  операциях продолжает снижаться, что  является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей. 

Экс-советские государства создали также экономические союзы без участия России – Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан), ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова – с 1997), молдавско-румынскую зону свободной торговли и т.д. Кроме того, есть экономические блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами, – например, Организация экономического сотрудничества (центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция), АТЭС (Россия стала его членом в 1997). 

Таким образом, на постсоветском  экономическом пространстве действуют  как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта  для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Лишь будущее покажет, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи продолжать отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.

Информация о работе Экономическая интеграция