История возникновения и сущность предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. История возникновения и сущность предпринимательства………….4

Глава 2. Основные черты и функции предпринимательской деятельности.7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список используемой литературы………………………….

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

   Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. История возникновения и сущность предпринимательства………….4

Глава 2. Основные  черты  и  функции  предпринимательской  деятельности.7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список используемой литературы…………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

   Любое государство гордиться плодами  деятельности своих предпринимателей.

   Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению государства, сохранению его национального духа и национальной гордости.

   В работе описывается механизм предпринимательства  с учетом накопленного опыта развитии теории и практики в развитых западных странах, опыта становления предпринимательства в России, применения законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности, основные понятия и термины, обозначающие сущность почти всех подсистем предпринимательства, что позволяет нам иметь полное представление не только о предпринимательской деятельности,и об условиях и факторах ее организации в условиях рыночной экономики.

   В основу работы легли следующие книги: «Предпринимательство»  А.В. Бусыгина, «Предпринимательство» под ред. М.Г.  Лапусты, «Курс экономической теории» подред. В.В. Ефимовой,, «Экономическая теория» под ред. А.И. Добрынина, «Экономическая теория» под ред. В.Д. Камаева и другие.

   Поскольку из журналов мы получаем более свежую, интересную и необходимую информацию, то они сыграли значительную роль в раскрытии данной темы. Это – «Предпринимательство», «Вопросы экономики», «Экономист», «Проблемы практики управления» и другие.

   Данная  литература использовалась для раскрытия  сущности предпринимательской деятельности, определения ее основных характерных черт и выполняемых функций, а также выявления условий эффективного развития и необходимости государственного регулирования.

Глава 1. История возникновения  и сущность предпринимательства.

   Переход к рыночной экономике, юридическое  признание собственности вызвали  к жизни и возродили активную предпринимательскую деятельность. Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина.

   Предпринимательство - инициативная, новаторская деятельность хозяйничающего субъекта, направленная на поиск и нахождение наиболее оптимальных экономических решений с целью получения максимальной выгоды. Предпринимательство предусматривает конкретную деятельность предпринимателя и часто отождествляется с понятием "владелец".

    Теория  предпринимательства зародилась  еще в ХVІІІ веке. Первым срок "предприниматель" внедрил английский экономист Р.Кантилен. Он рассматривал предпринимательство особенным видом новаторской деятельности, связанной с риском. Предпринимателя характеризовал как человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового производства, внедрения у него новой идеи, с расходами, которые могут себя не окупить.

    Адам  Смит характеризовал предпринимателя  как владельца, который идет  на экономический риск ради  реализации определенной коммерческой  идеи и получение прибыли. Он сам планирует, организует производство и распоряжается его результатами.

    Следующий  шаг в анализе предпринимательской  деятельности осуществил выдающийся  французский экономист Ж.Б.Сей.  Он рассматривал предпринимательство  как рациональную и в то же время творческую деятельность относительно комбинирования факторов производства.

   Весомый взнос в теорию предпринимательства  сделал экономист австрийской школы  ХХ ст. Йозеф Шумпетер. Он наиболее метко  сформулировал самые характерные  черты предпринимателя, перечислив его главные функции: изготовление нового блага или нового качества определенного блага; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника сырья или полуфабрикатов и внедрения нового метода производства; проведение соответствующей реорганизации. Для того, чтобы осуществлять постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, след, по мнению Шумпетера, иметь соответствующие качества: волю и способности; выделить определяющие моменты деятельности, видеть их в реальном свете; быть способным "плыть против течения", преодолевая сопротивление социальных сил; осуществлять влияние на других результатами успеха, духовной свободой, расходами сил и энергии.

       Научная экономическая литература рассматривает предпринимательство из разных сторон: как экономическую категорию, как метод ведения хозяйства, как тип экономического мышления.

        Как экономическая категория предпринимательство выражает отношения между его субъектами по поводу производства, распределения и присвоения благ и услуг.

        Суть предпринимательства как методу ведения хозяйства раскрывают его основные функции: ресурсная, организационная и творческая.

         Ресурсная функция предпринимательство предусматривает, что оно нацелено на наиболее эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов с учетом достижений науки, техники, управления и организации производства

     Организационная функция сводится к деятельности по организации производства, сбыта, маркетинга, менеджмента и рекламы.

    Творческая функция заключается в содействии генерированию и реализации новых идей, осуществлению технико-экономических, научных разработок, проектов, которые связаны с хозяйственным риском.

   Для предпринимательства  как метода ведения хозяйства  характерны такие основные признаки: самостоятельность и независимость хозяйничающих субъектов, хозяйственный риск; экономическая ответственность.

   Предпринимательство как особенный тип экономического мышления характеризуется оригинальными  взглядами и подходами до принятия решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет лицо предпринимателя. Предпринимательство рассматривается не как род занятий, а как особенность ума и человеческой натуры.

    Таким  образом предприниматель - субъект,  который совмещает в себе новаторские, коммерческие и организаторские способности для поиска и развития новых видов, методов производства, новых благ и их новых качеств, новых областей применения капитала. А отсюда и предпринимательство - это тип хозяйственного поведения предпринимателей из организации, разработки, производства и реализации благ с целью получения прибыли и социального эффекта.

   Сущность  предпринимательства сосредоточивается  в проявлении инициативной, новаторской, самостоятельной деятельности. А  цель возводится, с одной стороны, к получению прибыли или личного  дохода, в результате не каких-то конъюнктурных дел, а предсказания точного расчета, а из другого - к наиболее эффективному использованию факторов, стремления реализовать творческие потенции человека. 

   Глава 2. Основные  черты и функции предпринимательской деятельности.

   «Три  волны»  развития  теории  предпринимательской    функции – так  условно  можно  охарактеризовать  развитие  процесса  научного  осмысления    практики  предпринимательства.  

   «Первая волна», которая возникла еще в  XVII веке, была связана с концентрацией внимания на несение предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII века впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства.

   «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумптер (1883-1950).

   И первая, и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей волны» в результате теоретических изысканий Й. Шумптера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф.Хайек.

     «Третья волна» отличается сосредоточием  внимания на особых личностных  качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

   Современный  этап  развития  теории  предпринимательской  функции  можно   отнести  к  «четвертой  волне»,  появление  которой  связывается  с  переносом  акцента  на  управленческий  аспект  в  анализе  действий  предпринимателя,  а,  следовательно – с переходом на  недисциплинированный  уровень анализа проблем предпринимательства.

   Сироткин  С.П.  основные  черты  предпринимательской  деятельности:

   1. Владение  капиталом,  собственным   или  заемным  совершающим   кругооборот.

         2. Управление,  надзор  и контроль  за  процессами  производства  и обращения капитала.

   3. Подчинение  процесса  движения  капитала  в  любой  сфере  извлечению  максимальной  прибыли.

         4. Учет  и  использование   рыночной  конъюнктуры – конкуренции   спроса  и предложения и   т.п.,  вплоть  до  вкусов  потребителей.

         5. Свобода  принятия  хозяйственных  решений  с   целью  обеспечения  технических   и  экономических  способов  и  методов  предпринимательской   деятельности  с  наименьшими   издержками  производства.

         6. Направленность  производителей,  как  оферентов  – носителей  предложения   на  удовлетворение  потребностей,  конкурентов – носителей  спроса,  на  обеспеченность  общества  товарами  и  услугами  за  счет   возрастающей  производительности  труда.

         7. Способность   к  экспериментам,  новаторству   и  риску  для  достижения  максимального успеха.

   Перечисленные  важнейшие  признаки  предпринимательства    взаимосвязаны  и  действуют  одновременно.  Сущность  предпринимательской  деятельности  через  выполнимые  его функции. «Функции  предпринимательства» -  это осуществление по  производству  и отменными   операциями  между предпринимателем  и другими элементами  хозяйственной  среды.

         1. Предприниматель   берет  на  себя  инициативу  соединения  факторов  производства  в  единый  процесс  производства  товаров  и  услуг  с  целью  получения  прибыли;

         2. Предприниматель   есть  организатор  производства,  настраивающий  и  задающий  тон  деятельности  фирмы   и  принимающий  на  себя  бремя  ответственности  за  успех  их  проведения;

         3. Предприниматель  – это  новатор,  внедряющий  на  коммерческой  основе  новые   продукты, новые технологии, новые  формы организации дела;

         4. Предприниматель  – это человек, не боящийся  риска и сознательно идущий  на него ради достижения цели бизнеса.

   К перечисленным функциям можно добавить:

   1. Поддержку предпринимательству.  Распределение предпринимательских  идей, инициативы и опыта управлении, что является функцией менеджмента.

   2. Определение нужд потребителей  и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами, что является функцией менеджмента.

Информация о работе История возникновения и сущность предпринимательства