Источники международного частного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование особенностей источников международного частного права

Основная особенность источников международного частного права состоит в их двойственном характере. С одной стороны, источниками являются международные договоры и международные обычаи, а с другой — нормы законодательства и судебная практика отдельных государств и применяемые в них обычаи в области торговли и мореплавания. В первом случае имеется в виду международное регулирование (одни и те же нормы действуют в двух или нескольких государствах), а во втором — регулирование внутригосударственное. Двойственность источников не означает возможности разделения международного частного права на две части; предметом регулирования в обоих случаях являются одни и те же отношения, а именно гражданско-правовые отношения международного характера.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и виды источников международного частного права 4

2. Роль международных договоров в области международного частного права 5

3. Роль внутреннего законодательства в области международного частного права. Специальные законы о международном частном праве 17

4. Роль судебной и арбитражной практики 19

5. Роль обычаев в международном частном праве 20

Заключение 22

Литература 24

Работа содержит 1 файл

Источники международного частного права.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     Весьма  схожая  с  этой  формулировка  включена  в  Заключительный  акт  Совещания  по  безопасности  и  сотрудничеству  в  Европе  1975  г.,  являющийся  сводом  политических  обязательств  для  подписавших  его  государств.

     Вместе  с  тем  нельзя  отрицать  того,  что  в  международном  праве  определенно  действует  немало  многосторонних  универсальных  международных  договоров  как  по  числу  участвующих  в  них  государств,  так  и  по  своим  целям,  носящим  глобальный  характер.  Именно  такие  международные  договоры  наряду  с  международным  обычаем  являются  источниками  норм  общего  международного  права,  универсальных  принципов  и  норм  международного  права,  хотя  они  и  не  содержат  указаний  на  то,  что  закрепленные  в  них  положения  являются  общепризнанными  принципами  и  нормами  международного  права.  В  их  числе  можно  назвать:  Устав  ООН,  Венскую  конвенцию  о  праве  международных  договоров  1969  г.  (ВВС  СССР,  1986,  10  сентября,  N  37,  ст.  772),  Венскую конвенцию о дипломатических сношениях от  18  апреля  1961  г.  (ВВС СССР,  1964,  N  18,  ст.  221),  международные пакты по  правам  человека  от  19  декабря 1969  г.  (ВВС СССР,  1976,  N  17,  ст.  291),  Конвенцию ООН по  морскому  праву 1982  г.  (СЗ  РФ,  1997,  N  48,  ст.  5493),  другие,  не  менее важные  многосторонние  международные соглашения.

     Вместе  с  тем,  исходя  из  особенностей  процесса  становления  норм  международного  права,  допустимо полагать,  что общепринятые  принципы  и нормы международного  права могут принимать как форму договора,  так и форму международного  обычая.  Но  для одних государств,  являющихся  участниками международного  договора,  эти принципы  и  нормы  договорные,  а  для  не  участвующих  в  договоре  государств  они  обязательны  как  нормы  обычного  международного  права.  Это  полностью  согласуется  со  ст.  38  Венской  конвенции  о  праве  международных  договоров  1969  г.

     В  теории  международного  права  под  общепризнанными  нормами  и  принципами  понимаются  нормы  и  принципы,  получившие  признание  подавляющего  большинства  государств.  Для  реализации  данной  конституционной  нормы  под  общепризнанными  принципами  и нормами международного  права допустимо понимать  нормы ст.  38  Статута Международного  Суда  ООН,  определяющие,  что источниками международного  права являются:  международные конвенции,  как общие,  так и специальные;  международный обычай  как  доказательство  всеобщей  практики,  признанной  в  качестве  правовой  нормы;  общие  принципы  права,  признанные  цивилизованными  народами.

     В  теории  международного  права  существует  и  такой  подход,  согласно  которому  к  числу  общепризнанных  принципов  относят  только  императивные  принципы  международного  права  (ст.  53  Конвенции  о  праве  договоров  1969  г.),  облекаемые  в  правовую  форму  общим  соглашением  государств.  Основным  источником  таких  принципов  считают  Устав ООН,  т.е.  международный договор.

     Выражение  "общепризнанные  принципы  и  нормы  международного  права"  отличается  от  устоявшихся  в  международном  праве  формул  для  характеристик  различных  категорий  норм  международного  права.  Однако  оно  не  подразумевает  их  всеобщей  обязательности  для  государств,  включая  и  Российскую  Федерацию.  Любые  иные  предложения  на  этот  счет  входят  в  противоречие  с  правилом  ст.  34  Конвенции  о  праве  договоров,  согласно  которому  договор  не  создает обязательств  или прав  для третьего  государства без его на  то  согласия.

     Часть  4  статьи  15  признает  общепризнанные  принципы  и  нормы  частью  правовой  системы  России,  но  их  место  в  иерархии  ее  элементов  не  определяет.  В  практическом  отношении  это  означает,  что  правоприменительные  органы  не  обязаны  отдавать  предпочтение  общепризнанным  принципам  и  нормам  международного  права  перед  принципами  и  нормами  внутреннего  права.

     Элементом  правовой  системы  являются  и международные договоры  Российской  Федерации.  Согласно  п.  "а"  ст.  2  Закона  "О международных договорах Российской  Федерации"  от  15  июля  1995  г.,  под договором Российской  Федерации понимается  международное соглашение,  заключенное  Россией  с  иностранными  государствами  либо  с  международными  организациями  в  письменной  форме  и  регулируемое  международным  правом,  независимо  от  того,  содержится  такое  соглашение  в  одном  документе  или  в  нескольких  связанных  между  собой  документах,  а  также  независимо  от  его  конкретного  наименования  (СЗ  РФ,  1995,  N  20,  ст.  2757).

     Закон  (ч.  3  ст.  1)  относит  к  международным  договорам  России  также  международные  договоры,  в  которых  Российская  Федерация  является  стороной  как  государство  -  правопреемник  СССР.  К  международным  договорам  России  можно  отнести  и  договоры  Российской  империи.  Подтверждением  этому  может  служить  российско-французское  Соглашение  об  окончательном  урегулировании  взаимных  финансовых  и  имущественных  требований,  возникших  до  9  мая  1945  г.,  включая  займы  и  облигации  Российской  империи  от  27  мая  1997  г.  (БМД,  1997,  N  10).

     Пункт  "г"  ч.  2  ст.  125  Конституции  относит  к  этой  категории также не  вступившие  в силу  международные договоры.  Однако  не  всякий  международный договор входит  в правовую  систему РФ.  Согласно  ч.  1  ст.  89  ФКЗ о Конституционном Суде  РФ,  запрос  о проверке  конституционности не  вступившего  в  силу  международного  договора  допустим,  если  упоминаемый  в  запросе  международный  договор  России  подлежит  ратификации  Государственной  Думой  или  утверждению  федеральным  органом  исполнительной  власти.

     Согласно  ч.  4  ст.  15  Конституции,  нормы международных договоров имеют преимущественную  силу  перед законами  в том случае,  если  они содержат  иные  правила поведения.  При этом  выражение "иные  правила"  подразумевает любые несоответствия  правил  закона  и  договора.  Согласно  п.  "а"  ч.  1  ст.  15  Закона  о  международных  договорах,  такие  международные  договоры  подлежат  обязательной  ратификации.

     Важное  значение  для  определения  места  международных  договоров  в  российской  правовой  системе  имеет  норма  ст.  22  Закона  о  международных  договорах,  согласно  которой  если  международный  договор  содержит  правила,  требующие  изменения  отдельных  положений  Конституции,  то  решение  о  согласии  на  его  обязательность  для  России  возможно  в  форме  федерального  закона  только  после  внесения  соответствующих  поправок  в  Конституцию  или  пересмотра  ее  положений.  Тем  самым  гарантируется  юридический  статус  Конституции  как  нормативного  акта,  обладающего  высшей  юридической  силой.

     Конституционное  положение  о  взаимодействии  международного  и  внутригосударственного  права  подчас  не  учитывается  законодателем.  Например,  часть  1  ст.  3  УПК  исходит  из  того,  что  уголовно-процессуальное  законодательство  Российской  Федерации  учитывает  международные  договоры  России,  относящиеся  к  исполнению  наказаний  и  обращению  с  осужденными  в  соответствии  с  экономическими  и  социальными  возможностями  страны  и  общества.  Между  тем  конституционная  норма  связывает  преимущественное  применение  правил  международного  договора  только  с  фактом  несовпадения  правил  поведения,  а  не  с  какими-либо  дополнительными  не  правовыми  условиями.

     Международный  договор,  устанавливающий  иные  правила,  не  отменяет  действия  российского  закона.  Его  преимущественная  сила  может  проявляться  только  на  стадии  право  применения.  Несоответствие  норм  закона  и  международного  закона  не  ведет  к  автоматической  отмене  или  неприменимости  закона.  Правила  договора  применяются  и  приоритетны  только  тогда,  когда  речь  идет  о  правоотношениях  с  партнерами  по  договору.

      Цель  договоров  состоит  в  том,  чтобы  обеспечить  взаимное  признание  и  соблюдение  имущественных  и  личных  прав  граждан  одного  государства  на  территории  другого.  Договоры  строго  исходят  из  принципов  равенства  и  уважения  суверенитета  каждой  страны.  В  них  регулируются  отношения  по  вопросам  сотрудничества  между  органами  юстиции,  правовой  защиты,  определения  и  разграничения  компетенции  судов  и  применения  права,  процессуальных  прав  иностранцев,  исполнения  поручений  о  правовой  помощи,  признания  и  исполнения  решений  по  гражданским  и  семейным  делам,  признания  и  пересылки  документов,  выдачи  преступников  и  другим  видам  помощи  по  уголовным  делам.  Таким  образом,  действует  система  договоров  о  правовой  помощи,  в  которых  решается  целый  комплекс  вопросов,  касающихся  сотрудничества  органов  юстиции  и  охраны  прав  граждан1.

      Наиболее  важным  источником  международного  частного  права  являются  торговые  договоры  (о  торговле,  торговле  и  мореплавании).  Эти  договоры  устанавливают  общий  режим,  применяемый  в  торговле  РФ  с  соответствующим  иностранным  государством.  В  этих  договорах  определяется  правовое  положение юридических  лиц  и  граждан,  содержатся  правила  по  вопросам  торгового  арбитража. 

      С  рядом  стран  были  заключены  специальные  соглашения  о  торговом  судоходстве  (например,  с  Великобританией).  Со  многими  странами  (США,  Великобританией,  Финляндией,  Швецией,  Норвегией,  Австрией,  ФРГ  и  др.)  подписаны  соглашения  об  избежании  двойного  налогообложения.  С  Великобританией,  ФРГ,  Финляндией,  Францией,  Бельгией,  Нидерландами,  Канадой,  Китаем,  Испанией,  Италией,  Австрией,  Турцией,  Кореей,  Швейцарией  и  другими  странами  заключены  соглашения  о  взаимной  защите  капиталовложений.

      В  современных  условиях  повысилась  роль  межправительственных  организаций  в  кодификации  правил  международного  частного  права,  подготовке  проектов  различных  международных  соглашений.

      Генеральная  Ассамблея  ООН  по  инициативе  Венгрии  рассмотрела  «меры,  которые  должны  быть  приняты  для  прогрессивного  развития  в  области  международного  частного  права,  в  особенности  с  целью  содействия  развитию  международной  торговли».  В  результате  в  1966  году  был  создан  специальный  орган  —  Комиссия  ООН  по  праву  международной  торговли  (ЮНСИТРАЛ).

      Задача  комиссии  состоит  в  том,  чтобы  содействовать  «прогрессивному  согласованию  и  унификации  правил  международной  торговли».  На  комиссию,  в  частности,  возложены  подготовка  новых  международных  конвенций,  типовых  и  единообразных  законов  в  области  права  международной  торговли,  содействие  кодификации  международных  торговых  обычаев,  сбор  и  распространение  информации  в  этой  области.

      В  качестве  первоочередных  комиссия  определила  следующие  темы  из  своей  программы  работы:  международная  купля-продажа  товаров,  международные  платежи,  коммерческий  арбитраж.  На  основе  подготовленных  проектов  был  принят  ряд  конвенций.  К  их  числу  относятся  Конвенция  ООН  о  договорах  международной  купли-продажи  товаров.  Конвенция  об  исковой  давности  в  международной  купле-продаже  товаров.  Конвенция  ООН  о  морской  перевозке  грузов,  а  также  Арбитражный  регламент  ЮНСИТРАЛ  и  Примирительный  регламент  ЮНСИТРАЛ. 

      Разработкой  проектов  конвенций  в  области  международного  частного  права  занимается  также  Гаагская  конференция  по  международному  частному  праву. 

      К  области  семейного  права  относятся  10  из  29  Гаагских  конвенций.  Это  —  Конвенция  о  заключении  брака  и  признании  его  недействительным  1978  года;  Конвенция  о  праве,  применимом  к  имуществу  супругов,  1978  года;  Конвенция  о  признании  развода  и  судебного  разлучения  супругов  1970  года;  Конвенция  о  праве,  применимом  к  алиментным  обязательствам  в  отношении  детей,  1956  года;  Конвенция  о  признании  и  исполнении  решений  по  делам  об  алиментных  обязательствах  в  отношении  детей  1958  года;  Конвенция  о  компетенции  и  применимом  праве  в  отношении  защиты  несовершеннолетних  1961  года  и  ряд  других  конвенций  о  правовом  положении  детей.  Из  конвенций  в  других  областях  следует  обратить  внимание  на  Конвенцию  о  коллизиях  законов  относительно  формы  завещательных  распоряжений  1961  года,  Конвенцию  о  праве,  применимом  к  ответственности  изготовителя  1973  года  и  некоторые  другие.

      Значительную  работу  в  этой  области  проводит  также  такая  межправительственная  организация,  как  Международный  институт  по  унификации  частного  права  (УНИДРУА)  в  Риме.  Им  были  подготовлены  проекты  конвенций  по  целому  ряду  вопросов  (международной  купле-продаже  товаров,  представительству,  перевозкам  грузов  и  пассажиров,  а  также  по  иным  вопросам).

Информация о работе Источники международного частного права