Исследование МККК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Природа вооруженного конфликта, его причины и следствия изменились за истекшие годы. В связи с этим международное сообщество должно ожидать возникновения новых потребностей жертв вооруженного конфликта в плане защиты и готовиться к этому. В прошлом году Женевским конвенциям исполнилось 60 лет и Международный комитет красного креста счел эту годовщину подходящим моментом для того, чтобы не только оглянуться на то, что было сделано с 1949 г., но и оценить стоящие перед нами вызовы – как сегодня, так и в будущем.

Работа содержит 1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ МККК.doc

— 71.50 Кб (Скачать)


ИССЛЕДОВАНИЕ МККК
о текущем состоянии международного гуманитарного права

Природа вооруженного конфликта, его причины и следствия изменились за истекшие годы. В связи с этим международное сообщество должно ожидать возникновения новых потребностей жертв вооруженного конфликта в плане защиты и готовиться к этому. В прошлом году Женевским конвенциям исполнилось 60 лет и Международный комитет красного креста  счел эту годовщину подходящим моментом для того, чтобы не только оглянуться на то, что было сделано с 1949 г., но и оценить стоящие перед нами вызовы – как сегодня, так и в будущем.

 

       Основные цели:

       Понять современные гуманитарные задачи

       Попытаться найти возможные правовые решения

И в связи с этим провел  внутреннее исследование  преследующее две основные цели: выявить и более четко и ясно понять гуманитарные проблемы, вызванные вооруженными конфликтами, и выработать для них возможные правовые решения путем развития или разъяснения права.

Исследование уделяло особое внимание немеждународным вооруженным конфликтам, однако не ограничивалось ими. Было проанализировано свыше тридцати вопросов, вызывающих озабоченность. В каждом случае МККК сначала оценивал реальные гуманитарные потребности, исходя при этом из собственного опыта и опыта других организаций. Затем он оценивал ответные меры, предлагаемые гуманитарным правом по данным вопросам, стремясь найти пробелы и слабые места в этой отрасли права.

На сегодня исследование близко к завершению и мне зотелось бы ознакомить вас в общих чертах с его основными выводами.

 

Главный вывод

       МГП – достаточная база для регулирования поведения сторон в конфликтах

       Необходимо добиться более сторого соблюдения уже существующих норм, а не принимать новые

       Применимость других правовых режимов

       Но есть и исключения из общего вывода

 

 

В результате исследования был сделан вывод о том, что по большинству рассмотренных вопросов гуманитарное право, в целом, остается достаточной основой для регулирования поведения сторон в вооруженных конфликтах, как международных, так и немеждународных. Договорное и обычное право активно развивалось в течение прошедших лет: пробелы восполнялись, неясные моменты уточнялись. Опыт последнего времени показал непреходящую актуальность  гуманитарного права в деле спасения человеческих жизней и сохранения человеческого достоинства во время вооруженного конфликта. Что необходимо сделать в большинстве случае – для улучшения положения лиц, пострадавших в результате вооруженных конфликтов – так это добиться более строгого соблюдения уже действующих правовых норм, а не принятия новых. Можно с большой долей уверенности сказать, что если бы все заинтересованные стороны соблюдали гуманитарное право в полном объеме, то большинство стоящих перед нами вопросов гуманитарного характера не возникло бы. Следовательно, все попытки укрепления гуманитарного права должны предприниматься на уже существующей правовой основе.

Но исследование также показало, что гуманитарное право не всегда в полной мере соответствует действительным гуманитарным потребностям.

Некоторые из существующих вызовов – в плане защиты лиц и объектов во время вооруженного конфликта – представляют собой результат пробелов или слабости существующей правовой базы, которая нуждается в дальнейшем развитии или разъяснении. Точнее говоря, МККК пришел к выводу о том, что в гуманитарном праве должны быть выработаны новые решения в четырех основных областях.

 

4 основные области, требующие развития

 

       Немеждународные вооруженные конфликты

       защита лиц, лишенных свободы

       имплементация МГП

       охрана окружающей среды

       защита лиц, перемещенных внутри страны

Первая из них – защита лиц, лишенных свободы, особенно в ситуациях немеждународного вооруженного конфликта. МККК каждый год посещает сотни тысяч лиц, содержащихся под стражей, что дает нашей организации уникальную возможность увидеть правовые и практические проблемы, связанные с лишением свободы. Конечно, справедливо утверждать, что в некоторых случаях отсутствие надлежащих инфраструктуры и ресурсов препятствует созданию должного режима содержания под стражей; однако нехватка правовых норм, применимых в рамках немеждународного вооруженного конфликта, представляет собой ничуть не меньшее препятствие для защиты жизни, здоровья и человеческого достоинства лиц, взятых под стражу. Разумеется, неудовлетворительные материально-бытовые условия содержания под стражей могут иметь и очень часто имеют непосредственные и необратимые последствия для физического и психического здоровья содержащихся под стражей лиц. Нехватка полноценного питания, воды, одежды, санитарного оборудования и жилых помещений, а также отсутствие доступа к медицинской помощи, когда это необходимо, является наиболее часто встречающейся проблемой в местах содержания под стражей. В силу своих особых потребностей в плане защиты, некоторые категории лиц – например, женщины и дети – могут подвергаться большей опасности, чем другие. Однако, если в случае международных вооруженных конфликтов действуют подробно расписанные обязательные нормы, регулирующие условия содержания под стражей, при немеждународных вооруженных конфликтах дело обстоит совсем иначе, особенно если эти конфликты не подпадают под действие Допонительного протокола II и, следовательно, регулируются исключительно статьей 3, общей для всех четырех Женевских конвенций.

 

 

Кроме этого важным является обеспечение возможности посещения лиц, содержащихся под стражей, независимой и нейтральной организацией, такой как МККК. Такие посещения помогают властям выявлять проблемы, а также служат базой для ведения диалога по улучшению обращения с заключенными и материальных условий их содержания. Право посещения лиц, лишенных свободы, признается правом, регулирующим международные вооруженные конфликты. Однако, несмотря на то, что сегодня захват и заключение под стражу большинства лиц происходит в ходе немеждународных вооруженных конфликтов, такое право посещать задержанных не предусматривается правовыми нормами, регулирующими этот вид конфликтов. Исходя в основном из этих соображений, МККК считает, что существует крайняя необходимость в изучении новых возможностей для выработки комплексных правовых решений вопроса обеспечения защиты лиц, лишенных свободы во время немеждународных вооруженных конфликтов.

 

Имплементация

       Механизмы контроля за соблюдением и мониторинг

 

       Репарации жертвам насилия

       реституция

       восстановление в правах

       возмещение  и гарантии неповторения

       финансовые компенсации

 

Еще одной областью, в которой незамедлительно требуется выработка правовых принципов, является имплементация гуманитарного права и осуществление репараций жертвам насилия. Недостаточный уровень соблюдения действующих норм является основной причиной, вызывающей страдания людей в ходе вооруженных конфликтов. В прошедшие годы особое внимание уделялось разработке процессуальных мер в области уголовного права с целью предать суду и наказать тех, кто совершил серьезные нарушения норм гуманитарного права; однако до сих пор ощущается нехватка действенных средств для пресечения и исправления нарушений. Большинство механизмов, существующих в рамках гуманитарного права, пока оказываются недостаточно эффективными. Меры контроля за противоборствующими сторонами в условиях международного вооруженного конфликта никогда или почти никогда не используются на практике. Обычно причиной тому является отсутствие согласия со стороны участников конфликтов их применять. Что касается вооруженных конфликтов немеждународного характера, то таких мер просто не существует. Наоборот, мониторинг в ходе вооруженных конфликтов стал возможен благодаря механизмам, разработанным за пределами гуманитарного права: например, в рамках деятельности Совета Безопасности ООН, Совета ООН по правам человека или региональных систем по правам человека. Основным преимуществом таких механизмов обычно является возможность их использования без необходимости получения согласия сторон в конфликте. Они также применяются ко всем формам вооруженных конфликтов - как международных, так и немеждународных. Однако для этих механизмов также существуют ограничения. Например, некоторые механизмы уделяют основное внимание деятельности государств и не рассматривают обязанностей сторон, не принадлежащих к государственным структурам. И хотя существует насущная необходимость в повышении уровня соблюдения гуманитарного права всеми сторонами в конфликте, действующая система имплементации предлагает лишь малоэффективные или частичные решения.

 

Необходимость в системе, обеспечивающей удовлетворение потребностей жертв, представляется совершенно очевидной. Еще одним важным вопросом, тесно связанным с вопросом имплементации, является вопрос компенсаций для лиц, пострадавших от нарушений гуманитарного права. Компенсации необходимы жертвам как средство, которое поможет им начать жить заново, преодолев тяжелые испытания, выпавшие на их долю. Компенсации должны быть адаптированы к обстоятельствам и потребностям жертв. Это не обязательно подразумевает денежную компенсацию: речь может идти о реституции, восстановлении в правах, возмещении и предоставлении гарантий того, что насильственные действия больше не повторятся.

 

Защита окружающей среды

       Недостаточная регламентация норм

       Предотвращение долгосрочных последствий для окружающей среды

       Профилактическая деятельность – демилитаризованные зоны

Третьей проблемной областью, требующей укрепления гуманитарного права, является охрана природной среды. Серьезный вред, нанесенный природе в ходе ряда вооруженных конфликтов, только усилил незащищенность лиц, пострадавших в результате боевых действий. Природная среда ценна сама по себе, но от нее также зависят человек, его источники существования и благополучия. Природная среда играет важнейшую роль в обеспечении выживания нынешних и будущих поколений. Однако законодательство, касающееся защиты природной среды при вооруженных конфликтах, не всегда содержит четкие положения – к тому же, оно разработано в недостаточной степени. К примеру, в договорном праве не содержится конкретного требования защищать и охранять природную среду при военных действиях, которые ведутся в рамках немеждународного вооруженного конфликта. Нельзя не признать, что в обычном международном праве содержится ряд актуальных для этой проблематики положений – к примеру, обязательство не превращать окружающую среду в объект нападения, если только речь не идет о военном объекте, а также запрещение нападений, которые могут причинить чрезмерный сопутствующий ущерб природной среде. Однако для того, чтобы повысить уровень защиты природной среды при вооруженном конфликте, следует более детально и четко определить сферу применения и значение этих норм обычного права.

 

Следует создать новую систему, которая обеспечит и профилактическую деятельность – к примеру, следует рассмотреть возможность объявления районов, имеющих особое значение с экологической точки зрения, демилитаризованными зонами до начала вооруженного конфликта или, по крайней мере, в самом его начале. Подобные зоны могут включать территории, характеризующиеся уникальными экосистемами, или территории с вымирающими видами флоры и фауны.

Лица, перемещенные внутри страны

       Правовой статус

       Адаптация

       Гуманитарные потребности лиц

Защита лиц, перемещенных внутри страны, - это четвертая область гуманитарного права, требующая укрепления. Предоставление надлежащей защиты лицам, перемещенным внутри страны, - один из сложнейших видов гуманитарной деятельности. Большой опыт работы МККК в этой области подтверждает данное утверждение. Конкретная правовая защита, предоставляемая таким лицам, по-прежнему недостаточна.

 

Бывает, что лица, перемещенные внутри страны, которые были вынуждены покинуть свои дома и земли, дающие им средства к существованию, лишаются возможности заработать себе на жизнь. Бывает, что они оказываются в изоляции и проживают в опасных районах. Они могут стать жертвами жестоких действий: принудительной вербовки в вооруженные силы, изнасилований или даже убийства. Они могут оказаться разлученными с членами своих семей. Те из них, кто бежал без документов, подтверждающих их гражданский статус, могут испытывать трудности с получением доступа к социальным службам и услугам, или со свободным перемещением по стране. Следовательно, необходимы дальнейшая разработка и усовершенствование правовых норм, которые бы позволили обеспечить определенные гарантии, например, гарантию сохранения единства семьи или возможности для лиц, перемещенных внутри страны, получить документы, необходимые им для того, чтобы они могли осуществлять свои права. Положение лиц, перемещенных внутри страны, может резко усугубиться, если они вынуждены пребывать вдали от дома в течение длительного времени, не имея возможности ни вернуться в свои дома или места своего постоянного проживания, ни найти какое-либо другое решение в долгосрочной перспективе. Возможно, их имущество уничтожено или захвачено другими лицами; земли, на которых они проживают или которые они обрабатывают, могут быть оккупированы или же стать непригодными для использования из-за военных действий. Кроме того, в случае возвращения лица, перемещенные внутри страны, могут подвергнуться репрессалиям. У них также могут возникать сложности с адаптацией к новым условиям жизни в том месте, где они нашли приют. Однако международное договорное право в том виде, в котором оно существует в настоящее время, не содержит положений, необходимых для решения всех вышеперечисленных вопросов. Поэтому в рамках гуманитарного права необходимо выработать нормы, позволяющие создать лицам, перемещенным внутри страны, нормальные условия для возвращения в свои дома или места своего постоянного проживания.

 

Заключение

       Дальнейший диалог с государствами – консультации и рекомендации

Информация о работе Исследование МККК