Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей, одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая подзаконода-тельное регулирование (административное нормотворчество), внешнеполитическое представительство, административный контроль, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

3.   Вносит в Мажилис проекты законов  и обеспечивает исполнение законов;

4.   Организует управление государственной  собственностью;

5.   Вырабатывает меры по проведению  внешней политики Республики;

6.  Руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;

7. Отменяет  или приостанавливает полностью  или в части действие актов  министерств, государственных комитетов,  иных центральных и местных  исполнительных органов Республики;

8. Назначает  на должность и освобождает  от должности руководителей центральных  исполнительных органов, не входящих  в состав Правительства;

9. Нназначает на  пятилетний срок  на должность четырех  членов Счетного  комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

10. Выполняет  иные функции, возложенные на  него Конституцией, законами и  актами Президента. 
 

Статья 69

1. Правительство  Республики Казахстан по вопросам  своей компетенции издает постановления,  имеющие обязательную силу на всей территории Республики.  

2. Премьер-Министр  Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу на  всей территории Республики.

 
3. Постановления Правительства и  распоряжения Премьер-Министра не  должны противоречить Конституции,  законодательным актам, указам и распоряжениям Президента Республики.
 

     Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему  исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью, однако Правительство в Республике Казахстан существует несамостоятельно и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики. Все кадровые назначения в правительстве делает лично Президент. Деятельность правительства носит в большей степени технический характер, оно не наделено полномочиями проводить самостоятельную, несогласованную с Президентом, инициативную политику. Основным посредником между Кабинетом министров и Президентом является Администрация Президента Республики Казахстан, которая занимает важное место  в системе государственной власти. Она представляет собой государственный орган, образуемый лично Президентом страны, непосредственно ему подчиненный и подотчетный.

     Администрация Президента Республики Казахстан была создана в октябре 1995 года на базе Аппарата Президента Республики Казахстан. Структурная реорганизация одного ведомства в другое произошла после ряда важных политических событий, таких как роспуск объявленного Конституционным судом нелегитимным Верховного совета РК XIII созыва, проведение референдумов по продлению полномочий Президента страны до 2000 года и принятие новой Конституции РК. В последнем случае произошло перераспределение властных полномочий от всех трех ветвей государственной власти к Президенту и закрепление за ним доминирующего положения в политико-властной системе с обеспечением сильными механизмами самозащиты и воздействия на правительство, парламент, суды и местные органы власти.

     Государственная  власть в Казахстане едина  и включает законодательную власть, осуществляемую Парламентом; исполнительную власть, осуществляемую Правительством, которое состоит из центральных органов (министерств, ведомств и агентств) и местных органов (акиматов); судебную власть, осуществляемую государственными судами (Верховным судом и местными судами). 
    Согласно ст.70 Конституции РК, «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Казахстан».  
Перед вновь избранным Мажилисом Парламента Премьер-Министр Республики ставит вопрос о доверии Правительству. В случае выражения Мажилисом доверия Правительство продолжает исполнять свои обязанности, если иное не будет решено Президентом Республики. 
Правительство заявляет Президенту Республики об отставке в случае выражения Мажилисом Парламента или Парламентом вотума недоверия Правительству. Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки. Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

        Правительство Итальянской Республики (Второй Раздел Глава Третья) формируется Парламентом, который состоит двух палат - Палаты депутатов и Сената. Правительство Республики состоит из министров и председателя совета, которые вместе образуют Совет министров. В соответствии с канонами парламентарной республики глава итальянского государства после консультаций с председателями палат парламента и лидерами парламентских групп назначает председателя Совета министров, а по его предложению – отдельных министров. На практике решающую роль в определении персонального состава правительства играют политические партии, вошедшие в правящую коалицию. Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. По предложению главы правительства из числа министров могут назначаться  один или несколько вице-председателей, осуществляющих функции председателя Совета министров в случае его отсутствия или имеющихся препятствий для выполнения им своих обязанностей. Если назначение вице-председателя не состоялось, обязанности главы правительства осуществляет старший по возрасту министр. Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров и индивидуально - за действия своих ведомств. Министры несут также уголовную ответственность за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей. В состав правительства входят не только министры, возглавляющие определенные ведомства (министерство внутренних дел, юстиции, обороны, финансов и т.д.), но и министры без портфеля, занимающиеся определенными вопросами правительственной деятельности на основе поручений со стороны председателя Совета министров. Кроме того, по предложению главы правительства декретом президента могут быть назначены заместители министров, которые в силу сложившихся в Италии традиций являются членами парламента (министры могут, но не обязаны быть депутатами). Заместители помогают своим министрам в осуществлении их административных функций, в вопросах взаимоотношений с парламентом, а также замещают министров в случае отсутствия или имеющихся препятствий для выполнения ими своих функций. Вновь сформированное правительство должно в течение 10 дней заручиться доверием палат парламента, перед которыми оно несет ответственность.

     Полномочия  Совета министров в Конституции  Италии подробно не прописаны. Фактически же правительство реализует многие полномочия, формально принадлежащие президенту. Совет министров не только руководит деятельностью государственного аппарата, но и осуществляет регламентарную власть. Регламентарная власть в Италии осуществляется декретами президента республики, издаваемыми по решению правительства, и актами отдельных министров. Итальянское конституционное право различает: 1) исполнительные регламенты, изданные во исполнение какого-либо конкретного закона; 2) автономные регламенты, изданные без ссылки на какой-либо определенный закон, в рамках общей компетенции правительства; 3) организационные регламенты, содержащие положения о государственных учреждениях, их структуре и компетенции.

      Итак, разница  очевидна: если  в Итальянской республике правительство  формируется Парламентом, то в  Республике Казахстан в формировании Правительства принимает непосредственное участие президент. Глава правительства  Казахстана назначается президентом, после одобрения его кандидатуры большинством парламента. По представлению кандидатур премьер-министром опять же президентом назначается Персональный состав правительства. Это значит, что в Республике Казахстан правительство во всей своей деятельности ответственно перед президентом и только в случаях, предусмотренных в Конституции, перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Тогда как  в Италии Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом и должно иметь доверие в обеих палатах.  

     В  заключение проведем краткое  сопоставление исполнительной власти  в Италии и Казахстане и  исполнительной власти в России. Согласно действующей Конституции (1993 года) в России - республиканская форма правления. Однако политологи называют Россию  «президентско-парламентской» или «полупрезидентской» республикой — данный вопрос является дискуссионным. Хоть монополия в вопросе формирования правительства не принадлежит ни президенту, ни парламенту, приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту.  
   Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство, которое состоит
из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом РФ с согласия Государственной Думы. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом  по предложению Председателя Правительства.

     Президент (Глава 4, статьи ) РФ является главой государства  и Верховным Главнокомандующим  РФ. Им обеспечивается согласованное  функционирование и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации избирается на шесть ( с 2012 года ) лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Хотя формально Президент не является главой исполнительной власти, он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно – через Правительства, либо путем назначения на должности или освобождения от должностей, а так же издание своих нормативных и распорядительных актов. Поэтому есть определенные основания отнести Президента Российской Федерации к числу должностных лиц исполнительной власти. Из всего вышесказанного следует, что закрепленные в Конституции положения и специфика реализации исполнительной власти в РФ больше схожи с исполнительной властью в республике Казахстан, нежели с Итальянской Республикой. 
 
 
 

Использованные  источники:

 
1.  Конституция Республики Казахстан

2.  Конституция Итальянской Республики

3.  Конституция Российской Федерации

    4.  Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова.  М.: Эксмо, 2009.

    5.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. Авт. Колл. И отв. Ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2005.

6.       Электронный Юридический словарь  www.jur-words.info 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ