Институт омбудсмена в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность омбудсмена юстиции , и долгое время оставался чисто шведским «изобретением». Однако после второй мировой войны институт омбудсмена стремительно завоевывал популярность в разных странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это представитель гражданского общества, который должен реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников, и применять предоставленные ему этим же государством меры воздействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК СУБЪЕКТ ПРАВА……….
1.1. Возникновение и становление института омбудсмена……………..
1.2. Правовой статус института омбудсмена……………………………..
1.3. Задачи и цели введения института омбудсмена…………………….
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА……………………
2.1. Специфика института омбудсмена в США…………………………..
2.2. Права омбудсмена в США и современные сферы деятельности…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Институт омбудсмена .doc

— 179.50 Кб (Скачать)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
 

 

Отделение программ высшего профессионального образования

Система государственного и муниципального управления

 

                                              Курсовая работа

 

                                   Институт омбудсмена в США

 

 

                                                                                 Выполнил студент 6 курса (6 года

                                                                                 обучения) заочной формы обучения  на базе 

                                                                                 среднего (полного) общего образования

Специальность: 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

____________________________

       

2 февраля 2013 г. 

 

Преподаватель:

 

к.ф.н., доцент кафедры  государственного регионального управления Карельского филиала РАНХиГС

 «_____»__________________2013г.

Дата сдачи __________________________

Оценка _____________________________

Подпись руководителя________________

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК СУБЪЕКТ  ПРАВА……….

6

1.1. Возникновение и становление   института омбудсмена……………..

6

1.2. Правовой статус института омбудсмена……………………………..

9

1.3. Задачи и цели  введения института  омбудсмена…………………….

12

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА……………………

17

2.1. Специфика института омбудсмена  в США…………………………..

17

2.2. Права омбудсмена в США и  современные сферы деятельности…...

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

30

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

32


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наряду с традиционными, классическими механизмами контроля, к которым относят судебный, парламентский  и общественный контроль, за деятельностью  государственных органов и обеспечения соблюдения ими прав граждан, в мировой практике последних десятилетий получил значительное распространение новый институт. Это так называемый институт омбудсмена, который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира.

Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность омбудсмена юстиции1, и долгое время оставался чисто шведским «изобретением». Однако после второй мировой войны институт омбудсмена стремительно завоевывал популярность в разных странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это представитель гражданского общества, который должен реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников, и применять предоставленные ему этим же государством меры воздействия. Идея омбудсмена из скандинавских стран постепенно распространилась во многие другие государства. Сегодня институт национальных омбудсменов является неотъемлемым элементом правовой системы в странах Европейского Сообщества, а также в Австралии, Новой Зеландии, Израиле. Создан также Европейский Омбудсмен как институт европейского права2. Процесс постепенного распространения омбудсмена по всему миру свидетельствует об отнесении его к числу общечеловеческих правовых ценностей и способности к трансформации в соответствии с национальными особенностями того или иного государства. Механизм защиты прав человека является значимой преградой произволу, барьером на пути встречающихся противоправных действий со стороны государственных чиновников в отношении прав и свобод человека. Права человека реализуют сущность самого человека, его способность к логическому, абстрактному мышлению, к творчеству, саморазвитию, они обуславливают его социальную активность и ответственность. Без соблюдения прав человека общество обречено на деградацию и угасание. В современных условиях любое общество не имеет другого выбора для своего выживания и прогресса. Нельзя недооценивать социальную роль института омбудсмена, потому что как политический и правовой институт он является необходимой формой развития и возвышения государственности и демократии.

Сегодня институт омбудсмена - это конституционный институт во многих странах мира, который стал результатом поиска новых институциональных  форм с целью сделать механизм защиты прав человека более эффективным, в том числе и в Соединенных Штатах Америки.

Среди альтернативных процедур урегулирования споров в американской правовой системе  институт омбудсмена (ombudsmаn), выделяется особо. Он выражает обобщенное понятие  специальной службы или должность  лица по рассмотрению жалоб граждан и урегулированию конфликтов в сфере государственного управления. В традиционных исследованиях институт омбудсмена относят к сфере конституционного и административного права. Однако опыт США корректирует такое правило и позволяет рассматривать этот институт как элемент не только публичного, но и частного права. В частноправовом смысле омбудсмен понимается как особая форма урегулирования разногласий, касающихся граждан при рассмотрении их жалоб на нарушения прав в различных сферах, альтернативно существующая наряду с судебной и иными несудебными частными формами защиты.

Целостных и системных научных  исследований, анализа конституционных, правовых и иных основ деятельности института омбудсмена и его места  в системе государственных органов  США, на сегодняшний день в нашей стране, фактически не имеется.

Актуальность выбранной мною темы курсовой работы обусловлена возрастающей необходимостью защиты прав и свобод человека в связи с продолжающимися  процессами формирования социально-экономической, политической и духовной сфер жизни нашего общества. В связи с этим опыт Соединенных Штатов Америки в этой сфере является актуальным.

Целью данной работы является исследование  опыта деятельности института омбудсмена, его правового положения на примере  Соединенных Штатов Америки, где этот институт развит и имеет многолетнюю историю.

Основные задачи работы - исследование основ, форм и специфики  деятельности института омбудсмена в США.

Объектом исследования является институт омбудсмена в Соединенных Штатах Америки, его роль в процессе осуществления защиты прав, свобод и интересов человека.

Предмет исследования – понятие, значение и роль института омбудсмена в  обеспечении защиты прав и интересов  человека.

В работе использовались труды таких отечественных авторов как Доронина О.Н., Калинин В.А., Зеленцов А.Б., Цымбалова Н.А., Ливеровский А.А., и др., а также информация с некоторых электронных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

глава 1. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА КАК СУБЪЕКТ ПРАВА

   

1.1. Возникновение и становление   института омбудсмена

    

Институт омбудсмена получил мощное развитие после окончания Второй мировой войны. В то время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата стала международным днем прав человека.

Само понятие “омбудсмен” (ombuds или ombudsperson) является иностранным и для русского, и для английского языка. Оно пришло из Скандинавии и первоначально переводилось в англоязычных странах (например, в Великобритании) как “парламентский комиссионер”. Но впоследствии, ввиду не совсем точного перевода, было заимствовано полностью. Существует несколько версий происхождения термина “омбудсмен”. Так, в средневековом шведском языке слово “umbud” означало силу и авторитет. Норвежским словом “ombud” первоначально называлось лицо – посол или делегат, — которое обращалось с посланием к народу от имени короля. В средневековых германских племенах “омбудсменами” были люди, которым поручалось собирать штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы. Так или иначе, по прошествии времени основным смысловым значением “омбудсмена” стало понятие авторитетного представителя других лиц, защитника интересов слабых от нарушений со стороны сильных. Так же, под омбудсменом понимается "достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и на опосредованный парламентский контроль в форме надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений"3. Некоторые исследователи предполагают, что корни компетенции этой фигуры просматриваются в римских должностях цензоров, трибунов, провинциальных прокураторов.

Первые исторические вехи в развитии института омбудсмена связаны с эпохой абсолютной монархии когда в Швеции, в XVI веке, возникла фигура Главного Сенешаля ("drotsen"), которому вменялось в обязанность осуществлять от имени верховной власти короля надзора за деятельностью судей и отправлением правосудия и представлять доклады королю. Другому должностному лицу (General Richz Schultz), примерно в то же время было дано право прямого воздействия на судебных чиновников, вплоть до их обвинения в суде4. Далее происходит расширение сферы такого контроля со стороны королевской власти и на администрацию королевства. Этот этап связан с именем Карла XII.

После поражения под  Полтавой в 1709 г. Карл уезжает в Турцию, но в Швеции в этот период начинаются волнения и беспорядки. Своим указом в 1713 г. Карл XII учреждает должность королевского омбудсмена (Konungens Ho"gsta Ombudsmanen), который с 1719 г. стал называться канцлером юстиции (Justitie Kansler)5. Его главной функцией являлось осуществление надзора за деятельностью судей, гражданских служащих, обеспечение должного исполнения ими национальных законов. Однако канцлер был слугой короля и подчинялся правительству, то есть, не обладал достаточной независимостью для того, чтобы эффективно защищать граждан6.

После смерти Карла XII следует  сложный период, когда на разных этапах канцлер юстиции либо полностью подчинялся королю, либо становился в большей степени подотчетен законодателям или землям, получая значительную независимость. Окончательное освобождение Швеции от абсолютизма (после убийства короля Густава III и свержения его преемника Густава IV) ознаменовалось принятием парламентом Швеции в новой Конституции, в основе которой лежал принцип равновесия власти короля и парламента.

Конституция вводила  должность омбудсмена юстиции (Justitie-Ombudsmanen). В отличие от канцлера  омбудсмен юстиции выходил из-под опеки короля и становился подотчетен парламенту, который его избирал и которому он должен был представлять ежегодный доклад о своей деятельности, будучи в своей деятельности независимым и не подчиняющимся никому, кроме закона. В сферу его компетенции входил надзор за администрацией, юстицией и даже Церковью7.

В настоящее время  в Швеции действует бюро омбудсменов из четырех человек: Главный парламентский омбудсмен и три Парламентских омбудсмена.

Второй страной, где  был введена должность омбудсмена, стала Финляндия, а с середины ХХ века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Сама должность омбудсмена в настоящее время носит в разных странах различные наименования. В скандинавских странах используется название Омбудсмен юстиции, в англоязычных странах – парламентский уполномоченный. В Израиле – уполномоченный по жалобам, уполномоченный по правам граждан – в Польше, уполномоченный по правам человека – в нашей стране. Используются такие термины, как: посредник, медиатор во Франции, проведор юстиции в Португалии, помощник граждан в штате Айова, США, адвокат народа в Румынии. В названии этого института применяется также термин "защитник", подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан: защитник граждан в Канаде, народный защитник (омбудсман) в Испании, публичный защитник в штате Небраска, США, гражданский защитник в некоторых итальянских провинциях и др8.

В целом омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее специальный парламентский контроль в форме надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений9.

Таким образом, институт омбудсмена в международном праве  представляет собой достаточно новое явление, хотя зачатки современного института омбудсмена не являются новеллой в истории развития современной человеческой цивилизации.

Информация о работе Институт омбудсмена в США