Гражданство в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного
права, так и для практической государственно-правовой деятельности.
Гражданство является одним из основных признаков государственного
суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь,
содержится источник существования и развития гражданства

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 1

1. Понятие гражданства и его значение для международного
права…………………………………………………………………3
2. Приобретение гражданства, его способы и условия ………….9
2.1 Натурализация, понятие и значение …………………………...13
2. Восстановление в гражданстве ………………………………….16
3. Оптация и трансферт, понятие, основные положения……….19
3. Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение
гражданства на основании международного договора
……….21
4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ),
понятие, порядок предотвращения ………………………………24
5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины
………………………………………………..27
6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование
…………………………………………………………………………29
7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве
…………………………………………………………………38
8. Право убежища понятие, возникновение и развитие
…………………………………………………………………………43
9. Заключение ………………………………………………………….47
10. Список используемой литературы …………………………………

Работа содержит 1 файл

Гражданство в международном праве.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

т.п. В  целом, это достаточно обширная группа норм, сложившаяся в особый вид

(способ) приобретения гражданства, в особый  субинститут. Поэтому  признание

гражданства  или  принадлежность  к  гражданству  по   рождению   можно   и

практически  удобнее   рассматривать   не   среди   способов   приобретения

гражданства, а среди категорий лиц, принадлежащих  к гражданству, при  этом,

не указывая детей, останавливаясь только на  генетических  связях  (потомки

граждан). 
 

  Другим  примером взаимосвязи названных  субинститутов 

служит  признание  гражданства страны  или права на  его приобретение  за

лицами, находящимися за  рубежом,  в  особенности-  не  по  их  воле  или  с

согласия  государства (депортированные, работающие  по  найму  до  вступления

закона  в силу и т.п.). 

  Определяя  принадлежность к гражданству, законы большинства  государств, в

том числе  и государств СНГ, имеют в виду лишь общие условия, применяемые  ко

всем постоянно  живущим на территории государства  или к части  населения,  а

также к  пребывающим за границей лицам, имеющим устойчивую  связь  с  данным

государством. 
 

  В  соответствии с положениями статьи 3 Закона Украины от  18  января  2001

года,  определяющими  принадлежность  к  гражданству  Украины,   гражданами

Украины являются: 
 

1.  все   граждане   бывшего   СССР,  которые   к   моменту   провозглашения

независимости  Украины  (24  августа  1991  года)  постоянно  проживали  на

территории  Украины;

     2. лица, независимо от расы, цвета  кожи, политических,  религиозных   и

        иных убеждений,  пола,  этнического  и социального происхождения,

        имущественного положения, места  жительства , языковых  либо  других

        признаков, которые к моменту  вступления в силу  Закона  Украины  «О

        гражданстве Украины» (13 ноября 1991 года) проживали в Украине и не

        были гражданами других государств;

     3. лица, которые прибыли в Украину  на постоянное проживание  после  13

        ноября 1991 года и  которым   в  паспорте  гражданина  бывшего   СССР

        образца 1974 года органами внутренних  дел  Украины  внесена  запись

        «гражданин Украины», а также  дети таких лиц, которые прибыли  вместе

        с родителями в Украину, если  на момент прибытия в  Украину   они  не

        достигли совершеннолетия;

     4. лица,  которые  приобрели   гражданство  Украины  в  соответствии  с

        законами Украины и международными  договорами Украины.* 
 
 

*Конституционное  право Украины учебн. Под ред.  В.Ф.Погорилка. Киев 1999 г.

2.1 Натурализация,  понятие и значение. 
 

  Натурализация  (укоренение)  —  это  прием   (принятие)   в   гражданство

иностранца  по его заявлению. Ее смысл состоит  в том, что любой  иностранный

гражданин, при условии отказа  от  иностранного  гражданства,  или  апатрид

могут вступить в гражданство данного государства. В международной  практике

сложилось положение, согласно которому  обычно  натурализация  может  иметь

место после  более или менее длительного проживания иностранца на территории

данного государства. 
 

  Следует  иметь в виду, что каждое государство  самостоятельно устанавливает

условия приема в его гражданство. Они  обычно касаются  определенного  срока

проживания  в данном государстве, знания и уважения  его  языка,  законов  и

т.п. Например соответствии с параграфом 1427 Титула 8  Свода  Законов  США,

лицо может  быть натурализовано, если заявитель  прожил на территории США  не

менее пяти лет, после получения законного  разрешения на проживание  в  США,

проживал  не менее 6 месяцев в штате, где  подал заявление о натурализации, и

«является  лицом,  обладающим  высокими  моральными  качествами   преданным

Конституции Соединенных Штатов и благожелательно  настроенным по отношению к

действующему порядку и процветанию Соединенных Штатов».* 
 

  В  соответствии со статьей 13 Закона  Российской Федерации  «О  гражданстве

РФ» в  редакции от 31 мая 2002 года, дееспособное лицо, достигшее 18-летнего

возраста  и  не  состоящее  в  гражданстве  Российской   Федерации,   может

ходатайствовать о приеме в гражданство Российской Федерации  независимо  от

происхождения,    социального    положения,    расовой    и    национальной

принадлежности, пола, образования, языка, отношения  к религии, политических

и  иных  убеждений.  Обычным  условием  приема  в  гражданство   Российской

Федерации  является  постоянное   проживание   на   территории   Российской

Федерации: для иностранных граждан и  лиц без гражданства — всего  пять  лет

или три  года непрерывно непосредственно перед  обращением  с  ходатайством;

для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, договором

Российской  Федерации, указанные сроки сокращаются  вдвое. Срок проживания на

территории  Российской Федерации считается  непрерывным, если  лицо  выезжало

за пределы  Российской Федерации для учебы  или лечения не более чем  на  три

месяца.  Обстоятельствами,  облегчающими  прием  в  гражданство  Российской

Федерации, то есть дающими право на сокращение до одного года 

*М.А.Баймуратов  «Международное публичное право»  Х. «Одиссей» 2003г. 

являются: а) состояние в гражданстве бывшего  СССР в прошлом; б) состояние  в

браке с  гражданином РФ не менее трех лет; в) наличие  высоких  достижений  в

области науки, техники и культуры, а также  обладание 

профессией  или  квалификацией,  представляющими  интерес  для   Российской

Федерации; г)  наличие  у  нетрудоспособного  лица  дееспособных  сына  или

дочери,  достигших  возраста  18  лет  и   имеющих   гражданство   РФ;   д)

предоставление  политического убежища на территории Российской Федерации; е)

состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по  прямой

восходящей  линии в российском гражданстве по рождению;  ж)  признание  лица

беженцем  в порядке, установленном законом. 

  В   практике  натурализации  различают   семейный  и  внесемейный   порядок

приобретения  гражданства.  Под  внесемейным  порядком  понимают  ординарный

(обычный)  порядок приобретения  гражданства.  Семейный  порядок  регулирует

приобретение  гражданства при вступлении в  брак или усыновлении. 

  Наиболее  часто здесь речь шла об  изменении гражданства вступившей  в  брак

женщины, причем нередко такое  изменение  носило  автоматический  характер.

Конвенция о гражданстве замужней женщины  от 20 февраля 1957 года в статье 1

установила, что правительства, подписавших  ее  государств,  примут  меры  к

тому, чтобы  вступление в брак женщины или  его  расторжение  не  отражалось

«автоматически на гражданстве жены». Вместе с  тем  «иностранка,  состоящая

замужем... может по праву приобрести по своей  просьбе  гражданство  своего

мужа». Украинское законодательство фактически распространило это  право  на

любого  из супругов (мужа  или  жену),  вступающего  в  брак  с  гражданином

Украины. 

  Однако  более подробный анализ Конвенции  о гражданстве замужней женщины   в

данной  работе будет осуществлен в последующей  главе. 
 

  Относительно   приобретения    гражданства    усыновленным,    Украинское

законодательство  восприняло  положения,   общепринятые   в   международной

практике. В частности, статьи 11,12,15 Закона Украины  от  18  января  2001

года устанавливают, что ребенок который является иностранцем или лицом  без

гражданства  и которого усыновляют граждане Украины или  супруги,  один  из

которых является гражданином Украины,  а  второй-  лицом  без  гражданства,

становится  гражданином Украины с  момента  вступления  в  силу  решения  об

усыновлении независимо от того, проживает он постоянно  в  Украине  или  за

границей. 

  Ребенок,  который  является  лицом   без  гражданства  или   иностранцем  и

которого  усыновляют супруги, один из которых  является гражданином  Украины,

а второй-  иностранцем становится гражданином  Украины с момента  вступления

решения об усыновлении независимо от того, проживает он постоянно в Украине

или за границей (ст. 11). 

  Согласно  статье  12  упомянутого  Закона,  ребенок,   который   является

иностранцем или лицом без гражданства  и над которым установлена  опека  или

попечительство  граждан  Украины  или  лиц,  одно   из   которых   является

гражданином  Украины,  а  другое  -  лицом  без   гражданства,   становится

гражданином Украины с момента принятия решения  об  установлении  опеки  или

попечительства. 
 

  Ребенок, который проживает на территории Украины  и  является  лицом  без

гражданства  или   иностранцем,   над   которым   установлена   опека   или

попечительство  лиц, одним из которых является гражданин  Украины, а другое -

иностранцем, становится гражданином Украины с момента принятия  решения  об

установлении  опеки или попечительства, если  он  в  связи  с  установлением

опеки или  попечительства не приобретал гражданство  опекуна или  попечителя,

Информация о работе Гражданство в международном праве