Государственное антикризисное управление: международный опыт и тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:17, реферат

Описание работы

История социально-экономического развития многих, в том числе круп¬нейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безрабо¬тицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодоле¬вали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие доволь¬но успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Работа содержит 1 файл

заготовка_антикризис.docx

— 38.80 Кб (Скачать)

В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику, в т.ч. посредством индикативного планирования.

В настоящее время в Японии государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям:

  • экономический рост и его темпы,
  • структура промышленного производства,
  • образование и наука,
  • занятость и взаимоотношения труда и капитала,
  • кредит и денежное обращение,
  • ценообразование,
  • внешнеэкономические связи,
  • отраслевая структура,
  • размещение производств,
  • стимулирование инвестиций.

Развивается и поддерживается государством как  крупный, так и мелкий бизнес.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, использующего для этого фискальную и кредито - финансовую политику, а также меры прямого административного воздействия. Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс приватизации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) государственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора.

Уникальным  ресурсом японской экономики были и  остаются сбережения предприятий и  граждан, позволившие осуществить  накопление и обновление капитала.

В структурной  политике Европейского союза превалирует селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий передовых отраслей.

Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой значение для экономики страны:

•   446 гос. компаний - в промышленности (черной и цветной металлургии, химии  машиностроении;

•    194 гос.компании - в транспорте и связи,

•    32 - в энергетике,

•    280 - в финансовой сфере.

Отличительной чертой экономики Франции является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).   

Приватизация   в   Великобритании   проводилась   исключительно на принципах платности и посредством торгов, с использованием различных форм административного регулирования. Особенность английской экономической политики - сдерживание производства, особенно при обострении проблем платежного баланса страны.

При рассмотрении вопросов государственного регулирования  в скандинавских странах, необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.

Доля_госсобственности значительна тольков Финляндии.         Госсектор значителен во всех скандинавских странах.

Занятость в  государственном секторе экономики  скандинавских стран наиболее высока среди развитых стран : Швеция -32%; Норвегия и Дания - около 30%, Финляндия - 25%.

Государство в странах Скандинавии активно представлено в следующих сферах - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, рынок труда и др. Помимо прямого участия государства в экономике, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер кредито - финансовой политики.5

В азиатских странах масштабы участия государства в организации и управлении промышленностью, как правило, значительны. Формы и методы государственного вмешательства в экономику изменяются в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. Тесная связь бизнеса и государственного аппрата имеет как позитивное, так и негативное воздействие на национальную экономику (пример Японии и Южной Кореи - в меньшей степени, пример Индии - в большей).

В экономической  политике стран Латинской Америки до начала 80-х годов преобладало традиционное значительное государственное вмешательство в экономику.

На современном  этапе развития преобладают либеральные  рыночные системы с косвенным  участием государства (в основном финансовые и фискальные) в экономическом  регулировании. В Латинской Америке существенно сокращена доля государственного сектора, возросла степень открытости экономики.

Масштабная  приватизация государственной собственности  проведена в большинстве латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Бразилия и др.).

В Бразилии осуществлена приватизация в нефтяной промышленности, электроэнергетики. Тем не менее, государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях: горнодобывающих, нефтехимии,    металлургии, химии и фармацевтической промышленности.

В 1997 г. Бразилия вышла на первое место в мире по продаже госсобственности. Тем не менее, государственные предприятия занимают ведущее место среди крупнейших компаний Бразилии.

В Мексике проведена распродажа убыточных государственных предприятий. В программу приватизации включены крупнейшие предприятий горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, принадлежавшие как федеральному правительству, так и местным органам власти. (Только за период 1990 -1994 гг. в латиноамериканских странах приватизировано 694 предприятия).

В государственной  экономической политике стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) взят курс на разгосударствление и приватизацию государственной собственности, формирование свободных товаропроизводителей, которые являются собственниками не только производимой и продаваемой продукции, но и средств производства.

Тенденция развития – paзнообразие форм собственности.

Важным моментом является то, что государства Центральной и Восточной Европы четко определили границы приватизации, обозначив ту часть собственности, которая остается в руках государства.

Статус государственной  собственности сохранили железные дороги, почта, телеграф, и некоторые другие предприятия, имеющие общественное значение.

В странах  ЦВЕ имеет место процесс «реприватизации». Также развивается, в различной степени, процесс передачи собственности работникам предприятий.

Мировой опыт показывает, что собственность используется наиболее эффективно в тех странах, где степень либерализации хозяйственной  деятельности выше, если это сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тип управления — это комплекс характеристик, отражающих его особенности, назначение и ценность.

Антикризисное управление как тип управления, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия и превращать их в позитивные изменения, является важнейшим фактором современного развития менеджмента и экономики.

Антикризисное управление — не печальная необходимость  исправления накопленных ошибок или горькая расплата за них, это  объективная потребность управления, ориентированного на развитие, своевременное реформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействия природы и деятельности человека.

Но тот  или иной тип управления не существует в чистом виде. Он обладает определенными признаками, которые в той или иной мере учитываются в реальной практике управления. А она всегда сочетает признаки различных типов. Например, современное управление состоит из модулей (комплекса типологических признаков) антикризисного, стратегического, инновационного, мотивационного, социально ориентированного управления. И все эти признаки находятся в связи, сочетании и взаимодействии. Это и характеризует искусство управления, его научность, качество и эффективность.

Антикризисное управление представляет собой не только определенную систему, в признаках, параметрах и показателях которой  оно выражается.

В антикризисном управлении, понимании его необходимости отражается характер и особенности профессионального сознания менеджера. Это структура знаний, система ценностей, исследовательский потенциал, практический опыт, мироощущение, человеческий фактор поведения, перспективное мышление, непрерывное образование.

Современное антикризисное управление в России помимо всего прочего нуждается  в менеджерах, имеющих специальную  подготовку и определенный набор  личностных качеств.

1 Методология антикризисного управления: учебно-практ. пособие / Юн Г.Б. М.: Дело, 2004. 432 с.

2 Милънер Б.З. и др. Японский парадокс. М.: Мысль, 1985, с. 27.

3 Кожевников Н.Н., Борисов Е.И. Основы антикризисного управления предприятиями. М., «Академия»., 2005. 496 с.

4 Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие / К.В. Рудый. М.: Новое знание, 2004. 400 с.

5 Степанов С.П. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика.//Дайджест журнала «Право и жизнь». М.: ЮНИТИДАНА, 2005. 38 с.


Информация о работе Государственное антикризисное управление: международный опыт и тенденции