Европейская конвенция озащите прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб.

Содержание

1. Процедура подачи и рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека
1.1. Условия и правила обращения в Европейский суд
1.2. Составление и подача жалобы
1.3. Проблемы деятельности Суда
2. Правоотношения России и Европейского Суда по правам человека

Работа содержит 1 файл

Введение и основной текст работы.docx

— 50.43 Кб (Скачать)

Введение

     Значение  Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и  Европейского Суда по правам человека для современной Европы трудно переоценить. Они стали зримым, практическим воплощением  несомненного прогресса в области  развития и защиты прав человека на европейском континенте за послевоенные годы.

     Европейский Суд по правам человека стал уникальным наднациональным органом правосудия, ознаменовав собой качественно  новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее  время пользуются непререкаемым  авторитетом для национальных властей  и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого источника права и  с каждым годом все более глубоко  и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также  формирование и развитие европейского правового пространства. С 1996 года вышесказанное  в полной мере относится и к  Российской Федерации.

     Вступив в 1996 году в Совет Европы, Российская Федерация приняла на себя обязательства  о приведении всего своего  законодательства и практики его применения в соответствие с европейскими стандартами. Это  потребует, безусловно, дополнительного  напряженного труда органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

     К сожалению, у многих еще существует довольно-таки абстрактное представление  об этом институте и порядке обращение  в него.

     В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты  организационной структуры и  процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру  подачи и рассмотрение им жалоб.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Процедура подачи и рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека

1.1. Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека

     Национальные  власти государств-членов Совета Европы должны обеспечить всем своим гражданам  права и свободы, установленные  в соответствии с положениями  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая  выполняет функции дополнительного  защитного механизма. Именно национальные органы обязаны во внутреннем законодательстве обеспечить права и свободы своих  граждан. Если средства правовой защиты на национальном уровне недостаточны, то отдельные лица, группы граждан, организации, полагающие, что со стороны  государственных властей нарушены права человека, гарантированные  Конвенцией, могут обращаться в Европейский  суд по правам человека за правовой защитой.

     Ратификация Россией Европейской конвенции  позволяет всем лицам, находящимся  под ее юрисдикцией, обращаться в  Европейский суд, если они считают  свои права нарушенными, что предусмотрено  частью 3 статьи 46 Конституции РФ, в  которой говорится, что «каждый  вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты». То есть право каждого на обращение за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека обусловлено в названной статье двумя  факторами: наличием соответствующего международного договора РФ и исчерпанием всех имеющихся, внутригосударственных средств правовой защиты1. Таким образом, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба). Жалобы могут подаваться только против государств или действий и актов его органов власти. Жалобы против отдельных лиц или негосударственных (частных) организаций и объединений не подпадают под компетенцию Европейской конвенции о правах человека.

     Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

     1. Суд принимает к рассмотрению  жалобы, поступающие от:

- любого  физического лица, неправительственной  организации или группы частных  лиц, которые утверждают, что в  отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. При этом не имеет значения, назовет ли заявитель свое обращение жалобой, заявлением или петицией.

- государства – участника в случае межгосударственных жалоб.

     2. В Суде рассматриваются только  те жалобы, которые направлены  против государства, подписавшего  и ратифицировавшего Конвенцию,  и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации  Конвенции этим государством. Применительно  для России такой датой является 5 мая 1998г. На это положение  следует обратить особое внимание  в связи с тем, что ни один  российский гражданин  или  неправительственная организация  не имеют права настаивать  на удовлетворении своих, пусть  даже абсолютно справедливых  требований, если сам факт нарушения  тех или иных прав произошел  до 5 мая 1998г. Из вышеизложенного следует, что любой россиянин может направить свою жалобу в Суд, если решение по его делу принято после ратификации Россией Конвенции. Но Суд делает исключение для так называемых продолжающихся ситуаций, продолжающихся нарушений.

     3. Рассмотрению подлежат жалобы, связанные  с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией  и протоколами к ней. В остальных  случаях жалобы отклоняются. 

  То есть в жалобе должно содержаться утверждение о нарушении одним из  государств-участников права, закрепленного в Европейской конвенции о правах человека и основных свободах или в дополнительных протоколах. При этом совсем не обязательно быть гражданином одного из государств-участников или государства-участника, против которого направлена жалоба. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы – Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.2 То есть юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения норм Конвенции.

     4. Особое внимание следует обратить  на «правило шести месяцев». Это  условие является наиболее строгим.  Заявление в Европейский Суд  необходимо подавать в течение  шести месяцев с даты вынесения окончательного решения компетентными государственными органами на национальном уровне. Дата, с которой начинается отсчет времени, означает не только ту дату, когда принято соответствующее внутреннее решение, но и дату, когда заявитель узнал об этом решении и в результате смог подать заявление в Европейский Суд. Причем ни в Конвенции, ни в Протоколах не предусмотрено право лица, чьи права были нарушены, на постановку вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы по каким-либо уважительным причинам. Хотя думается, что это значительный недостаток Конвенции и в ряде случаев это может привести к серьезному ограничению прав граждан на обращение в Суд, в том числе и в связи с противодействием этому процессу со стороны каких-либо государственных структур.

     Течение шестимесячного срока прерывается  поступлением в Суд Вашего первого  письменного обращения, ясно обозначающего, хотя бы даже в краткой форме предмет  Вашей жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы. Просто письма с  просьбой о предоставлении информации недостаточно для приостановления  течения шестимесячного срока3.

     5. В соответствии со ст.35 Конвенции Суд принимает дело к рассмотрению только в том случае, если были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Под таким исчерпанием понимается безуспешное использование лицом предоставленных внутригосударственным законодательством возможностей административного и/или судебного порядка защиты, а также прохождение имеющихся в государстве апелляционных инстанций, от которых зависит принятие окончательного решения по делу. Это правило обосновано принципом, в соответствии с которым государство должно иметь возможность исправить предполагаемые нарушения, прежде чем дело будет рассматриваться международным органом, а роль Суда в Страсбурге должна быть субсидиарной по отношению к национальным институтам, на которых и лежит в первую очередь обязанность гарантировать гражданам права, закрепленные в Конвенции.

     Такие средства правовой защиты должны быть эффективными, реальными и доступными заявителю. Регламент Суда возлагает  обязанность доказать исчерпание средств  защиты на заявителя при представлении  жалобы.

     Некоторые считают, что для обращения в  Европейский Суд гражданам России необходимо пройти с жалобами на судебные решения в порядке надзора  и иными жалобами все имеющиеся  в стране судебные инстанции вплоть до Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Это не совсем так.  Европейский Суд при разрешении вопроса о приемлемости жалоб исходит из того, что в силу сложившейся судебной практики эффективными средствами правовой защиты признаются лишь те, которые напрямую связаны с возбуждением процедуры обжалования самим заинтересованным лицом, то есть, у заявителя должно быть право самому начать процедуру обжалования, а не зависеть от усмотрения представителя публичных властей.

  Таким образом, обращение с надзорной жалобой не является средством правовой защиты в смысле ст.35 Конвенции. При этом в отношении России Суд применил уже сложившуюся практику, опираясь на ранее принятые решения по жалобам в отношении стран со сходными правовыми механизмами.

     Эффективным правовым средством по мнению Европейского Суда, может быть  признано только кассационное обжалование судебного акта, результаты которого и следует считать окончательным принятием внутреннего решения.

Таким образом, под исчерпанием соответствующих  общепризнанным нормам международного права внутренних средств защиты следует понимать обычный процесс  судебного разбирательства, предусматривающий  возможность кассационного обжалования, если результат такого обжалования  был безуспешным, после чего судебное решение вступило в силу. Не зная этого, многие российские граждане после  отклонения их кассационной жалобы начинают обращаться с надзорными жалобами во все инстанции вплоть до Верховного Суда РФ, пытаясь исчерпать  и  эту возможность пересмотра состоявшегося  судебного решения, а в результате пропускают 6-месячный на обращение  в Европейский Суд4.

6. Существуют  также дополнительные условия  приемлемости жалобы, изложенные  в ст.35 Конвенции. Суд не будет  рассматривать жалобу если она:

     -  является анонимной. Это объясняется тем, что во всех случаях, когда заявители опасаются давать о себе точные данные из-за боязни гонений и каких-либо неприятностей в Суде, им поясняют, что Совет Европы гарантирует конфиденциальность рассмотрения направляемой ему жалобы и что в случае необходимости будут приняты меры для того, чтобы никакие сведения, позволяющие установить или догадаться о личности заявителя не стали достоянием гласности;

     - по существу аналогична той, которая уже была рассмотрена Судом или уже является предметом другого международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит относящейся к делу новой информации;

     - является несовместимой с положениями Конвенции или Протоколами к ней. Вместе с тем это правило не распространяется на те жалобы, которые не были допущены к рассмотрению по существу вследствие того, что заявитель не исчерпал все внутригосударственные средства правовой защиты;

     - является необоснованной;

     - представляет собой злоупотребление правом подачи заявлений (жалоб). Следует подчеркнуть, что в практике Суда крайне редко дается жалобам подобная квалификация и обычно это происходит тогда, когда они составлены  в намеренно грубых, оскорбительных и утрированно агрессивных выражениях. Примечательно то, что не принято расценивать в качестве злоупотребления правом откровенно политическую направленность заявлений5. Для Суда, независимо от того, оспаривается ли их приемлемость государствами-участниками, против которых они поданы или нет, важно прежде всего восстановить индивидуальные права и свободы, если подтвердится, что они нарушены или ущемляются. В каком политическом контексте произошло или могло произойти нарушение, для Суда несущественно.

     Помимо  соблюдения данных условий для принятия жалобы к рассмотрению  необходимо также  учитывать определенные требования к ее составлению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Составление и подача жалобы

     В соответствии с положениями ст.34 Конвенции Европейский Суд может  получать жалобы от любого физического  лица, неправительственной организации  или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами6 нарушения прав одним из государств-участников Конвенции7.  Это означает, что жалобы могут подавать граждане соответствующего государства и национальные неправительственные организации, все граждане других  государств-членов Совета Европы, находящиеся на территории этого государства, все иностранцы, даже попавшие в страну очень ненадолго, случайно или незаконно проникшие на ее территорию, а также беженцы и лица без гражданства. Также подать жалобу могут все те, кто находится на борту морского судна, плавающего под флагом данного государства или зарегистрированного им воздушного судна. Интересен и тот факт, что, с точки зрения Европейской конвенции, право на подачу заявлений признается даже за такими физическими лицами, которые, согласно национальному законодательству, лишены процессуальной дееспособности: несовершеннолетними, психически больными, находящимися не нелегальном положении.

Информация о работе Европейская конвенция озащите прав человека