Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

Вооруженные конфликты, ломая определенные отношения, служат источником развития новых отношений. Общественная значимость, объективно обусловленная заинтересованность в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений, объясняются теми отрицательными последствиями, которые несут с собой войны и вооруженные конфликты.

Содержание

Введение
1. Вооруженные конфликты и их классификация
1.1 Международно-правовая характеристика кризисных ситуаций
1.2 Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов
2. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов
2.1 Действие норм международного права во времени в период вооруженных конфликтов
2.2 Пространственная сфера ведения боевых действий. Особые зоны и приравненные к ним территории
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

3. Устанавливается  особый режим для граждан противника. Они могут покинуть территорию  воюющего государства в том  случае, если их выезд не противоречит  интересам этого государства  (ст. 35 IV Женевской конвенции). К ним  может быть применен специальный  правовой режим, вплоть до интернирования  или принудительного поселения  в определенном месте (ст. 41 и  42 IV Женевской конвенции).

4. Имущество,  принадлежащее вражескому государству,  конфискуется, за исключением имущества  дипломатических и консульских  представительств. Имущество его  граждан сохраняет свой статус.

     Остаются не урегулированными нормами права проблемы, возникающие в вооруженном конфликте, который участники не признают войной. В таких случаях могут сохраняться дипломатические и консульские отношения, а также действие договоров. Еще более острыми бывают проблемы, когда начинается внутренний вооруженный конфликт. Статья 2, общая для всех Женевских конвенций, устанавливает, что нормы МП должны применяться в случае объявления войны или всякого другого вооруженного конфликта, даже если состояние войны участниками не признается.

      Нормы, регулирующие ведение военных действий, перестают применяться с прекращением этих действий. Прекращение военных действий между воюющими сторонами может быть выражено в следующих формах.

1. Местное  перемирие (приостановление военных  действий), заключаемое для ограниченного  (по времени, пространству, целям)  приостановления вооруженной борьбы  между отдельными частями воюющих  армий. Оно распространяется на  небольшие участки театра войны  и длится обычно относительно  короткое время.

2. Общее  перемирие - прекращение военных  действий на всем театре войны  без ограничения каким-либо сроком. Оно оформляется в виде соглашения, подписание которого формально  входит в компетенцию командования  вооруженных сил. Однако поскольку  общее перемирие - акт не только  военный, но и политический, окончательное  решение о нем принимается  государственными органами. Перемирие  является существенным шагом  к окончательному прекращению  войны.

3. Капитуляция  - окончание военных действий, прекращение  сопротивления вооруженных сил  противника на условиях, предъявленных  ему победителем. В результате  общей капитуляции на побежденное  государство могут быть возложены  определенные политические, экономические  и военные обязательства. При  капитуляции, как правило, все  вооружение переходит к победителю, личный состав передается в  качестве военнопленных. Разновидностью  капитуляции является безоговорочная  капитуляция. Если перед агрессором  капитулирует правительство, тем  самым создавая своему народу  препятствия для ведения борьбы  против вторжения противника, то  такая капитуляция не может  считаться правомерной и не  обязывает народ соблюдать ее  положения.

      Однако общее перемирие и капитуляция не прекращают правового состояния войны. После этого необходимо мирное урегулирование. Формами прекращения состояния войны являются:

1. Односторонняя  декларация. При этом между воюющими  государствами не ведется переговоров,  а вопрос о прекращении войны  решается по инициативе одной  стороны.

2. Соглашение (совместные декларации) о прекращении  военных действий:

а) соглашение о местном перемирии имеет  целью эвакуацию раненых с  поля боя, а также женщин, детей, больных  из осажденных пунктов, погребение убитых и др. Оно заключается на небольшом  участке фронта;

б) соглашение об общем перемирии прекращает военные  действия на всем театре войны и  имеет не только военный, но и политический характер, поскольку заключается, как  правило, от имени правительства. Его  нарушение следует рассматривать  как акт агрессии;

в) совместная декларация о прекращении состояния  войны в результате переговоров.

3. Мирный  договор - единственная юридическая  форма прекращения состояния  войны, которая может быть наиболее  успешно использована для установления  прочного и длительного мира. Мирные договоры юридически закрепляют  прекращение состояния войны  и восстановление мирных отношений  между воевавшими сторонами. Они регулируют широкий круг вопросов: в территориальных постановлениях решаются вопросы государственных границ; в политических - устанавливаются права и свободы граждан, закрепляется обязательство наказывать военных преступников; в военных - регулируются вопросы ограничения вооруженных сил, военного производства; в экономических - устанавливается объем репараций и реституций.

     Следует подчеркнуть, что нормы, регулирующие ведение военных действий, перестают применяться с прекращением этих действий. Что же касается норм о защите жертв войны, то они подлежат применению до окончательного урегулирования подпадающих под их действие вопросов. Так, режим обращения с ранеными и больными военнослужащими, а также военнопленными соблюдается до их репатриации. Относительно населения оккупированных территорий IV Женевская конвенция (ст. 6) требует сохранения установленного ею режима в течение одного года после общего прекращения военных действий. Не прекращается применение соответствующих норм и при аннексии оккупированных территорий.

2.2 Пространственная  сфера ведения  боевых действий. Особые зоны и  приравненные к  ним территории

     Пределы действия МП в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, подведомственную органу, их издавшему. Ведение военных действий должно осуществляться в определенных пространственных пределах. Территория, ограничиваемая ими, называется театром войны. Вместе с тем действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны территорий, в том числе и в пределах воюющих государств. В соответствии с международными договорами не могут считаться театром войны, а следовательно, и объектом нападения и уничтожения:

-территория (сухопутная, морская и воздушное  пространство над ней) нейтральных  и других невоюющих государств;

-международные  проливы и каналы;

-части  Мирового океана, острова, архипелаги, на которые распространен режим  нейтрализованных и демилитаризованных  территорий;

-территории  и пространства, объявленные одновременно  нейтрализованными и демилитаризованными.  Говоря о нейтрализованных территориях,  нужно подчеркнуть, что объявленные  международными соглашениями безъядерные  зоны в целом не исключаются  из сферы вооруженного конфликта,  но они не могут быть театром  ядерной войны;

-санитарные  зоны и местности, в том числе  на оккупированной территории, имеющие  отличительные эмблемы, организованные  таким образом, чтобы оградить  от военных действий раненых  и больных, а также персонал, на который возложены организация  и управление этими зонами  и местностями и уход за  лицами, которые будут там сконцентрированы;

-культурные  ценности, здания и центры культурных  ценностей, имеющие национальное  и общемировое значение, внесенные  в Международный реестр культурных  ценностей, находящиеся под специальной  защитой и обозначенные специальным  знаком (ст. 1, 16 и др. Гаагской конвенции  о защите культурных ценностей  в случае вооруженного конфликта  (1954 г.));

-районы  расположения атомных электростанций, дамб и плотин, разрушение которых  чревато катастрофическими и  опасными последствиями для гражданского  населения.

     МП проводит четкое разграничение объектной сферы военных действий. Так, ст. 2 Гаагской конвенции о бомбардировании морскими силами во время войны (1907 г.) и ст. 43 и 52 Дополнительного протокола I (1977 г.) установлено, что военными объектами являются: а) вооруженные силы, кроме военно-медицинских служб и военного духовного персонала и их имущества; б) учреждения, постройки и позиции, где дислоцируются вооруженные формирования и их имущество (например, казармы, склады); в) другие объекты, в силу своего расположения и назначения эффективно используемые в военных действиях, полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дают противнику определенное военное преимущество. Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами.

     Вместе с тем в ст. 52 Дополнительного протокола I отмечается, что объекты, обычно являющиеся гражданскими, в зависимости от конкретной военной обстановки могут стать военными объектами (например, жилой дом или мост, тактически используемые обороняющейся стороной и ставшие поэтому военной целью для атакующей стороны). Если же станет ясно, что объект не является военным, нападение отменяется или приостанавливается (ст. 51, 57 ДП I). В случае, когда не установлено, является ли объект, обычно используемый для гражданских целей (например, место отправления культа, жилой дом, школа или иные постройки), военным, следует считать его гражданским. Но военный объект остается таковым, даже если на нем находятся гражданские лица, разделяющие опасности, которым он подвергается. Поэтому с практической точки зрения является чрезвычайно важной правовая регламентация:

-защиты  медицинских объектов, объектов  гражданской обороны, установок  и сооружений, содержащих опасные  силы (атомные электростанции, плотины,  дамбы, химические предприятия  и т.д.);

-статуса  нейтрализованных, санитарных зон  и местностей, демилитаризованных  зон, необороняемых местностей;

-режима  военной оккупации и нейтралитета.

     Таким образом, в МП прослеживается тенденция к сужению пространственной сферы вооруженной борьбы. В театр войны и театр военных действий не может быть превращена территория нейтрального государства.

     Под нейтралитетом во время вооруженного конфликта понимается неучастие государства в вооруженной борьбе и неоказание им непосредственной помощи воюющим сторонам. Нейтралитет государства может быть постоянным или временным (относящимся только к определенному вооруженному конфликту), о чем государство обязано сделать специальное заявление. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. Нейтральное государство:

-имеет  право своими вооруженными силами  отражать покушение на его  нейтралитет;

-обязано  не допускать создания на своей  территории вербовочных пунктов  и формирования военных отрядов  в пользу воюющих;

-должно  интернировать войска воюющей  державы, оказавшиеся на его  территории;

-может  разрешить воюющим сторонам перевозку  по своей территории раненых  и больных;

-не  имеет права снабжать воюющие  стороны оружием и военными  материалами.

     Нейтралитет в морской войне регламентируется ХIII Гаагской конвенцией "О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае морской войны" и распространяется на территориальные воды нейтрального государства. Специальных международно-правовых актов, определяющих нейтралитет в воздушной войне, нет. Однако воздушное пространство над территорией нейтрального государства считается неприкосновенным и на него распространяются общие правила нейтралитета.

      Под военной оккупацией понимается временное занятие в ходе вооруженного конфликта территории государства противника и принятие на себя управления этой территорией, т.е. временная фактическая замена одной власти другой. Суверенитет на оккупированную территорию не переходит к оккупанту. Оккупант обязан восстановить и обеспечить общественный порядок. С этой целью оккупирующие власти могут издавать временные административные акты, сохраняя в основном действовавшее ранее местное (в том числе уголовное) законодательство и судебную систему. Издаваемые оккупантом акты уголовного права вступают в силу после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его родном языке. Они не могут иметь обратной силы.

     Население оккупированной территории нельзя принуждать служить в вооруженных или вспомогательных силах оккупанта, захватывать в качестве заложников, к нему нельзя применять меры принуждения для получения сведений об армии или обороне своего государства. Жизнь, семья, собственность, обычаи должны уважаться. Вместе с тем население оккупированной территории может привлекаться к работе в пределах этой территории для обеспечения общественных нужд и поддержания порядка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе еще не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях, государства нередко еще прибегают к ней для разрешения возникающих между ними споров и конфликтных ситуаций. Это обусловливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации.

Информация о работе Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов