Беженцы в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:29, реферат

Описание работы

В общеупотребительном смысле, беженцы – это лица, в силу чрезвычайных обстоятельств вынужденные изменить место жительства и нуждающиеся в помощи. Такими обстоятельствами могут быть война, межнациональные и религиозные конфликты, массовые нарушения прав человека, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера либо другие обстоятельства объективного или субъективного характера.

Работа содержит 1 файл

В общеупотребительном смысле.docx

— 17.05 Кб (Скачать)

     В общеупотребительном смысле, беженцы – это лица, в силу чрезвычайных обстоятельств вынужденные изменить место жительства и нуждающиеся в помощи. Такими обстоятельствами могут быть война, межнациональные и религиозные конфликты, массовые нарушения прав человека, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера либо другие обстоятельства объективного или субъективного характера.

Однако  в современном международном  праве понятие «беженец» имеет  более узкое значение. Термин «беженец» в соответствии с Конвенцией ООН от 28 июля 1951 года и Протоколом от 31 января 1967 года о статусе беженцев – применяется к лицам, которые обладают следующими особенностями: они находятся вне страны гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства (т.е. являются иностранными гражданами или лицами без гражданства) и не могут или не желают пользоваться защитой этой страны либо возвратиться в эту страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства (национальности), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.  

     28 июля 1951 г. Генеральной Ассамблеей  ООН была принята Конвенция о статусе беженцев, в основу которой был положен весь предыдущий опыт в разработке прав беженцев. Конвенция стала механизмом приравнивания прав беженцев к основным правам человека, она явилась основой международного развития прав беженцев. Однако в положениях этого документа просматривается тенденция некоторого ограничения прав беженцев. Дело в том, что государства, принявшие этот документ, были европейскими и ориентировались только на этот регион, а временные границы (статус беженца могли получить только те лица, судьба которых отвечала условиям Конвенции в силу событий до 1 января 1951 г.), установленные в Конвенции не могли сделать ее в полной мере универсальной. Поэтому, в силу возникновения новых ситуаций на международной арене (холодная война и процесс деколонизации) и появления новой категории беженцев – политических беженцев - в декабре 1966 г. государствами – членами ООН в дополнение к Конвенции был принят Протокол, касающийся статуса беженца, вступивший в силу 31 января 1967 г. Согласно этому документу, любое лицо, попадающее под определение беженец, данное в Конвенции о статусе беженцев, получает все права и свободы, закрепленные в ней, независимо от указанной даты - 1 января 1951 г.

     Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней, касающийся статуса беженца 1967 г. являются универсальными документами  по вопросам беженцев. Они заложили своего рода фундамент для международно-правовой работы в отношении данной проблемы. Документы, принятые на региональном уровне, - декларации, соглашения, конвенции – либо расширяют и дополняют, либо ограничивают положения Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протокола, касающегося статуса беженца от 1967 г. Хотя, не смотря на то, что работа по делам беженцев на региональных уровнях продолжается и идет с учетом национальных особенностей, отсутствие международной базы по правам беженцев, отвечающей условиям развития современного общества, ведет к торможению развития прав беженцев.

     Функция международной защиты имеет правовую основу. Право пользоваться защитой, хотя оно и не выделено в качестве отдельного права, подразумевается в Конвенции 1951 года и её основополагающих положениях, в принципе запрещения принудительного возвращения.

     Кроме того, многие общепризнанные права  человека прямо распространяются на беженцев. К ним относятся право на жизнь, защиту от пыток и плохого обращения, право на гражданство, право на свободу передвижения, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою стану, и право не подвергаться принудительному возвращению.

     Эти права наряду с другими гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами в отношении всех лиц, как граждан, так и не граждан, закреплены во всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, которые вместе составляют Международный билль о правах человека.

В соответствии с частью первой статьи 18 Закона Республики Беларусь

     «О  предоставлении иностранным гражданам  и лицам без гражданства статуса  беженца, дополнительной и временной  защиты в Республике Беларусь», статус беженца предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

     Статус  беженца предоставляется иностранцу на срок сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства оснований, по которым ему предоставлен статус беженца.

     Согласно  части первой статьи 21 вышеназванного Закона дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

     Дополнительная  защита предоставляется иностранцу на срок до одного года.

     За  период проведения процедуры предоставления статуса беженца в Республике Беларусь в подразделения по гражданству и миграции обратилось около 3300 иностранцев. На 1 июля 2009 года в Беларуси признаны беженцами 808 человек из 13 государств мира.

     Беженцы в Беларуси — это преимущественно мужчины активного трудоспособного возраста с достаточно высоким уровнем образования. Высокий уровень образования обусловлен спецификой потока беженцев в Беларусь как по странам происхождения, так и по целям прибытия.

     Основной  страной происхождения беженцев (76—77 %) является Афганистан, немногим более 9 % их прибыло из Грузии, около 5 % — из Эфиопии, 4 % — из Таджикистана, 3,6 % — из Азербайджана. Остальные 2—3 % приходится на долю прибывших из Ирана, Индии, Германии, Либерии, Руанды.

     География потока беженцев в Беларусь, как  известно, сформировалась в конце 80-х—начале 90-х гг., когда в бывший Советский  Союз прибывали граждане Афганистана  с целью получения образования. Затем, в связи со сменой власти они  оказались преследуемыми у себя на родине. С целью обучения прибывают в Беларусь и граждане африканских стран — Руанды, Камеруна, Эфиопии, Сьерра-Леоне, Сомали, — а затем подают ходатайства о предоставлении статуса беженца.

     Основное  количество признанных беженцев концентрируется  в Минске – приблизительно 63 % от их общей численности. Другим крупным  районом их расселения является Гомельская область — 22 %.

Информация о работе Беженцы в Беларуси