,Понятие права социального обеспечения, как самостоятельной отрасли права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие права социального обеспечения, как самостоятельной отрасли права…………………………………………………………………………
1.1 Понятие права социального обеспечения………………………………………
1.2 Система права социального обеспечения………………………………………
1.3 Предмет права социального обеспечения………………………………………
1.4 Метод права социального обеспечения…………………………………………
Глава 2 Государственные органы социальной защиты населения………………..
2.1. Понятие социальной защиты населения……………………………………….
2.2. Источники финансирования социальной защиты населения…………………
2.3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации………
2.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………
2.5. Районные (городские) органы социальной защиты населения……………….
2.5.1. Организация деятельности Управления социальной защиты населения…..
2.5.2. Отдел по назначению и выплате государственных пособий на детей……...
2.5.3. Отдел по труду и социальным вопросам……………………………………..
2.5.4. Отдел по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций………………………………………………………………………….
2.6. Государственная служба медико-социальной экспертизы……………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

Социальная защита населения  включает социальное обеспече­ние, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования системы социальной зашиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и др.), социальное расслоение общества, а такое обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные цели социальной защиты населения — избавление от ;абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помогши населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно–правовых пактах о правах и свободах граждан.

Основные требования к  реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

первостепенная и превалирующая  роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье; повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т. д.;

обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно  адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет  право на социальную защиту. Конституция  возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это , обязательное пенсионное страхование работающих, создание других Фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гаранти­рующих реализацию этих прав.

В частности, 2 августа 1995 г. был принят Федеральный закон  «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 24 ноября 1995 г. — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 10 декабря 1995 г. — «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации.

В первоочередном порядке  в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды; инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

граждане, пострадавшие от последствий  аварии на Чернобыльской АЭС и  радиоактивных выбросов в других местах; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети — круглые сироты; дети с девиантным поведением; семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты; малообеспеченные семьи; многодетные семьи; одинокие матери;

лица с ограниченными  возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные  органы

социальной защиты населения  образуют единую государственную систему  социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы  социальных служб, реализацию государственной  политики в области пенсионного  обеспечения и трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Источники финансирования социальной защиты населения

Источниками финансирования социальной зашиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, ПФР.

Фонд социального страхования Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ Основная задача Фонда социального страхования — обеспече­ние гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Добавить свое объявление

Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной по­литики в области обязательного медицинского страхования как со­ставной части государственного социального страхования.

С 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос), заменивший страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: ПФР, Фонд социального страхования РФ в части обязательного общего социального страхования, Фонды обязательного меди­цинского страхования РФ — федеральный и территориальные.

Страховые взносы в Фонд занятости отменены.

Контроль за правильностью исчисления полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога осуществляют налоговые органы.

Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в  части обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в том же порядке, что и до 1 января 2001 г.

Взносы на обязательное медицинское  страхование неработаю­щего населения в фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. функции  назначения, выплаты пенсий переданы ПФР, а с 1 января 2002 г. определен статус ПФР как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного  управления пенсионным обеспечением страны.

Ежегодно утверждается бюджет ПФР. Одной из статей предусмотрено финансирование расходов на оказание адресной социаль­ной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, включая медицинскую и лекарственную, на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной материальной помощи неработающим пенсионерам, строительства и восстановления учреждений социального обслуживания населения.

Фонды социальной поддержки  населения — один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система фондов социальной поддержки населения состоит  из республиканского (федерального) и  территориальных фондов.

Министерство труда и  социального развития РФ определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из этих фондов предоставлено особо  нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное финансирование мероприятий по следующим направлениям:

предоставление натуральной  помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам; оказание социальных услуг, в том числе и на дому; организация бесплатного питания; предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; на оплату коммунальных и бытовых услуг;

обеспечение ночного проживания бездомных граждан; создание собственных предприятий; содействие в предоставлении кредитов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Основным федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития РФ.

В своей деятельности оно  руководствуется Конституцией РФ, указами  и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и решениями Правительства РФ и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г.

Министерство труда и  социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.

Министерство труда и  социального развития РФ возглавляет  министр, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защиты населения области, края называются по-разному: департаменты, Управления, отделы, комитеты, министерства, но основные задачи и Функции этих органов одинаковые.

Органы социальной зашиты населения области, края находятся  в двойном подчинении: подчиняются  администрации области, края, а также  Министерству труда и социального развития РФ. В пределах установленной компетенции Департамент осуществляет единую государственную политику в области трудовых отношений, охраны труда, социальной защиты населения через сеть подведомственных ему государственных учреждений социального обслуживания населения края, а также во взаимодействии с органами социальной защиты населения муниципальных образований, с федеральными и краевыми органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями и организациями, гражданами.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, нормативными правовыми актами Российской Федерации области края, Положением о Департаменте и подчиняется администрации области края. Министерство труда и социального развития РФ является органом, координирующим деятельность Департамента.

Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств краевого или областного бюджета, предусматриваемых для финансирования  исполнительных органов государственной власти области края.

В подчинении Департамента находятся краевые государственные учреждения социального обслуживания населения системы социальной защиты населения, учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы области края.

Имущество Департамента закреплено за ним на праве оперативного управления и является государственной собственностью области края.

Департамент осуществляет совместно с Департаментом имущественных отношений области края функции учредителя подведомственных ему государственных учреждений в соответствии с законодательством РФ; утверждает уставы подведомственных государственных учреждений области края, согласованные с Департаментом имущественных отношений области края.

Департамент вносит в установленном  порядке на рассмотрение главы администрации области края представления о создании, ликвидации и реорганизации подведомственных государственных учреждений и государственных унитарных предприятий области края.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Возглавляет Департамент  генеральный директор, назначаемый  и освобождаемый от должности  главой администрации области края. В своей деятельности генеральный директор Департамента подчиняется главе администрации края и заместителю главы администрации края, курирующему вопросы социальной защиты населения.

Основными задачами Департамента являются:

разработка основ и  реализация мер государственной  политики в области социальной зашиты населения, трудовых отношений, охраны труда в пределах своей компетенции; участие в разработке прогнозов социально-экономического развития края или области и проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты населения края, охраны труда, прогнозирование социальных последствий принимаемых решений; разработка и реализация краевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с несовершеннолетними детьми и малообеспеченных групп населения;

Информация о работе ,Понятие права социального обеспечения, как самостоятельной отрасли права