Контроль страховой деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

Страхование является важным сектором как мировой, так и национальной финансовой системы. Страховой фонд способствует экономическому прогрессу общества. Аккумулированные в страховом фонде значительные материальные и финансовые ресурсы наряду с целевым страховым использованием на возмещение ущерба служат источником инвестиций в экономику. Именно поэтому сфера страхования требует тщательнейшего законодательного и правового регулирования.

Содержание

Введение

1. Понятие, виды и общая характеристика страхования.

2. Правовое регулирование страховой деятельности.

3. Контроль страховой деятельности в России.

Заключение

Список источников литературы

Работа содержит 1 файл

фин право.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

     В научной литературе страхование  рассматривается не только как экономическая  категория, но и как правовая, т. к. общественные отношения, возникающие  при создании и использовании  страхового фонда, опосредуются нормами права.

     В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер  по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. Страхование наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Страхование является комплексным правовым институтом, объединяющим нормы различных отраслей Российского права и в первую очередь нормы гражданского и финансового права.

     Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных  страховых правоотношений, права  и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают  существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству. Нормы финансового права регулируют источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования; осуществление государственного регулирования страховой деятельности и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т. е. такие отношения, которые относятся к сфере финансовой деятельности и регламентируются методом «власти и подчинения».

     Комплексным характером рассматриваемого института  и объясняется причина того, что  «страхование» является предметом изучения науки гражданского права и науки финансового права.

     Важнейшими  нормативными актами, регулирующими  страхование, являются: ГК РФ (ст.ст. 927-970), Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992г.1, Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.

     Большое значение для правового регулирования  страхования имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Значительную роль в правовом регулировании страховых отношений играют инструкции Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (Банк России) по валютному регулированию страховой деятельности; нормативные акты Федеральной службы страхового надзора в Российской Федерации и др.

     Немаловажную  роль в нормативно-правовом регулировании  страховой деятельности играют нормы  международного права, типовые правила  страхования, обычаи, обыкновения, установившиеся в страховых правоотношениях, и, безусловно, судебная практика. Все названные источники образуют и составляют единую нормативно-правовую базу страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Контроль  страховой  деятельности в России 

     В целях создания стабильного страхового рынка, способствующего выполнению общесоциальных целей и задач по защите граждан и организаций от наступления неблагоприятных последствий, государство, уполномоченные им органы власти осуществляют особый вид деятельности - регулирование страхового дела.

     Функции государственного управления в данной сфере общественной жизни выполняют специальные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.

     Министерство  финансов РФ в соответствии с Положением о нем принимает участие в  работе по развитию и совершенствованию  страховой деятельности в стране. Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений на страховом рынке России.

     Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики. Под государственным регулированием страхования понимается система направлений и используемых в них методов воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей юридических, физических лиц, деятельности страховых компаний, их посредников и других контрагентов страховщиков для обеспечения прав и интересов страхователей и страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

     Целями  государственного регулирования страхования  являются:

            – установление нормативных требований (в законах, иных правовых актах) к проведению операций страхования и в целом к деятельности страховщиков, которые обеспечивают гарантированную страховую защиту материальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических лиц, их имущественных интересов;

            – обеспечение эффективного формирования и использования (размещения) страховщиками страховых резервов и других денежных фондов;

            – создание организационных и экономических, технических и ин-формационных условий для свободного и эффективного развития страхового рынка, его инфраструктуры.

     Государственное регулирование страхования осуществляется в основном в форме государственно-властных предписаний для участников страхового рынка и государственных органов регулирования и контроля, включая Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

     Такие предписания государства, воздействующие на поведение субъектов страховых отношений, представляют не что иное, как нормы страхового права. Следовательно, нормы страхового права представляют важнейший инструментарий государственного регулирования страхования. Основными направлениями государственного регулирования страхования являются:

1) государственный  надзор за страховой деятельностью;

2) обеспечение  финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

3) пресечение  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции на страховом рынке;

4) общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций;

5) прямое  участие государства в становлении  и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования.

     Указанные направления тесно взаимосвязаны между собой. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется согласно ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

     Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства органом страхового надзора и его территориальными органами.

       В 1992 году был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были даны контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

     Согласно  Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РФ (ФССН) и ее региональными инспекциями.

     Регулирующая  роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.

     1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, – главная функция. В ходе регистрации  выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Органом государственного страхового надзора регистрация оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии и внесением страховщика в единый Государственный реестр субъектов страхового дела.

     2. Обеспечение гласности. Каждый страховщик, профессионально занимающийся страховой деятельностью, обязан опубликовать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении (публичная отчетность) годового бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с обязательным подтверждением аудиторской фирмы о достоверности публикуемых данных.

     Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, органы государственного страхового надзора должны проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

     3. Поддержание правопорядка в отрасли.  Орган государственного страхового надзора может начинать расследование нарушений закона, проводить проверки оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

     Исходя  из этого, основными функциями ФССН РФ являются:

  • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • ведение единого Государственного реестра субъектов страхового дела;
  • ведение реестра страховых брокеров;
  • установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
  • установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
  • обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

     Регламентированные  права ФССН состоят в следующем:

  • получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
  • проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
  • ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
  • обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков

     В соответствии с Законом РФ «Об  организации страхового дела в РФ» страховой надзор включает в себя:

     1) лицензирование деятельности субъектов  страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

     2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

     3) выдачу разрешений на увеличение  размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

     Для выполнения поставленных задач ФССН наделено в нормативном порядке соответствующими полномочиями. Так, оно имеет право запрашивать и получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также информацию (документы, материалы) от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан.

     Одной из основных мер государственного регулирования страхования является лицензирование. Лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

Информация о работе Контроль страховой деятельности в России