Конкуренция и конкурентоспособность в страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Главная цель дипломной работы – изучить понятие конкуренции на страховом рынке и оценить конкурентоспособность страховой компании, определить главные направления развития и особенности российского рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности и институциального фактора экономического роста, а также социально-экологической устойчивости Российской Федерации.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- раскрыть сущность, факторы структуры рынка и страховых услуг;
- дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;
- рассмотреть методологию проведения анализа конкурентоспособности;
- проанализировать конкурентоспособность страховой компании «РЕСО-Гарантия» за 2008-2010 гг. на основе показателей концентрации рынка;
- исследовать причины неразвитости российского рынка страховых услуг;
- провести требующиеся международные сопоставления, для адаптации имеющегося зарубежного опыта в отечественной практике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Конкуренция и конкурентоспособность страховой компании: теоретические аспекты 6
1.1.Основы конкурентоспособности 6
1.2.Рост развития конкурентоспособности 12
1.3.Усиление конкуренции на страховом рынке России 20
Глава 2. Конкуренция и конкурентоспособность страховых компаний на примере ОСАО «РЕСО-гарантия» 33
2.1 Организационно- экономическая характеристика компании 33
2.2 Анализ деятельности компании и ее конкурентоспособность 34
Таблица 2.2.1 Прибыль и убытки страховой компании «РЕСО-гарантия» 35
2.3 Конкурентоспособность страховых компаний в России 40
Список литературы: 45
Приложение 49

Работа содержит 1 файл

копия.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     Среди перестраховщиков «РЕСО» синдикаты Lloyd's, компания Hannover Re, Munich Re, SCOR и Swiss Re.

     В 2007 году Национальным Рейтинговым Агентством «РЕСО» был присвоен максимальный уровень  надежности – «ААА».

     Осенью 2008 года «РЕСО-Гарантия» попала в список награжденных «The Best Russian Brands 2008», как один из самых узнаваемых брендов России.

     В том же году компания стала лауреатом  почетной номинации главной страховой  премии России («Золотая Саламандра») – «Компания года».

     Зимой 2009 года рейтинговым агентством «Эксперт РА» ОCАО «РЕСО-Гарантия» был присвоен уровень « А++», что означает «максимальный уровень надежности». Весной 2010 года «Эксперт РА» подтвердил этот рейтинг.

     В конце 2009 года компания во второй раз  одержала победу в национальном конкурсе «Марка №1 в России» став победителем в номинации «Лучшая страховая компания».

2.2 Анализ деятельности  компании и ее конкурентоспособность

 

     По  итогам 2010 года Тюменский филиал РЕСО-Гарантия собрал более 249 млн рублей страховой  премии. Выплаты по страховым случаям за этот период составили 134 млн рублей.

     Тюменский филиал постоянно участвует в конкурсах и тендерах, проводимых крупнейшими организациями и предприятиями.

     В 2010 году клиентами филиала стали - 15 378 человек (по ОСАГО), 3 868 человек (по КАСКО), 670 человек застраховали свои квартиры, 750 человек дачи, 2 000 человек защитили свои жизни полисом страхования от НС.

     В целом по региону филиал занимает 5 место среди страховых компаний, по страхованию КАСКО - 3 место, по ОСАГО - 3 место.

     Одни  из самых ярких примеров выплат Тюменского филиала в предыдущем году:

     - Постоянный клиент РЕСО-Гарантия застраховал своих сотрудников по коллективному полису НС, со стандартным набором рисков. Один из специалистов в обычный рабочий день, спускаясь по лестнице, споткнулся, упал и повредил ногу. Диагноз был неутешительный - внутрисуставное повреждение правого коленного сустава. Через 7 дней клиент получил выплату в размере 150 000 рублей.

     - В филиале по полису РЕСО-Авто (угон и ущерб) был застрахован автомобиль BMW X5. Через некоторое время автомобиль попал в ДТП и был сильно разбит. Выплата по страховому случаю составила 1 013 350 млн. рублей.

     - Житель Тюмени застраховал по КАСКО свой автомобиль Mitsubishi Pajero. Через несколько месяцев автомобиль был похищен со двора дома автовладельца. Клиенту было выплачено возмещение в размере 1 593 750 млн. рублей.

     - Постоянный клиент РЕСО-Гарантия застраховал свой дачный домик. В отсутствие жильцов дома, случился пожар, в результате которого полностью сгорела баня, крыша садового домика, теплица, сарай и забор. Выплата по страховому случаю составила 90 000 рублей. 

Таблица 2.2.1 Прибыль и убытки страховой компании «РЕСО-гарантия»

Наименование  показателя 2006 2007 2008 2009 2010 2011, 3 мес.
Выручка 22 547 261 32 876 851 32 323 425 33 939 755 37 490 729 10 552 983
Валовая прибыль 1 474 426 4 902 560 5 022 989 2 922 756 4 448 483 1 746 358
Чистая  прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 179 512 2 580 311 878 726 2 390 464 3 781 780 1 823 883
Рентабельность собственного капитала, % 4.61 39.38 12 24 33 14
Рентабельность  активов, % 0.84 8.33 2.62 6.43 9.21 4.15
Коэффициент чистой прибыльности, % 0.8 7.85 2.72 7.04 10.09 17.28
Рентабельность  продукции (продаж), % 0.87 10.44 5.08 8.37 12.75 22.33
Оборачиваемость капитала 1.21 1.17 1.05 0.97 0.99 0.26
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату 0 0 0 0 0 0
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса 0 0 0 0 0 0

     Единица измерения: тыс. руб. [51]

     Экономический анализ прибыльности/убыточности эмитента исходя из динамики приведенных показателей. В том числе раскрывается информация о причинах, которые, по мнению органов  управления эмитента, привели к убыткам/прибыли эмитента, отраженным в бухгалтерской отчетности по состоянию на момент окончания отчетного квартала в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (предшествующих лет):

     Удельный вес отдельных видов страхования  в общем портфеле страховых услуг особенно не изменился, за исключением страхования жизни. Это главным образом вызвана тем, что с в соответствии с Законом «Об организации страхового дела в России» с 01.01.2007 вводится строгая специализация страховых организаций. Продолжает удерживаться наибольший удельный вес, приходящийся на имущественные виды страхования и обязательное страхование автовладельцев транспортных средств.

     Усиление конкуренции среди крупных компаний приводит к созданию новых страховых продуктов, стимулирует основных участников рынка к сокращению издержек и улучшению качества управления.

     При осуществлении страховой деятельности основной статьей затрат является выплата страхового возмещения. Так как существенная часть портфеля сосредоточена в сегменте автомобильного и добровольного медицинского страхования, рост выплат страхового возмещения подвержен в частности фактору инфляции цен на авторемонтные работы и услуги медицинский учреждений. Повышение стоимости этих работ и услуг учитывается в тарифной политике Общества.

     Для преодоления главных факторов, негативно влияющих на деятельность Обществом, используются: методики оценки статистических данных, перестрахование, ограничения по сумме и количеству заключаемых договоров страхования, процедуры одобрения сделок, стратегии ценообразования и постоянный мониторинг возникновения новых рисков.

     Во исполнение Стратегии перестрахования, Общество использует факультативное перестрахование и перестрахование эксцедента убытка для того, чтобы снизить страховые выплаты по каждому договору. Эмитент ведет постоянный мониторинг финансовой стабильности перестраховщиков и периодически обновляет свои договоры перестрахования. Принимает соответствующие меры для того, чтобы сезонное возрастание уровня выплат (например, выплат по разным видам договоров, касающихся страхования транспортных средств и материальной ответственности перед третьими лицами в связи с наступлением зимних месяцев с их сложными погодными условиями) не наносило существенного ущерба. [50]

     Основными конкурентами эмитента в розничном сегменте являются Открытое акционерное общество «Российская государственная страховая компания» (Росгосстрах), Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» и Открытое акционерное общество «Российское страховое народное общество «РОСНО» и ОАО "СОГАЗ".

     Перечень факторов конкурентоспособности эмитента с описанием степени их влияния на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг):

     1. Широкая сеть продаж, включающая филиалы и агентства во всех регионах России и сеть из более чем 19 000 агентов. Сеть продаж эмитента является второй по величине после сети Россгостраха и существенно опережает сеть конкурентов.

     2. Современная система информационных технологий, позволяющая своевременно отслеживать изменение  маржи по каждому продукту и принимать меры по ее увеличению.

     3. Высокопрофессиональный персонал, имеющий значительный опыт в страховании

     4. Система контроля затрат и бюджетирования, позволяющая планировать деятельность эмитента [51] 

     30 мая 2011 г. Служба кредитных  рейтингов Standard & Poor's присвоила российской страховой компании ОСАО «РЕСО-Гарантия», занимающейся страхованием non-life, долгосрочный кредитный рейтинг контрагента и долгосрочный рейтинг финансовой устойчивости страховой компании «ВВ+», а также рейтинг по национальной шкале «ruAA+». Прогноз изменения рейтингов - «Стабильный».

     Уровень рейтингов Standard & Poor's отражает оценку показателей капитализации и качества инвестиций «РЕСО-Гарантии» как приемлемый, а также высокие отраслевые риски, характерные для рынка страхования в Российской Федерации (Россия; рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB/Стабильный/A-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: BBB+ Стабильный /A-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAA).

     Хорошая конкурентная позиция, хорошие операционные показатели  и достаточная финансовая гибкость компании частично компенсируют указанные недостатки.

     Оценивая  общую капитализацию компании как  приемлемую, нужно отметить умеренный уровень достаточности капитала, который поддерживается за счет адекватных уровней резервирования и качества перестраховочной защиты. Некоторое негативное влияние на достаточность капитала оказывает текущий объем использования заемных средств: 27% инвестиционного портфеля компании финансируется за счет займов, взятых в рамках сделок РЕПО у международных банков (увеличение суммы активов приводит к увеличению требований к размеру капитала в нашей модели).

     Качество  инвестиционного портфеля «РЕСО-Гарантии»  оценивается как приемлемое. В  структуре инвестиций преобладают  инструменты с фиксированным доходом, в частности, еврооблигации (51% общих инвестиций по состоянию на 31 декабря 2010 г.), а также банковские депозиты и средства на текущих счетах (37%). Средневзвешенное качество инвестиционных инструментов можно отнести к категории «ВВ». Кредитный риск относительно высок ввиду значительной концентрации контрагентов. Объем депозитов в одном из крупнейших частных российских банков эквивалентен 46% совокупного скорректированного капитала компании (данные по состоянию на 31 декабря 2010 г.).

     С объемом собранной страховой  премии-брутто в размере 38,9 млрд руб. (1,3 млрд долл.) в 2010 г.  (33,8 млрд руб. в 2009 г.) «РЕСО-Гарантия» занимает четвертое место по объему собранной страховой премии среди российских страховщиков, занимающихся страхованием non-life, уступая «Росгосстраху» (нет рейтинга S&P), «СОГАЗу» (ВВ+/Стабильный/-; ruAA+) и «Ингосстраху» (ВВВ-/Стабильный/-; ruAA+).

     «РЕСО-Гарантия»  имеет хорошую конкурентоспособность, учитывая прочную позицию компании в сегменте автострахования, хорошую узнаваемость бренда, профессиональный опыт и наличие хорошо развитой сети продаж. Но поскольку ее бизнес сосредоточен в России, компания подвергается отраслевым и страновым рискам. Кроме того, в портфеле «РЕСО-Гарантии» высока концентрация отдельных направлений бизнеса: на долю автострахования (обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев и страхования КАСКО) приходится более 64% собираемой страховой премии, что позволяет считать компанию уязвимой для рисков, присущих этому виду страхования. [52]

     Мы  оцениваем операционные показатели «РЕСО-Гарантии» как хорошие. Компания успешно преодолела период циклического снижения цен (2009-2010 гг.), получив положительные  финансовые результаты основной (страховой) деятельности, а кроме того - достаточно высокий инвестиционный доход.

     Финансовая  гибкость компании является достаточной. Такая оценка учитывает, с одной стороны, агрессивный характер дивидендной политики «РЕСО-Гарантии», с другой - способность акционеров в случае необходимости предоставить компании капитал.

     Прогноз «Стабильный» определяется предположением о том, что «РЕСО-Гарантия» по-прежнему будет пользоваться преимуществами своей конкурентной позиции и  получать хорошие операционные показатели, поддерживая, по крайней мере, минимально достаточный капитал (в соответствии с моделью расчета капитала, применяемой Standard & Poor's), превышающий норматив достаточности капитала в соответствии с требованиями российского регулятора в 1,5 раза.

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность в страховой компании