Конкуренция и конкурентоспособность в страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Главная цель дипломной работы – изучить понятие конкуренции на страховом рынке и оценить конкурентоспособность страховой компании, определить главные направления развития и особенности российского рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности и институциального фактора экономического роста, а также социально-экологической устойчивости Российской Федерации.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- раскрыть сущность, факторы структуры рынка и страховых услуг;
- дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;
- рассмотреть методологию проведения анализа конкурентоспособности;
- проанализировать конкурентоспособность страховой компании «РЕСО-Гарантия» за 2008-2010 гг. на основе показателей концентрации рынка;
- исследовать причины неразвитости российского рынка страховых услуг;
- провести требующиеся международные сопоставления, для адаптации имеющегося зарубежного опыта в отечественной практике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Конкуренция и конкурентоспособность страховой компании: теоретические аспекты 6
1.1.Основы конкурентоспособности 6
1.2.Рост развития конкурентоспособности 12
1.3.Усиление конкуренции на страховом рынке России 20
Глава 2. Конкуренция и конкурентоспособность страховых компаний на примере ОСАО «РЕСО-гарантия» 33
2.1 Организационно- экономическая характеристика компании 33
2.2 Анализ деятельности компании и ее конкурентоспособность 34
Таблица 2.2.1 Прибыль и убытки страховой компании «РЕСО-гарантия» 35
2.3 Конкурентоспособность страховых компаний в России 40
Список литературы: 45
Приложение 49

Работа содержит 1 файл

копия.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     - страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат;

     - страховщики должны быть членами  профессионального объединения  страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом (Российский Союз Автостраховщиков, далее - РСА);

     - под представителем страховщика  в субъекте Российской Федерации  понимается обособленное подразделение  страховщика (филиал) в субъекте  Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком.

     Таким образом, требование Закона о наличии  у каждого страховщика уполномоченных представителей в каждом субъекте РФ реализуется либо за счет создания филиалов, либо за счет заключения с другими страховщиками договоров о выполнении функций представителя в субъектах РФ.

     Отсутствие  у страховщика уполномоченных представителей во всех субъектах РФ является нарушением страхового законодательства и, как  следствие, основанием для приостановления и отзыва лицензии страховщика.

     В силу пункта 1 статьи 26 Закона, профессиональным объединением страховщиков (РСА) устанавливаются  правила, обязательные для профессионального  объединения и его членов и  содержащие требования в отношении  порядка и условий рассмотрения членами РСА требований потерпевших о страховых выплатах по договорам обязательного страхования, заключенным другими членами РСА, порядка и условий осуществления указанных страховых выплат.

     Предлагается  перейти от практики заключения страховщиками договоров о выполнении функций представителя к принятию «Соглашения о выполнении функций представителя», в соответствии с которым каждый страховщик представляет любого другого страховщика на территории любого субъекта РФ.

     Существующая  система представительства на основании заключения основной массой страховщиков договоров о выполнении функций представительства с ограниченным числом «федеральных» страховщиков привела к монополизации управления деятельностью РСА, при которой крупнейшие компании получили преимущества перед остальными  в конкурентной борьбе.

     Зависимость  от необходимости наличия договора вынуждает  всех страховщиков, работающих в одном или нескольких регионах:

        1) отдавать свои голоса при  формировании Президиума РСА  (пропорционально долям годовой премии) компании, с  которой заключен основной договор на покрытие всех регионов РФ.

     Если  в состав первого Президиума РСА  в 2003 года входили представители  нескольких компаний из разных регионов (Калининградская, Кемеровская, Ростовская, Челябинская области) то, начиная с 2004 года, когда заработал принцип «право на одно место в Президиуме предоставляется компании, консолидирующей 5% сбора премии по рынку», а также были заключены договоры представительства, в руководящих органах РСА (Президиуме и Правлении)  представлены только крупнейшие страховщики. Так  в Правление входят 7 компаний, собравших в 2010 году 64.5% премии на рынке, а  в Президиуме  - те же 7 компаний и  еще 3 компании с общей долей премии – 69%.   Например, ВСК – крупнейший оператор по услугам взаимного представительства,  имея по итогам 2009 года свою долю рынка менее 4% , представлена в Президиуме РСА в 2010 году 3 членами, что соответствует доле рынка в 15%. При этом региональные компании, под угрозой расторжения договора с крупной компанией,  не имеют возможности консолидировать свои доли  и получить в Президиуме хотя бы одно место.  

     В результате, в течение 7 лет  при  ежегодных выборах состава Президиума РСА из более, чем 100 компаний – членов профессионального сообщества,    100% мест, отведенных в Президиуме членам РСА,  постоянно заняты представителями одних и те же  9-10 крупнейших компаний с общей долей  на рынке – 70%.  Ни одна компания, представляющая остальные 30% рынка ни разу за 7 лет не была представлена  в руководящих органах. Таким образом, узкая группа крупнейших страховщиков определяет всю политику РСА. Это приводит в частности к тому, что в утверждаемых Президиумом РСА Правилах профессиональной деятельности (далее ППД), постоянно расширяются полномочия Президиума и Правления РСА, а значит -  у крупнейших компании возникает возможность принимать решений,  прямо направленных против конкурентов. 

     2)  соглашаться на невыгодные (и  необоснованные) экономические условия  договоров представительства  

     Например, из опрошенных «Опорой России» компаний, входящих в число лидеров рынка в своих регионах  цены на услуги взаимного представительства по компаниям, закрывающим основную массу из 80 регионов РФ,  составляли за один случай (у ВСК – 4.5 тыс. руб., РОСНО – от 2.5 до 3 тыс. руб., Альфа-Страхование – 3. тыс. руб.),  в то время как у остальных партнеров по взаимному представительству,   в среднем,  1.5 тыс. руб.

     3)  работать в ситуации, при которой  само право страховщика на  осуществление страховой деятельности  по ОСАГО находится под угрозой сговора крупнейших компаний с целью расторжения договоров о выполнении функций представителя и, тем самым, удаления конкурента с рынка

            То, что угроза расторжения договоров  не является абстрактной,  было  продемонстрировано в 2010 году, когда в течение одной недели с одной из компаний расторгли договоры представительства все крупнейшие страховщики.

     Объективная возможность создания эффективно работающего  Соглашения

     1  На рынке уже более двух  лет действует система Прямого возмещения убытков (ПВУ), в рамках которой каждый страховщик действует от имени другого страховщика (статья 14.1 Закона) при рассмотрении требований потерпевших о страховых выплатах. Система ПВУ действует не на основании договоров, а на основании Соглашения о ПВУ, которое обязательно к подписанию всеми членами РСА, а исключение из Соглашения о ПВУ влечет исключение из членов РСА и отзыв лицензии на ОСАГО.

     Таким образом, аналогичный механизм опробован  и доказал свою работоспособность

     2  Объем операций в  системе «взаимного представительства» уже сейчас в 25  раз меньше, чем объем операций по ПВУ, и с развитием ПВУ будет сокращаться, следовательно,  управление данной системой будет намного проще.

     Полученные  в ответах на запрос «Опоры России»  данные от 16 региональных компаний, показывают, что число урегулированных случаев по договорам представительства в 2010 году в среднем составило только 0.8% от общего числа урегулированных убытков по ОСАГО, в то время как по данным, РСА, доля убытков, урегулированных по ПВУ, достигла в 2010 году - 25%. При этом , начиная с момента введения урегулирования по ПВУ, т.е. с 2009 года,  доля убытков, урегулированных по взаимному представительству, уменьшилась в 2 раза. Таким образом, тенденция на сокращение числа случаев урегулирования по взаимному представительству очевидна. Все больше случаев урегулируется  по ПВУ, а с введением принципа одноканального  ПВУ  механизм «взаимного представительства» будет работать еще реже.

     Предлагаются  следующие основные принципы реализации соглашения:

          -   обязательность подписания  Соглашения всеми членами РСА

       -   обязанность компаний выполнять  функции по урегулированию убытков  в тех регионах, где у них  есть подразделения, продающие  полисы ОСАГО (соответственно,   в этих регионах другие компании не  должны иметь право  выполнять за эту компанию функции представителя)  Данный принцип не позволит недобросовестным компаниям «паразитировать» на использовании ресурсов других страховщиков, открывая в отдельных регионах только подразделения продаж,  и не заботясь при этом об урегулировании убытков.

       -   обязанность всех компаний, представленных в регионе, выполнять  функции представительства  для  компаний, не имеющих подразделений  продаж в этих регионах. Но  при этом в Соглашении должно  быть предусмотрено,  что  компания, принявшая претензию, не имеет права урегулировать убыток по «взаимному представительству», если она является  страховщиком потерпевшего ОСАГО. Такое событие она обязана урегулировать только по ПВУ или как это принято сейчас -  по КАСКО, если у потерпевшего есть полис КАСКО этой компании. Это ограничение направлено на исключение возможности  получения необоснованного дохода путем селекции убытков: прием потерпевшего с «малым» убытком по ПВУ, а с «большим  убытком – в качестве представителя страховщика – виновника.

       -  фиксированная цена оказания  услуги (устанавливаемая на очередной  год Общим собранием членов  РСА)

      -  единообразный  «жесткий»  механизм взаиморасчетов для  недопущения  создания задолженностей

     При этом можно применить испытанный  механизм клиринга (например, на базе АПК ИРЦ ОСАГО, применяемого при расчетах по ПВУ) в т.ч. использование депозитов по ПВУ

     -   серьезные санкции  за нарушение  «Соглашения» 

      -  прочие  права и обязанности   страховщиков и представителей  не меняются по сравнению с  действующими ППД  «Порядок  и условия взаимодействия членов  РСА и их представителей при  рассмотрении требований потерпевших  о страховых выплатах и их  осуществлении»

     При переходе к безальтернативному ПВУ,  события, в которых участвует не более двух транспортных средств, гражданская ответственность которых застрахована по договору ОСАГО, и в результате которых причинен  вред только имуществу, будут урегулироваться только страховщиками потерпевших.

     В то же время, сохранится и система  традиционного урегулирования убытков  по ОСАГО для событий, не подпадающих  под критерии ПВУ (например, для обращений  в связи с причинением вреда  жизни или здоровью потерпевших, причинением вреда имуществу иному, чем транспортное средство, причинением вреда в ДТП с участием более двух транспортных средств и т.п.).

     Таким образом, Соглашение о выполнении функций  представителя в субъектах РФ в случае принятия изменений в  Закон, устанавливающих безальтернативность ПВУ, должно быть дополнено положением, обязывающим каждого страховщика выполнять функции представителя любого другого страховщика в обоих режимах, т.е. при обращении потерпевшего как в традиционном порядке, так и в порядке ПВУ.

     Перечень  нормативно-правовых актов и документов, требующих принятия или изменения:

     1. Предложенная концепция не требует  внесения изменений в Закон  об ОСАГО, однако требует включения  в пункт 4.11 Устава РСА положения  об исключении из РСА страховщика,  который не является участником Соглашения о выполнении функций представителя.  Возможен также вариант, при котором Устав РСА не меняется, но в этом случае исключить такого страховщика из РСА будет невозможно. Однако при отсутствии представителей в каком-либо из субъектов РФ он рискует потерять лицензию, а требование о вхождении в Соглашение о выполнении функций представителя будет изложено в самом Соглашении, которое по статусу будет являться ППД РСА, обязательным к исполнению всеми членами РСА.

     2. Потребуется разработка ППД «Соглашение о выполнении функций представителя в субъектах РФ» вместо ППД «Порядок и условия взаимодействия членов РСА и их представителей при рассмотрении требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлении».

     3. Потребуется изменение всех ППД  РСА, где есть упоминание ныне действующих ППД «Порядок и условия взаимодействия членов РСА и их представителей при рассмотрении требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлении» в контексте вновь разработанного ППД.

     Структура новых Правил профессиональной деятельности РСА   «Соглашение о выполнении функций представителя в субъектах РФ»  может быть аналогичной «Соглашению о ПВУ»

  1. Общие положения.
  2. Обязанность РСА по ведению реестра участников Соглашения.

 

       Глава 2. Конкуренция  и конкурентоспособность страховых компаний на примере ОСАО «РЕСО-гарантия»

2.1 Организационно- экономическая характеристика компании

 

     Страховая компания «РЕСО-Гарантия», была создана  в 1991 году как часть страховой  группы «РЕСО» (группа «РЕСО» объединяет около 20 компаний в области страхования, делопроизводства, лизинга, медицины). Филиальная сеть «РЕСО-Гарантия» состоит из 800 офисов и пунктов по всей территории Российской Федерации. В компании работает более 19 тысяч агентов, которые обслуживают 8,5 млн. организаций и физических лиц.

     «РЕСО»  имеет лицензию на 102 вида страховых  услуг, среди которых медицинское  страхование, страхование от несчастных случаев, страхование имущества  частных лиц и организаций, автострахование (ОСАГО, КАСКО и ДГО), ипотечное  страхование и страхование туристов.

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность в страховой компании