Государственное регулирование страховой деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:16, реферат

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление и рассмотрение влияния государственного регулирования на страховой рынок, способы совершенствования данной системы. Соответственно основные задачи: изучить структуру страхового рынка, ее элементы, рассмотреть способы регулирования деятельности страхового рынка на законодательном уровне.

Содержание

Введение 3
1 Страховой рынок его структура и виды 4
2 Основные направления развития государственного регулирования
страховой деятельности в России. 7
3 Законодательные пути повышения эффективности деятельности
страховых организаций 11
Заключение 16
Список использованных источников 17
Глоссарий 18

Работа содержит 1 файл

Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

      Государственный надзор за  страховой  деятельностью  осуществляется  в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании,  эффективного развития  страховых  услуг,   защиты   прав   и   интересов   страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

     Система государственного надзора  за  страховой  деятельностью  должна предполагать:

  1. организацию основ  страхового  надзора  в  РФ,  в  первую  очередь  путем создания специальных  органов  по  надзору  за  страховой  деятельностью  на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
  2. создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью,  выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
  3. определение   специальных   требований   к   страховым    организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
  4. установление  единых  квалификационных  требований  к  руководителям   и специалистам страховых организаций,  сюрвейерам,  аварийными комиссарами.

     Прежде  всего необходимо определить, какими принципами следует руководствоваться, решая вопрос о проведении того или  иного вида страхования в обязательном порядке, и на этой основе составить  перечень видов, которые целесообразно  осуществлять в обязательной форме. Институт обязательного страхования следует использовать в основном только в двух случаях: для покрытия убытков, понесенных одними лицами в результате деятельности других лиц, и для защиты граждан, которые могут попасть в тяжелое материальное положение в связи с наступлением тех или иных неблагоприятных событий.

     Обычно  используется страхование гражданской  ответственности. Наиболее характерным  примером здесь является страхование  ответственности владельцев средств  автотранспорта, которое проводится в большинстве стран в обязательной форме.

     Подобный  механизм может распространяться также  на ряд видов профессиональной деятельности (например, врачей, нотариусов, аудиторов, риэлторов), на деятельность организаций – источников повышенной опасности.

     Механизм  проведения обязательного страхования, имеющего целью помочь гражданам, попавшим в тяжелое материальное положение, нередко аналогичен механизму, применяемому в социальном страховании (наиболее характерными примерами тому в нашей  стране являются обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), а потому при принятии соответствующих нормативных актов важно решить, каким законодательством данные виды страхования будут регулироваться (законодательством о страховании или о социальном страховании), поскольку от этого во многом зависят порядок проведения операций, характер государственного контроля над ними. [3]

     Несмотря  на проведенную в стране приватизацию, государство остается крупным собственником, владеющим значительным объемом материальных ценностей. Поэтому при решении целого ряда вопросов, связанных с использованием государственной собственности, немаловажное место должна занять и организация ее страховой защиты. Такая страховая защита может осуществляться разными методами, но страхование традиционно считается одним из наиболее эффективных. Весьма актуальной проблемой является принятие программы страхования рисков, связанных с функционированием государственных предприятий и организаций, в которой следовало бы разработать принципы осуществления такого страхования, определить субъекты, объекты и страховые риски, подлежащие страхованию, выработать подходы к отбору страховщиков для проведения такого страхования. В частности, весьма перспективным является страхование государственного жилого фонда, государственного имущества, сдаваемого в аренду или в иной вид пользования, предприятий, находящихся в государственной собственности, унитарных и казенных предприятий, организаций бюджетной сферы.

     Специального  анализа заслуживает вопрос о  прямом участии государства в  страховании в качестве продавца страховых услуг, то есть о целесообразности существования государственной страховой организации, принципах организации и сферах ее деятельности. Доля государства на российском страховом рынке в последние годы существенно снизилась, что вполне естественно в условиях рыночных преобразований.

     В то же время в современных условиях все более важное значение приобретают  косвенные методы стимулирования государством развития страхования. Суть этих методов при всем их многообразии состоит в том, что государство различными способами регулирует страховую деятельность. К этим методам, в частности, относятся:

  • создание стабильного законодательства, определяющего единые «правила игры на страховом рынке для всех его субъектов;
  • формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг;
  • создание эффективной системы государственного надзора за деятельностью страховых организаций;
  • организация системы гарантий выполнения страховыми организациями своих обязательств перед потребителями страховых услуг;
  • организация и защита добросовестной конкуренции на страховом рынке;
  • создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки кадров в области страхования;
  • регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке;
  • проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг;
  • создание благоприятных условий для инвестирования страховщиками своих резервов и других средств.

     Страховое законодательство является фундаментом  для строительства страхового рынка в стране. Оно должно определять общие принципы организации страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций, требования к субъектам страховой деятельности, формы организации государственного регулирования в страховании. В нашей стране в настоящее время создана довольно солидная правовая база, включающая в себя законы и подзаконные акты и позволяющая функционировать страховому рынку.

3 Законодательные  пути повышения  эффективности деятельности  страховых организаций.

     Одной из важнейших задач, направленных на развитие страхования в стране, является создание платежеспособного спроса населения на страховые услуги. Данная задача должна решаться, с одной  стороны, путем формирования потребности  у населения в организации  своей страховой защиты с помощью страхования, а с другой – повышением уровня жизни, что будет способствовать созданию условий для удовлетворения данной потребности.

     Если  на первом этапе формирования в нашей  стране страхового рынка основное внимание надзора сосредоточено было на  организации системы допуска к этому виду деятельности, то в настоящее время все большее внимание следует уделять анализу финансового состояния уже функционирующих страховщиков, соблюдению ими законодательства и других правовых норм с тем, чтобы своевременно реагировать на возможные сбои в их работе. Это будет способствовать повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей страховых услуг.

     Для решения данной задачи необходимо, в частности,  расширить объем полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля за финансовой деятельностью страховых организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения, а также разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков в случаях, когда возникает угроза невыполнения ими своих страховых обязательств. Система государственного страхового надзора должна быть дополнена системой гарантий выполнения  страховщиками своих обязательств по договорам страхования.

     Одной из важных задач государства является обеспечение равных возможностей для  предоставления страховых услуг  всем участникам рынка, недопущение  монополизации страховой деятельности. Для решения данной задачи целесообразно:

  • организовать государственный контроль за фактами проявления монополизма на отдельных сегментах страхового рынка;
  • своевременно пресекать злоупотребления страховыми организациями своим доминирующим положением;
  • не допускать действий органов власти, направленных на ограничение конкуренции на   федеральном и региональном страховых рынках;
  • ограничить возможности монополизации страховой деятельности в отдельных отраслях экономики путем проведения страхования в отраслевых страховых организациях.

     Особую  актуальность в настоящее время  приобретают проблемы искусственного ограничения конкуренции в результате действий органов власти в отдельных  регионах или государственных ведомств при проведении страховых операций. В связи с этим задача государственных органов должна состоять  в том, чтобы не допускать создания привилегированного положения для отдельных страховых организаций при проведении страховых операций в каких-либо регионах или в отношении каких-либо государственных или иных программ, осуществлять на конкурсной основе отбор страховщиков для участия в реализации программ, проводимых с использованием государственных ресурсов.

     Особое  значение имеет развитие системы  перестрахования, использование которого в разумных масштабах позволяет  страховщикам повышать свою финансовую устойчивость. В то же время чрезмерная передача рисков и перестрахование ограничивает развитие страховых организаций, делает страховщиков чересчур зависимыми от выполнения перестраховщиками страховых обязательств по договорам перестрахования, превращает страховщиков в страховых посредников. Кроме того, не обусловленное необходимостью заключение договоров перестрахования с зарубежными перестраховщиками приводит к оттоку средств за рубеж и даже является одним из каналов вывоза капитала. Это делает необходимым государственное регулирование перестраховочной деятельности, а также создание структуры отечественного перестрахования, позволяющей оставлять значительную часть рисков, а следовательно, и перестраховочной премии, внутри страны.

     Кроме того, следует осуществлять меры, направленные на повышение гарантии исполнения иностранными перестраховщиками своих обязательств:

  • установление минимального размера капитала для иностранных перестраховщиков, с которыми российские цеденты имеют право заключать договоры перестрахования;
  • проверка финансового состояния перестраховщиков по методике, разработанной органом государственного страхового надзора, и предоставление  права последнему давать страховщикам предписания об ограничении доли рисков, перестраховываемых у организаций, в отношении платежеспособности которых имеются сомнения;
  • обязательное депонирование в российских компаниях-цедентах определенной доли резервов по передаваемым в перестрахование рискам.

     Успешное  функционирование страховой системы во многом зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых организациях и в других структурах, связанных со страховым рынком. Задача государства в связи с этим состоит в установлении квалификационных требований к лицам, занимающим ключевые позиции на страховом рынке, в организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки специалистов в области страхования,  в разработке и утверждении программ их обучения.

     Значительное  влияние на уровень развития страхования  в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. При проведении такой политики перед государством стоят две порой противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а с другой – в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования, или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией, не выгодной в финансовом отношении. Поэтому государство вынуждено искать оптимальное решение одновременно этих двух задач.

     Политика  в области налогообложения включает в себя как налогообложение самих  страховых организаций, так и  учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат, уплачиваемых или получаемых страхователями.

     Режим налогообложения страховщиков должен быть построен таким образом, чтобы  он был для них не жестче, чем  для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности, с точки  зрения как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы.

     Что касается налогообложения страховых  операций для потребителя страховых  услуг, то оно может предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот лицам, уплачивающим страховые взносы (например, право вычитать из доходов, с которых рассчитывается величина налогов, сумму уплаченных страховых взносов), а с другой – уплату налогов с сумм внесенных страховых взносов или полученных страховых выплат. В связи с этим задача государства состоит в том, чтобы:

  • определить перечень видов страхования, по которым страховые взносы исключались бы из налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль юридическими лицами и подоходного налога физическими лицами;
  • уточнить перечень видов страхования, по которым заключаемые работодателями в отношении своих работников договоры давали бы право не включать страховые взносы в расчет сумм в государственные внебюджетные фонды;
  • уточнить порядок налогообложения страховых выплат, получаемых страхователями в связи со страховыми случаями.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в РФ