Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и все основные составляющие системы социального страхования в России.
2. Определить роль и значение социального страхования
3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и возможные пути их устранения

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования
1.2 Доходы и расходы ФСС
Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году

Работа содержит 1 файл

Статистика социального страхования черн.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

2) у иных страхователей  - с момента их регистрации  страховщиком;

3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.8

К основным принципам  обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.9

Социальная политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.

Формирование современной  системы социального страхования  в России включает создание государственных  внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они  обеспечивают защиту конституционных  социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

ПФР обеспечивает:

  • аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

  • выплату государственных пенсий;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • обеспечение деятельности ПФР.

В России осуществляется постепенный переход от распределительной  пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что  каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.10

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Обязательное медицинское страхование введено с 1993 года, в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

Согласно закону, граждане России имеют право на:

  • выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;
  • медицинскую помощь на всей территории России;
  • предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.

 Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Деятельность Фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Средства ФОМС направляются на:

  • финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
  • осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
  • выравнивание ресурсов городов, районов для проведения обязательного медицинского страхования;
  • направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
  • создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
  • текущее содержание.11

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Основные задачи Фонда:

  • обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов системы государственного социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

В состав фонда социального страхования входят:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.

 

1.2 Доходы и расходы  ФСС

В России система социального страхования  далека от совершенства. Ее главным  недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.

Денежные средства Фонда  являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда социального  страхования формируются за счет:

  • страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.

Плательщиками взносов  являются:

  • организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;
  • граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Не являются плательщиками  страховых взносов в Фонд социального  страхования общественные организации  инвалидов, находящиеся в собственности  этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

Налогооблагаемой базой  для расчета страховых взносов  являются все виды оплаты труда независимо от источников финансирования и без  уменьшения на сумму налогов и удержаний.

Уплата страховых взносов с оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Для исчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов.

Если в организации  действует система оплаты труда, предусматривающая расчеты по заработной плате в натуральной форме, то фонд оплаты труда увеличивается на стоимость соответствующей продукции.

Страховые взносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.

Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.

Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:

  • расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;
  • суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;
  • пени, штрафы;
  • сокрытая сумма оплаты труда;
  • частичная оплата за путевки.

Доходы  Фонда социального страхования  зависят от ставки страховых взносов  и величины фонда оплаты труда  в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие доходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Информация о работе Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования