Управление инновационной деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Понятие «инновация» относится как к глубоким, так и к постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов и организаций, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - поиск новых возможностей улучшения работы организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления инновационной деятельностью 4
1.1. Сущность инноваций 4
1.2. Классификация инноваций 5
1.3. Виды инновационной деятельности и управление инновациями в компании 10
Глава 2. Разработка и обоснование инновационного проекта 14
2.1. Выбор и обоснование инновационного проекта 14
2.2. Результаты проекта 22
2.3. Определение этапов проведения работ по разработке инновации 24
2.4. Составление сметы затрат 25
2.5. Основные риски проекта строительства завода по производству ЭФК 29
2.5.1. Снижение цены 29
2.5.2. Рост себестоимости продукции на 5% 30
2.5.3. Рост капитальных вложений на 10% 30
2.5.4. Совмещение рисков 31
2.6. Оценка экономической эффективности инвестиций в строительство завода по производству экстракционной фосфорной кислоты 32
Глава 3. Документальное оформление инновационного проекта 37
3.1. Краткая аннотация проекта 37
3.2. Техническое задание 38
3.3. Календарный план выполнения работ 39
3.4. План финансовых поступлений 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Управление инновациями.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      Понятие «инновация» относится как к глубоким, так и к постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов и организаций, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости -  поиск новых возможностей улучшения работы организации. Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием.

      Руководители  многих компаний прилагают все усилия, чтобы сделать свою компанию более  конкурентоспособной, и не только по одной или двум позициям, а во всех отношениях. Особенно важна эта  задача для крупных производителей, работающих на устоявшемся рынке, где товаром является продукция производственно-технического назначения. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

      Цель  работы – разработка инновационного проекта на основе применения теоретических  основ инновационного менеджмента.

      Задачи  работы:

  1. установить понятийный аппарат  инновационного менеджмента;
  2. представить основные виды классификации инноваций;
  3. охарактеризовать  процесс управления инновациями в компании;
  4. обосновать инновационный проект «Строительство завода по производству экстракционной фосфорной кислоты (ЭФК)»;
  5. изучить основные этапы и документы документального оформления инновационного проекта.

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления инновационной деятельностью

1.1. Сущность  инноваций

      Инновация - это новая или усовершенствованная продукция либо новая или усовершенствованная технология, используемые в практической деятельности [2].

      В современном мире инновации воплощаются  в новой наукоемкой продукции  и высоких технологиях.

      Базисная  инновация - это принципиально новая продукция или технология.

      Улучшающая  инновация - это продукция или технология с улучшенными параметрами.

      Инновационная деятельность - это деятельность по созданию (разработке), производственному освоению и распространению (реализации) инноваций. Осуществление (ведение) и развитие инновационной деятельности предполагает ее организацию, регулирование, поддержку, стимулирование, контроль.

      Субъекты  инновационной деятельности - это юридические и физические лица, которые осуществляют и развивают инновационную деятельность (т.е. ведут, организовывают, регулируют, поддерживают, стимулируют).

      Субъекты  инновационной деятельности могут  выполнять функции:

  • заказчиков, исполнителей, инвесторов.

     Существует  сложная система взаимоотношений  между субъектами инновационной  деятельности.

     Элементами  структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты  и программы и выполняющие  их организации (центры, предприятия, объединения).

      Инновационная инфраструктура - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы - это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.

      Инновационный потенциал - совокупность различных  видов ресурсов, необходимых для  осуществления инновационной деятельности [2].

1.2. Классификация инноваций

      Существуют различные классификации инноваций, выполненные разными авторами.

      Табл.1.

      Классификация инноваций по П.Н. Завлину [3].

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
1. Область  применения. Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.
2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация. Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.
3. Степень  интенсивности. «Бум», равномерная, слабая, массовая.
4. Темпы  осуществления инноваций. Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.
5. Масштабы  инноваций. Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.
6. Результативность. Высокая, низкая, средняя.
7. Эффективность  инноваций. Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.
 
 
 
 
 

Табл.2.

Классификация инноваций по В. В. Горшкову и Е. А. Кретовой [5].

Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации
1. Структурная характеристика инновации. 1.1. Инновации  на «входе» в предприятие. 1.1. Целевое качественное  или количественное изменение  в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников  и других ресурсов.
1.2. Инновации на «выходе» из предприятия. 1.2. Целевые качественные  или количественные изменения.
1.3. Инновации структуры предприятия  как системы, т.е. ее отдельных  элементов. 1.3. Целевые изменения  производственных, обслуживающих и  вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу  обеспечения.
2. Целевые изменения. 2.1. Технологические. 2.1. Создание  и освоение новой продукции,  технологии, материалов, модернизация  оборудования, реконструкция производственных  зданий и их оснащения, реализация  мероприятий по охране окружающей  среды.
2.2. Производственные. 2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц.
2.3. Экономические. 2.3. Изменение  методов и способов планирования  всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат.
2.4. Торговые. 2.4. Использование  методов ценовой политики во  взаимоотношениях с поставщиками  и заказчиками, предложение новой  продукции и услуг, предоставление  или взыскание финансовых ресурсов  в форме кредитов, займов, применение  новых методов распределения  прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.
2.5. Социальные. 2.5. Улучшение  условий и характера труда,  социального обеспечения, предоставляемых  услуг, психологического климата  и характера взаимоотношений  на предприятии или между его  отдельными организационными подразделениями.
2.6. Инновации в области управления. 2.6. Улучшение  организационной структуры, стиля  и методов принятия решений,  использование новых средств  обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы  и т.д.
 

Табл.3.

Классификация инноваций по Э. А. Уткину [1].

Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации
1. Причина возникновения. 1.1. Реактивные. 1.2. Стратегические.
1.1. Обеспечивают  выживание фирмы или банка,  как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. 1.2. Внедрение  их носит упреждающий характер  с целью получения решающих  конкурентных преимуществ в перспективе.
2. Предмет и сфера приложения. 2.1. Продуктовые. 2.1. Новые продукты  и услуги.
2.2. Рыночные. 2.2. Открытие  новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать  услугу на новых рынках.
2.3. Инновации-процессы. 2.3. Технология, организация производства и управленческие  процессы.
3. Характер удовлетворяемых потребностей. 3.1. Ориентирование  на существующие потребности. 3.1. Действующие  сегодня потребности, которые  не удовлетворены полностью или  частично.
3.2. Ориентирование  на формирование новых потребностей. 3.2. Потребности  на перспективу, которые могут  появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.
 
 

Табл.4.

Классификация инноваций по А. И. Пригожину [5].

Классификационный признак Вид инновации
1. По  распространенности. Единичные и  диффузные.
2. По  месту в производственном цикле. Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые.
3. По  преемственности. Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.
4. По  охвату ожидаемой доли рынка. Локальные, системные, стратегические.
5. По  инновационному потенциалу и  степени новизны. Радикальные, комбинаторные, совершенствующие.
 

 

      Классификация инноваций по широте улучшения и глубине

      Классификация инноваций по глубине вносимых изменений - позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому [5]:

      инновации нулевого порядка — регенерирование  первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

      инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы;

      инновации второго порядка — перегруппировка  составных частей системы с целью  улучшения ее функционирования;

      инновация третьего порядка — адаптивные изменения  элементов производственной системы  с целью приспособления друг к другу;

      инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее  за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое  улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем);  

      инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство  свойств системы, но базовая структурная  концепция сохраняется;

      инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

      инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональной принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).

      Классификация инноваций по значимости предполагает выделение следующих видов инноваций: базисных инноваций (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основных); улучшающих инноваций (существенное совершенствование базисных); псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения базисных.

      Классификация инноваций по масштабам распространения - исходя из масштаба распространения, могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью