Сущность общественного мнения как элемента системы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Должностные лица органов государственной власти всех уровней, как правило, осознают, что эффективность их деятельности непосредственно зависит от того, насколько они открыты для диалога со всеми участниками управленческого процесса, насколько они способны заинтересовать и сделать каждого жителя города активным участником проводимых реформ в различных сферах городского хозяйства.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ИЗМ..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

      Слабый  дрожит перед общественным мнением,

                                                     Глупец игнорирует его,

      Мудрец  оценивает,

                Искусный управляет им.

                                                          Ж. Ролан

      Введение

      Гражданское общество существует в диалектически противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к государству. В развитом гражданском обществе функции государства сосредоточиваются: на выработке общей стратегии развития; определении и обосновании приоритетов, темпов, пропорций развития; экономической и социальной сфер общества; стимулировании общественно полезной деятельности граждан и защите их прав, собственности и личного достоинства; демократизации всех сфер жизнедеятельности народа; защите границ и обеспечении необходимого внутреннего порядка.

      Успех деятельности практически любой  организации в значительной степени зависит от ее позитивного восприятия обществом. Вполне очевидно, что государственные организации, нацеленные на создание благоприятной общественной атмосферы и установление позитивных и долговременных связей с общественными институтами, социальными группами и отдельными гражданами, будут более успешны, а их деятельность будет протекать в обстановке взаимного понимания и адекватного реагирования со стороны общества на любые их действия и инициативы.

      Следует также указать, на объективную потребность формирования новой культуры государственного управления, при которой управляющие и управляемые взаимодействуют не как элементы бюрократической системы, а как равноправные участники процесса управления. В то же время, связи с общественностью не всегда эффективно решают задачи формирования соответствующих мотиваций у сотрудников и должностных лиц органов государственной власти. Самые насущные проблемы населения решают работники муниципальных органов. Основными задачами в работе властных структур, являются:

      -  обеспечение открытости органов власти для жителей, общественных, политических и иных организаций;

      -  повышение уровня информированности  населения и интереса к деятельности  городских органов власти;

      -  создание устойчивых контактов  и связей органов власти города со всеми общественно-политическими организациями и средствами массовой информации, способными влиять на ход управления городом и мобилизовывать жителей;

      -  нивелирование и устранение конфликтных  ситуаций, связанных с принятыми  управленческими решениями, как на городском, так и на федеральном уровне;

      -  формирование положительного образа  органов государственной власти  как независимого института, призванного  обеспечивать законные права  граждан.

      Должностные лица органов государственной власти всех уровней, как правило, осознают, что эффективность их деятельности непосредственно зависит от того, насколько они открыты для диалога со всеми участниками управленческого процесса, насколько они способны заинтересовать и сделать каждого жителя города активным участником проводимых реформ в различных сферах городского хозяйства.

      Всегда  актуальным является установление, поддержание, расширение контактов и осуществление  взаимодействия органов власти с населением и общественностью, что позволяет исключить, во-первых, возможность возникновения конфликтных ситуаций, обострения в отношениях между гражданами и представителями органов власти и, во-вторых, создать основу для их эффективной работы, результатом которой призвано явиться развитие благосостояния общества по всем направлениям.

      1. Сущность общественного мнения как элемента системы местного самоуправления

      Под общественным понимается отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей к конкретным фактам, процессам, явлениям общественной жизни, посредством которого они на неё влияют, подчиняют и управляют. Общественное мнение - открытая, публичная передача отношения объекта к субъекту, а не просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком кругу семьи или друзей.

      Общественное мнение - это обязательно ценностно-окрашенное, имеющее моральную окраску, мнение и порождаемый этой моральной оценкой способ поведения. Если речь идет об устоявшемся, закрепившемся согласии, например догме или обычае, свою оценку и способ поведения следует демонстрировать прилюдно, если не хочешь оказаться в изоляции.

      Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук, каждая из них выделяет свой предмет этого многогранного объекта, ибо общественное мнение выступает и выражением определенной морали, нравственности общества, и отношением социальных общностей к явлениям общественной жизни, и социально-психологическим коммуникативным явлением.

      Субъектом местного самоуправления является население, проживающее на территории соответствующего муниципального образования и реализующее свое право осуществления местного самоуправления. В качестве инструмента взаимодействия с местной властью субъект местного самоуправления использует общественное мнение. Оно в системе местного самоуправления выполняет различные функции, которые были описаны выше. Благодаря проявлению этих функций общественного мнения, его роль в социальном управлении велика.

      Как любое явление окружающей нас действительности общественное мнение, по тем или иным вопросам муниципалитета, проходит различные стадии - оно рождается, достигает определенной зрелости и исчезает, или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.

      В последнее время внимание органов местного самоуправления к общественному мнению значительно усилилось. И это вполне объяснимо. Стремление действовать в соответствии с общественными интересами и нравственными нормами вызывает у исполнительной и представительной власти потребность в четких ориентирах. Их и призвано дать общественное мнение, характеризующее настроение людей, их отношение к постоянно меняющейся политической, экономической, социальной ситуации, к тем или иным законопроектам и законам.

      Общественное мнение сегодня играет особую роль в социальном управлении. И мэры городов, главы районных администраций стремятся использовать его силу и значение в своей деятельности. В опоре на общественное мнение многие из них видят путь к эффективному муниципальному управлению. Объяснение этому, в том, что общественное мнение в условиях местного самоуправления:

      - во-первых, выполняет важные социальные, политические функции во всех сферах общественной жизни;

      - во-вторых, своеобразным способом отражает и выражает социальные требования и интересы различных слоев населения;

      - в-третьих, выступает показателем степени развития общественного и массового сознания, настроений и отношения населения к различным факторам и событиям;

      - в-четвертых, является одним из важнейших каналов получения обобщенной и конкретной социальной информации;

      - в-пятых, выступает своеобразным источником и носителем житейского опыта народа, в нем проявляется коллективный ум представителей населения;

      - в-шестых, отражает отношение широких слоев населения к политике и органам местной власти, муниципальным, государственным и общественным задачам;

      - в-седьмых, выступает самостоятельным инструментом регулирования образа жизни, его нормативно-мотивационных особенностей и направлений.

      В обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы через высказывание по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный характер, всё это пережито и выстрадано людьми, и является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального явления, означает, что оно действует в качестве «социальной власти», т. е. рано или поздно, желания и потребности определённо заинтересованной части общества, группы граждан, населения определённого населённого пункта, района и т. п., будут реализованы в согласованном с ними объёме. 

      Общественное мнение, являясь сложным социальным явлением, может быть отнесено к системным объектам, поскольку в основном отвечает большинству признаков и критериев, принятых в системном анализе: целостность, наличие различных типов внутренних связей, иерархичность структуры, наличие цели и целесообразный характер существования, самоорганизация, функционирование и развитие. Оно не появляется неожиданно и так же вдруг исчезает, а имеет свой цикл развития, в ходе которого можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения. Иными словами, общественное мнение обладает динамической структурой.

      Общественное мнение имеет свои каналы выражения, каковыми являются поведение населения во время выборов (всех уровней); участие в законодательной деятельности через референдумы, собрания и т.п.; посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи); массовые поведенческие проявления общественного мнения (митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д.); создание и функционирование лоббистских структур и групп давления.

      Таким образом, общественное мнение можно рассматривать как элемент управления:                                                                                                                      -  без обратной связи следует потеря доверия и в результате последующее обращение в вышестоящие структуры (в настоящее время через интернет вплоть до Президента России);

      -  при системной и профессиально организованной работе проходит плодотворная работа, авторитет, устойчивость власти.

      Органы  исполнительной власти как органы, по роду своей деятельности призванные обеспечивать управление муницпальным образованием, часто оказываются в состоянии конфликта с различными организациями, группами граждан и отдельными жителями, что вносит определенный дисбаланс в их работу, зачастую становясь поводом для публичных политических скандалов в средствах массовой информации, а иногда для пикетов, митингов, других акций протеста. В подобных конфликтных ситуациях основным объектом, на который направлен негатив становятся органы власти. Это нарушает нормальный ход управленческого процесса, может повредить репутации отдельных органов власти

      Как правило, основной причиной возникновения  конфликтной ситуации является нарушение законодательства при реализации тех или иных мероприятий. Преодоление конфликтов органов власти с жителями и различными организациями возможно посредством совместных рассмотрений конфликтных ситуаций в ходе переговоров, «круглых столов» и привлечения к этому процессу средств массовой информации.

      2. Работа органов муниципальной  власти по конкретным  требованиям  со стороны общественного мнения

        Требования сегодняшнего дня  требуют, чтобы органы муниципальной  власти по конкретным  требованиям  со стороны общественного мнения производили должную оценку,  планировали своё поведение как органа власти, определяли возможные сценарии развития ситуации. Сценарии развития ситуации необходимы для того, чтобы в дальнейшем при осуществлении мероприятий по связям с общественностью, другими субъектами, действовать на опережение. Понимание того, как будет развиваться ситуация в будущем, позволяет принимать наиболее эффективные управленческие решения. В случае быстро развивающегося конфликта нет необходимости дожидаться, когда он достигнет апогея и станет трудноуправляемым. Для его скорейшей постановки под контроль необходимо упреждающее воздействие. Для того чтобы это осуществить, следует попытаться экстраполировать конфликт в ближайшее будущее - сделать прогноз развития ситуации посредством сценарного прогнозирования. Сценарное прогнозирование предполагает выявление нескольких вариантов развития событий и разработку сценариев развития конфликтной ситуации.

      Одна  из типичных конфликтных ситуаций в  деятельности органа власти возникла, например, при ликвидации  возведённых в советское время строений в поселке Речник (г. Москва).

Информация о работе Сущность общественного мнения как элемента системы местного самоуправления