Сущность инноваций в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение инновационной деятельности в туризме.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение………………………………………………3

Глава 1. Основные понятия инноваций в сфере туризма………...4
Содержание понятия «инновации»………………………...4
Жизненный цикл и функции инноваций…………………...6

Глава 2. Инновационная деятельность в туризме…………………
Содержание инновационной деятельности в туризме….
Структура и субъекты инновационной деятельности…
Инновационная деятельность как объект управления…..

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы и источников информации………

Приложения………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание 111.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

   Введение………………………………………………3

     Глава 1. Основные понятия инноваций в сфере туризма………...4

    1. Содержание  понятия «инновации»………………………...4
    2. Жизненный цикл и функции инноваций…………………...6

Глава 2. Инновационная  деятельность в туризме…………………

    1. Содержание инновационной деятельности в туризме….
    2. Структура и субъекты инновационной деятельности…
    3. Инновационная деятельность как объект управления…..

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы и источников информации………

Приложения………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Специфика инновационной сферы туризма заключается в том, что производимый продукт полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от огромного количества факторов, в числе которых такие субъективные характеристики туриста, как: особенности воспитания; возраст; культурные традиции населения, представителем которого является гость; понятие о комфорте; привычки; самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги; физиологические особенности организма и другие. Все это делает восприятие качества турпродукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста.

     Цель  данной работы -  изучение инновационной  деятельности в туризме.

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

     В данной курсовой работе рассматриваются  следующие основные вопросы: содержание, структура и особенности инновационной деятельности в туризме. Раскрытие этих вопросов, по моему мнению, позволит сделать выводы о значимости инноваций для экономики страны и выявить наиболее эффективные формы организационной деятельности в туризме. 

       Глава 1. Основные понятия инноваций в сфере туризма 

       Рассматривать инновации в туризме невозможно без знаний циклов развития общества, причин появления новшеств и особенностей их внедрения. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выживание туристической компании зависит от введения новых и совершенствования  традиционных видов туризма, постоянного поиска лучших и более экономических способов продвигать и продавать туристский продукт, улучшать его качество.

Появление нововведений носит волнообразный  характер – одна инновация заменяется другой, более продвинутой, обеспечивая  постоянное развитие социальной системы [0, стр. 10]. 

    1. Содержание  понятия «инновации»

     Инновации и инновационная деятельность традиционно  представляются как направление  научно-технического прогресса  и  как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация»  более широк. Инновация выступает  в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных потребностей [0, стр. ?28].

     Термин  «инновация» (от английского – innovation - нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные авторы, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.

     Термин  «инновация», в современном его  понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что  инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая  в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых  процессов, открытии новых рынков, внедрении  новых организационных форм.

     Некоторые авторы полагают, что инновация – это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. Следуя этому понятию,  под инновацией мы будем понимать следующее: инновация (нововведение) - это конечный результат  творческой деятельности,  получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами,  инновация – это результат реализации новых  идей и знаний  с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов.   

        Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются:   

 − научно-техническая  новизна; 

− практическая воплощенность (промышленная применимость);

− коммерческая реализуемость [о, стр.12] . 
 
 
 

    1. Жизненный цикл и функции инноваций 
 

       Для того чтобы учесть совокупность  всех этапов деятельности в    период     от   поиска     новых     идей    до    их   использования, коммерциализации   и  распространения, следует   ввести    понятие "инновационный цикл".   Инновационный цикл  включает     в себя   период создания   новации   и   жизненный      цикл   [Приложение А].

        Это  обусловлено     тем,   что новшество  может     использоваться    для   создания     инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.

     Период      создания     новации     включает      стадии    зарождения (осознание потребности  и возможности инноваций, возникновение идеи);    становления (разработка  идеи)  и   освоения  (внедрение в производство, эксперимент). Жизненный цикл инновации  включает  фазы  внедрения, коммерциализации   и    диффузии,  рутинизации (стабильной реализации      нововведений)     и   повсеместного     распространения      и превращения в традиционный продукт. Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он  остановится на  одной    из  промежуточных        стадий   периода новации или фазе жизненного цикла. В   туристском     бизнесе инновационный   цикл   начинается     с момента     возникновения      идеи   об  открытии     нового   направления поездок,   создания    нового   продукта    или   внесения изменений   в   существующий,   внедрения   новых   видов   технологии или   коммуникаций. Разрабатывается      и   определяется   целевая направленность    продукта  с   ориентацией      на    определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта.       После     формирования      идеи   будущего     продукта     изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и   отбор    поставщиков     и  партнеров,     планирование     основных     и дополнительных   услуг, транспортировки,  медицинского страхования,        предварительная  экономическая   и    ценовая проработка.  После   таких   действий проводится экспериментальная проверка продукта:    презентация,     пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и   конкурентоспособности.   На    этом заканчивается      период     создания    новации. Следующим   этапом инновационного цикла   является   комплекс    мер,  направленных   на продвижение  туристского  продукта    и  внедрение    его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг,    стимулирование сбыта) [0, стр.54] .   Формируется      система    управления     сбытом, включающая стимулирование персонала. Инновационный   цикл   заканчивается,   когда   другие   субъекты туристского      рынка     начинают     в   своей   деятельности      активно применять эту инновацию.

Основные функции инноваций: они вовлекают в производство новые производительны силы, способствуют повышению производительности          труда  и эффективности производства, сокращают различного род а затраты;       повышают       уровень   жизни    каждого    человека   и  общества    в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения; помогают привести в соответствие структуру производства со структурой   изменившихся  потребностей,         способствуют поддержанию   равновесия   между   спросом   и   предложением,   между производством и потреблением;       являются   результатом   применения   творческих   возможностей и   знаний   конкретной   личности,   человеческого   интеллекта[0, стр.55].  
 
 
 

       Глава 2. Инновационная деятельность в туризме 

     Научно-техническая  революция не только стала материальной основой формирования массового  туризма. Она оказала огромное влияние  на инновационную деятельность в  социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу  которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

     Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние  на общественное производство и быт  людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить  без Internet. Современная аудио-видео-техника  существенно изменила технологию менеджмента.

     Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего  продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности. 
 
 
 
 

    1. Содержание  инновационной деятельности в туризме
 

     Содержание инновационной деятельности,  ее характерные черты и особенности  находят отражение в таком фундаментальном понятии,   как понятие инновации.     

Анализ  различных определений  инноваций приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения, то есть:

  1. Использование новой техники, новых технологических  процессов, или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. Использование нового сырья;
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. Появление новых рынков сбыта [стр.8 ильенкова-1]

       Инновационная деятельность - комплекс   научных, технологических,       организационных,  финансовых,   коммерческих мероприятий,  которые    приводят     к   инновациям.

Основными направлениями  инновационной деятельности туристских предприятий являются:

  1. использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг;
  2. использование новых туристских  ресурсов;
  3. изменения в организации производства и потребления туристских услуг;
  1. выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг.

     Экономическое содержание инновационной деятельности, можно раскрыть с помощью воспроизводственного подхода, выделив всю последовательность стадий, которые непрерывны и взаимосвязаны между собой (рис. 2.1).

     

     

       

     

     

       
 

     Рисунок 2.1.  Стадии воспроизводства знаний

     Воспроизводство инноваций представляет собой процесс, включающий все стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ, непосредственно связанных с созданием и освоением новой продукции. Полный жизненный цикл нововведений не заканчивается внедрением, а включает также их «запуск» в серийное и массовое производство, сбыт, распространение и использование. Полный жизненный цикл инновации не завершается «пионерным» внедрением, а включает также запуск в серийное или массовое производство, сбыт, реализацию, распространение и использование нововведений.

     Серийное  производство — это изготовление относительно ограниченной и периодически повторяющейся или меняющейся номенклатуры промышленных изделий.

Информация о работе Сущность инноваций в туризме