Создание благоприятного инновационного климата в сфере туризма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Практический аспект цели курсовой работы: указать возможные инновационные разработки для улучшения климата туристических возможностей Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. ознакомиться и систематизировать данные научно-методической литературы, средств массовой информации, Интернет ресурсов, справочного материала;
2. проанализировать перспективные виды туризма Республики Беларусь;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….стр.3
ГЛАВА 1. Индустрия туризма Республики Беларусь
1.1. Основные направления развития туризма…………………………………стр.6
1.2. Достоинства и недостатки белорусского туризма ..………………………стр.13
ГЛАВА 2. Оценка инновационного климата в сфере туризма
2.1. Нормативно- правовая база, регулирующей туристскую деятельность…стр.19
2.2 Региональная туристическая политика…………………………………….стр.25
2.3 Ресурсы и источники финансирования развития сферы туризма…….…..стр.28
Заключение .............................................................................................................стр.33
Список использованной литературы ....................................................................стр.35

Работа содержит 1 файл

Курсовая инновац климат готова.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Правила гостиничного обслуживания устанавливают минимальные требования, предъявляемые к гостиничному обслуживанию на территории Республики Беларусь, и регулируют отношения между исполнителем и потребителем.

Одним из важнейших документов, на мой взгляд, также является Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 г. № 18 «О туристском ваучере». Данным постановлением утверждена инструкция о порядке заполнения туристского ваучера и бланк туристского ваучера.

Также в статье 2 Закона Республики Беларусь "О туризме" упоминается Закон Республики Беларусь от 9 января 2002г. N 90-3 «О защите прав потребителей". Данный закон определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей, регулирует отношения, возникающие между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем, производящими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, реализующими товары потребителям при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребитель в сфере туризма имеет тот же объем прав, что и потребитель в других сферах деятельности, а именно: просвещение в области своих прав; безопасность товара (услуги); информацию об изготовителе товара (услуги); другие права.

В заключение по обзору законодательной базы в сфере туризма, хотелось бы отметить, что перечень представленных в таблице 1 нормативных актов, далеко не полный; в него можно вносить и вносить различного рода правовые акты. Связано это с тем, что туризм и как следствие туристическая деятельность многогранны, затрагивают много аспектов хозяйственной деятельности различного рода, поэтому требует регулирования различными отраслями права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Региональная туристская политика.

 

 

Региональная туристская политика в Республике Беларусь направлена на развитие въездного и внутреннего туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Ее основу составляют:

-создание структуры управления туризмом, позволяющей эффективно управлять и с максимальной выгодой для экономики регионов использовать имеющиеся на их территории ресурсы и материальную базу независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности при условии охраны окружающей среды;

- создание конкурентоспособного туристского продукта, удовлетворяющего экономическим, социальным и эстетическим потребностям населения при сохранении природного и историко-культурного потенциала;

- разработка механизмов по привлечению внутренних и внешних инвестиций;

- удовлетворение спроса населения на туристские услуги и товары;

- развитие туристской индустрии на уровне мировых стандартов;

- создание благоприятных условий для развития социального туризма всех групп населения.

Для этого предусматривается повышение эффективности использования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через создание 27 туристских зон и реализацию мероприятий, развитие придорожного сервиса (мотелей, бистро, сети организаций по продаже сувенирных и подарочных изделий), создавая инфраструктуру туризма вдоль основных транспортных коридоров и автомагистралей, обеспечив развитие транзитного, спортивного, познавательного туризма.

Необходимо приведение материальной базы санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, профилакториев в соответствие с международными стандартами по сервису обслуживания в целях развития въездного и внутреннего, оздоровительного и делового туризма, перспективным моментом является использование материальной базы сельскохозяйственных кооперативов и агрогородков для создания агротуристских комплексов и «постоялых дворов», обеспечив развитие агроэкотуризма, познавательного, спортивного, оздоровительного и делового туризма. [2, с.478]

В соответствии с Национальной программой требуется создание системы экологического и культурологического просвещения учащейся молодежи, используя основные туристские маршруты туристских зон и материальную базу центров, станций, туристских баз по детскому туризму Минобразования, обеспечив развитие социального, познавательного, спортивного, оздоровительного туризма, агроэкотуризма. [8]

Сегодня существует проблема с размещением туристов в республике, в частности в городе Минске. Нехватка гостиничных комплексов создает негативную оценку бизнес-кругов, ближнего зарубежья, приезжающих для определенных целей в нашу страну. Поэтому, развитие сети одно-, двух-, трех-звездочных отелей посредством ремонта, реконструкции имеющихся гостиниц, строительство новых гостиничных комплексов, несомненно улучшат текущее состояние дел, улучшат бизнес-климат между белорусскими и зарубежными партнерами, что скажется на повышении имиджа Республики Беларусь как гостеприимной, современной, отвечающей всем требованиям мировых стандартов, страной.

Наблюдается развитие сети усадеб, сдача в аренду жилых домов в сельской местности, используя туристско-рекреационные ресурсы, обеспечив развитие оздоровительного, спортивного, агроэкотуризма, повышая благосостояние местного населения, развитие сети домов охотника и рыболова, обеспечив рациональное использование потенциала природных комплексов для организации охотничьего, оздоровительного, познавательного, спортивного, делового туризма, развивая систему по оказанию дополнительных услуг.

Приоритетным является развитие индустрии развлечений и организации досуга, используя объекты культуры и спорта, театры, кинотеатры, концертные залы, спортивные сооружения, обеспечив создание новых комплексов, аквапарков, боулингов, туристско-спортивных комплексов, обеспечение выпуска сувенирных изделий через открытие организаций по возрождению старинных национальных технологий, развитие центров ремесел и промыслов, организацию выставок-продаж изделий народных мастеров.[3, с. 147-149]

Совершенствование системы управления туризмом на региональном уровне путем реализации следующих мероприятий:

- создание региональных туристских центров, их представительств и филиалов в каждой туристской зоне;

- открытие областных и региональных туристско-информационных центров и бюро в целях создания и продвижения туристского продукта в регионах.

 

В заключение перечислим мероприятия, точнее, важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:

– реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья);

– расширение (модернизация) сферы туристских услуг;

– стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;

– реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;

– организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;

– определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);

– подготовка региональных кадров для туристской отрасли;

– разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.

 

2.3 Ресурсы и источники финансирования развития сферы туризма

 

 

Выполнение намеченных Программой мероприятий внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект Программы в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристскими услугами, создание благоприятного инновационного климата в сфере туризма страны.

Это будет достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной базы туризма, потока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма.

Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 — 2010 годы разработана в целях создания необходимой инфраструктуры в туристских зонах, эффективного и рационального использования природных ресурсов и историко-культурного наследия Республики Беларусь, развития внутреннего и въездного туризма.

При разработке Программы учтены положения Закона Республики Беларусь «О туризме» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 95, 2/101), Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 445 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 34, 5/2914), рекомендаций Всемирной туристской организации.

В новой программе определены цели и задачи ее развития на 2006 — 2010 годы, обоснованы важнейшие направления и приоритеты, меры и механизмы их реализации, спрогнозированы основные экономические показатели Все данные выведены на основании анализа выполнения Национальной программы развития туризма на 2001 — 2005 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г. № 2026 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 6, 5/4969) и оценки современного состояния туристской отрасли Беларуси.

На финансирование мероприятий Национальной программы необходимо 21325 миллионов рублей. В стоимость заложены только средства из расходной части республиканского бюджета на маркетинговую деятельность, продвижение национального туристского продукта. Не включены  в программу расходы местных бюджетов и затраты на развитие инфраструктуры туризма.

Финансирование Программы предполагается осуществить за счет внебюджетных средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредитов банков, средств общественных организаций, средств частных отечественных и зарубежных инвесторов. Также включены в перечень источников финансирования целевые отчисления от прибыли организаций, заинтересованных в реализации Национальной программы, бюджетные средства, в том числе выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.

Государственный заказчик Программы — Министерство спорта и туризма — обеспечивает взаимодействие между ее исполнителями и осуществляет текущий контроль за ходом реализации Программы. Исполнителями Программы являются органы государственного управления и другие государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком. Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством спорта и туризма.

 

Прогнозные показатели развития сферы туризма на 2006 — 2010 годы рассчитаны в соответствии с протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А. Г.  от 1 декабря 2004 г. № 39, данными Министерства статистики и анализа «Об объеме туристско-экскурсионных услуг, о приеме иностранных туристов в Республике Беларусь и направлении туристов за рубеж», Национального банка «Об экспорте и импорте услуг Республики Беларусь по видам в разрезе стран СНГ и вне СНГ», проекта Комплексной программы развития сферы услуг на 2006 — 2010 годы..

Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, производство сувенирной продукции, а также подготовка и переподготовка кадров, что поможет решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи.

Разработанные в Программе мероприятия будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа и, в конечном итоге, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.

Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2006 — 2010 годы выработаны этапы ее реализации.

Первый этап (2006 — 2007 годы) предусматривает разработку и реализацию программных мероприятий, направленных на совершенствование системы управления и государственного регулирования сферы туризма, развитие туристских зон, позитивное развитие положительного имиджа национального туристского продукта, а также реконструкцию и обновление инфраструктуры, укрепление материально-технической базы, формирование в стране рыночного механизма функционирования и стимулирования развития туризма, информационных и рекламных технологий, в том числе широкое использование Интернет-технологий, систем кадрового и научного обеспечения, совершенствование форм и методов туристского обслуживания.

Информация о работе Создание благоприятного инновационного климата в сфере туризма в Республике Беларусь