Совершенствование инновационной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 1.23 Мб (Скачать)

Величину научно-технического сегмента целесообразно определять как количество новшеств, которые фактически могут быть использованы предприятием в сфере практического применения.

Для оценки научно-технического потенциала рекомендуется использовать показатель средней продолжительности разработки одного новшества.

Инновационный потенциал предприятия  должен обеспечивать не только разработку новшеств, но и их внедрение в сферу практической реализации. Известно, что лишь 10 - 30 % идей могут стать изобретениями, а 0,5 - 3,5 % изобретений способны окупить себя. Чем большее число научно-технических разработок относительно их общего числа находят практическое применение, тем эффективнее используется инновационный потенциал предприятия. Таким образом, результативность освоения новшеств оценивается соотношением числа внедренных и общего числа разработанных новшеств.

Необходимо оценивать результативность освоения (внедрения) новшеств.

При расчете показателя средней  продолжительности освоения одного новшества спорным является определение момента перехода разработки из новшества в инновацию. Принято считать для продукции производственного назначения данным моментом дату начала промышленной

эксплуатации, для потребительской  продукции - дату реализации первой единицы (партии) товара. Этот показатель необходим для комплексной оценки инновационных возможностей предприятия, так как сокращение инновационного лага нововведений все более актуально в настоящее время.

Учитываются: количество направлений, по которым осуществлены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; вес инновационной продукции в общем объеме производства.

Без следующих сегментов невозможно превращение новшеств, полученных в результате работы, в нововведения.

  1. Организационный потенциал включает организацию процессов планирования, принятия решений, контроля, системы коммуникаций, сбыта; сеть научно-технических учреждений, проектно-конструкторских, инновационных предприятий, с которыми сотрудничает рассматриваемый объект.

При анализе организационной составляющей инновационного потенциала оцениваются  следующие показатели:

  • конфигурация (звенья, диапазон и уровни управления);
  • качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей;
  • отношения (разделения прав и ответственности по звеньям).
  1. Управленческий потенциал включает современные формы управления инновационной деятельностью; оптимальные организационную структуру и систему менеджмента; систему стратегического и тактического планирования, общую организованность, модели корректировки на этапах развития и изменений, методы и порядок контроля.
  1. Инновационная культура - это готовность предприятия, персонала, руководящего звена воспринимать полученные новшества, переводить их в нововведения, учитывать неудачи и адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Оцениваются следующие качественные и количественные параметры: коммуникативная  система и язык общения, система  нефинансовой мотивации, система финансовой мотивации, модели наставничества, восприятие сотрудниками ценностей компании как своих собственных.

Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.

Потребительский сегмент инновационного потенциала является одним из наиболее важных его компонентов. Именно в нем оценивается, насколько данная новация нужна потребителю и будет ли она иметь возможность дальнейшего распространения и использования.

Потребительский сегмент включает всех юридических и физических лиц, которые, с одной стороны, являются потребителями инноваций, а с другой - инициируют их появление через спрос, потенциал маркетинга, где оцениваются возможности данной новации, происходит поиск рынков сбыта, потребителей, формируется ценовая политика, организуется сбыт, послепродажное обслуживание и реклама [15,c. 141].

Потребительский потенциал предлагается оценивать по следующим показателям: объем реализации продукции в стоимостном выражении и ассортименте, основные поставщики сырья, потребители продукции, основные рынки сбыта, остатки готовой продукции на складе в стоимостном и натуральном выражении, максимальный и минимальный предел цен выпускаемой продукции.

Для каждого подразделения предприятия  оценивается его эффективность  инновационной деятельности. Важность показателей таблицы оценивается  экспертным путем. Критерием оценки эффективности инновационной деятельности подразделения может служить формула

  n            xi

∑ wi  => 1

i=1           xi

где n - число критериев.

Ранжирование подразделений  предприятия по значению оценки эффективности  инновационной деятельности может служить для определения направления развития инвестиционной политики в области инновации, для определения подразделений с целью расположения их в зонах, благоприятных для размещения в них научно-технического потенциала предприятия.

2 Исследование инновационной  деятельности предприятия

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

Машиностроительный концерн  «ОРМЕТО-ЮУМЗ», основанный в 1942 году, является одним из ведущих предприятий тяжелого машиностроения России, с количеством работающих около 5000 человек.

Концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ» поставляет оборудование на заводы черной и цветной  металлургии, предприятиям горнорудной  промышленности и топливно-энергетического комплекса России, стран СНГ, Азии, Северной Африки, Западной и Восточной Европы.

Значительную долю в объеме производства предприятия занимает уникальное оборудование, изготовляемое в единичных экземплярах в соответствии с пожеланиями заказчика.

Инженерный и производственный потенциал концерна позволяет выполнить полный цикл создания продукции: разработка технико-коммерческого предложения, проектирование, изготовление, поставка и шеф -монтаж.

Общество осуществляет следующие  виды деятельности [3, c.7]:

  • производство машин и оборудования для металлургии;
  • обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;
  • производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства;
  • производство стали;
  • обработка металлических отходов и лома;
  • предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию станков;
  • производство инструментов;
  • производство кузнечно-прессового оборудования;
  • производство частей и принадлежностей для станков;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • организация перевозок грузов;
  • деятельность промышленного железнодорожного транспорта;

По данным бухгалтерской  отчетности выручка Общества за 2010 г. составила 2 449,6 млн. руб. (в том  числе основной продукции - 2 276,3 млн. руб.), что на 336,3 млн. руб. ниже аналогичного показателя за 2009 г. Относительно бизнес - плана невыполнение данного показателя составило 2 017,6 млн. руб. Прибыль от продаж относительно 2009 г. снизилась  на 311,2 млн. руб., относительно уровня, заложенного  в бизнес - плане на 2010 г. этот показатель опустился на 310,4 млн. руб. Убыток до налогообложения составил 118,7 млн. руб., что на 20,7 млн. руб. ниже уровня 2009 г. и на 284,0 млн. руб. ниже уровня, установленного в плане. Убыток по итогам работы Общества в 2010 г. составил 96,5 млн. руб., в 2009 г. аналогичный  показатель был на 49,9 млн. руб. ниже, при этом отклонение от бизнес - плана  составило (-223,9) млн. руб.

Не смотря на некоторую  стабилизацию финансовой ситуации в  отраслях - потребителях продукции, инвестиционная деятельность крупных промышленных предприятий еще не достигла прежних  объемов и направлена, в основном, на поддержание работоспособности  действующего оборудования. Поэтому, основными  причинами образования убытков  явились: низкая контрактация и изменение  структуры портфеля заказов.

Доминирование в портфеле заказов 2010 г. серийной продукции (шлаковозы, тележки, колесные пары, валковая продукция, продукция металлургического производства), традиционно являющейся более дешевой, привело к различной динамике показателей производства готовой  продукции относительно 2009 г. в стоимостном  и натуральном выражении:

в стоимостном выражении  готовой продукции произведено  на 289,0 млн. руб. меньше;

в натуральном выражении  готовой продукции произведено  на 5,6 тыс. т. больше.

Кроме того, в условиях усилившейся  ценовой конкуренции среди предприятий тяжелого машиностроения для сохранения загрузки оборудования предприятия был снижен порог рентабельности по заключаемым контрактам до уровня, обеспечивающим положительное значение маржинального дохода.

Невыполнение поставленных бизнес - планом задач и снижение объемов производства продукции  явилось следствием недостаточного формирования портфеля заказов предприятия: при плане 4 432,6 млн. руб. на 2010 год  по состоянию на 01.01.2011 г. законтрактовано  всего 2 360,8 млн. руб., в том числе  в 2009 году - 846,3 млн. руб., в 2010 году - 1 514,5 млн. руб. Одна из причин снижения контрактации относительно плана - исключение заказчиком из своих инвестиционных программ крупных  проектов из - за отсутствия финансирования или перенос сроков реализации на более поздние. Так не были фактически заключены контракты по следующим  позициям, включенным в план реализации на 2010 г.:

    • реконструкция участков первичной и вторичной порезки для ОАО «Уральская сталь» на сумму 34,5 млн. руб.;
    • УЗР 1100/1100 для Троицкой ГРЭС на сумму 80,0 млн. руб.;
    • оборудование для склада сырья (Ахангаран Рангли Цемент) на сумму 240 млн. руб.;
    • лебедка, скип для ЧМК на сумму 64,0 млн. руб.;
    • ковши, сталевоз для «СТЗ» на сумму 49,6 млн. руб.;
    • строительство МНЛЗ № 2 для «ЛПЗ» (Ярцево) на сумму 300,0 млн. руб.;
    • продукция для цементной промышленности (через ЦОТиП) на сумму 115, 0 млн. руб.

В условиях усилившейся конкуренции  не удалось в полном объеме заключить контракты на поставку новой для ОРМЕТО продукции - буровых насосов, лебедок и запасных частей к ним (в бизнес - плане на 2010 г. предусматривалось производство и реализация указанной продукции на сумму более 400 млн. руб.).

Не был заключен контракт на сумму более 300 млн. руб. на поставку УЗР 1200/500 для «SBS STEEL» из - за изменившихся условий финансирования у заказчика.

По ряду проектов, выставленных на тендер, коммерческие предложения  ОРМЕТО оказались неконкурентоспособными по цене:

оборудование для погрузочно - сортировочного комплекта (Узбекистан) на сумму 180 млн. руб.;

миксер МП-600 для ОАО  «Северсталь» на сумму 125,2 млн. руб.;

краны козловые г/п 40 т для  «УК Макси» на сумму более 176 млн. руб.

Снижение выручки по прочей реализации на 47,3 млн. руб. относительно 2009 г. обусловлено в основном уменьшением  суммы контракта на выполнение 2 этапа научно - исследовательских  и опытно - конструкторских работ, заключенному с Министерством промышленности и торговли РФ.

Таблица 2- Выручка предприятия по видам деятельности, тыс. руб.

 

Виды деятельности

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темп роста, %

план

отчет

от 2009 г.

от

плана

к

2009 г.

к

плану

1

Реализация готовой продукции

2 565 255

4 450 102

2 276 292

- 288 963

- 2 173 810

89

51

2

Реализация услуг

208 268

5 466

163 032

- 45 236

157 566

78

2 983

3

Реализация материалов, товаров

2 227

   

- 2 227

-

-

 

4

Реализация услуг комбината  питания

10 100

11 567

10 261

161

- 1 306

102

89

 

ИТОГО

2 785 850

4 467 134

2 449 585

- 336 265

- 2 017 549

88

55


 

Производственная себестоимость  реализованной продукции за отчетный период составила 1 861,3 млн. руб., в том  числе себестоимость основной продукции 1 698,9 млн. руб. Себестоимость прочей реализации относительно 2009 г. выросла  на 27,5 млн. руб., что обусловлено затратами  по государственному контракту, переходящими с 2009 г.

Информация о работе Совершенствование инновационной деятельности предприятия