Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:42, шпаргалка

Описание работы

В наст время сущ-ет более 800 опред-ний инноваций и иннов деятел-сти. Это связано со сложн-тью рассм-мого явления. В то же время наиболее точен подход, при котором иннов деятел-сть опр-ся как возн-ние идеи, ее разр-ка, пр-во, выход на рынок, и достижение коммерч успеха. Делается акцент на то,что ин-ции представляют собой не только новизну, но и получение коммерческого успеха, т.е. выход на рынок. При этом коммерческий успх понимается в широком смысле слова, как реализация результатов ИД в конкретной сфере деятельности (у потребителя)
Характерн особен-сти инн деят-сти: 1.повышен риск; 2.цикличность на микро- и макроуровне; ( на макро уровне, связана с большими циклами Кондратьева, на микро уровне- с жизненным циклом конкретного изделия)3.завис-ть эффек-ти испол-ния рес-сов от уровня новизны тех-гии; 4.специф маркетинг и модели продв-ния инн-ций на рынок.

Работа содержит 1 файл

шпоры по ЭИ.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

Элементы  ИИ: 1. орг-е структуры малого инновац-го бизнеса (комитет по науке и технологии), кот обеспеч-ют поддержку, их осн-е функции: разработка и реализ-я программ поддержки и разв-я ИД; разработка законодат-х актов, обоснование потребности  фин-х рес-в и др. 2. фин-е кредитные институты, кот-е обеспеч-ют аккумуляцию ресурсов и их распр-ние по субъектам ИД, фин-ю поддержку перспект-х проектов; 3. страх-е компании и фирмы, кот-е обеспеч-ют снижение потерь от рисковых опраций, привлеч-я инвестиций в НТ сферу; 4. инф-я сеть – позволяет определить персп-е напр-я разв-я ИД, технол трансфер, коммертиз-ю рез-в НТ разработок; 5. с-ма сервисного обслуж-я инновац-х фирм, кот-е осущ-ют экспертизу проектов, консалт-е и др услуги; 6. разл-е формы обучения предприним-ву в НТ сфере (уч завед-я, спец-е курсы, семинары, симпозиумы). ИИ снижает риск.  

34.Создание  и внедрение инновации (И) рассчитано на получение эффекта. Разл-ют след виды эффекта от И: 1. эк-кий – п-ли учит-ют в стоимостном выр-и  все  виды рез-в и затрат, обусл-х реализацией И; 2. науч-техн-й - новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность; 3. фин-й - расчет п-лей базируется на фин-х п-лях; 4. ресурсный – п-ли отражают вл-е И на V пр-ва и потребления вида ресурса; 5. соц-й – п-ли учитывают соц-е рез-ты реализации И; 6. эколог-й - шум, эл/магнитное поле,  освещенность  (зрительный комфорт), вибр-я – п-ли учит-ют вл-е И на окружающую среду.

Значение  ИД для предприятий чрезвычайно  велико. Необх-сть пост-й ИД вызвана  сокращением жизн-го цикла товаров, услуг и иных продуктов, что происходит в результате усиления конкуренции, повышения скорости привыкания потребителей к новинкам, совершенствования систем массовой  коммуникации, стремительного развития науки и изменения технологий. Для успешного развития предприятие должно исследовать возникновение новых потребностей и возможностей их удовлетворения, исслед-ть конкурентов. 

35. Технопарки  – комм-я орг-ция, кот-я содействует  развитию предприним-ва в научн., НТ и инн-й сферах и создает  условия для осущ-ния юр. лицами  и ИП, явл-мися резидентами технопарка, ИД от поиска и разраб-ки  нововведения до его реал-ции. В зав-ти от ориентации на опред-ю фазу инн-го цикла технопарки м. разделить  на: исследоват-е (создание условий для проведения научн. разработок); технологические (предоставляют образцы обор-ния, технологии); промышл-е (обеспеч-ют размещение мал. инн-х пр-в на определен. терр-рии, создание произв-ных помещений и раб.мест). Стр-ра : терр-я и здания; НИ центр (ВУЗ, гос-е НИ лаборатории или институты);пром-е предпр-я и фирмы; админ-но-управленч. стр-ра;учреждения инфрастр-ры. Технопарки позволяют повысить квал-цию занятых в сфере пр-ва наукоемкой прод.и высок. технологий, оценить соотв-вие ур-ня пр-ва по перспективным направлениям ур-ню квал-ции занятых в эк-ке дан. региона.  

35. Научно-технологические  парки: структура, технология  создания и эффективность функционирования. Технопарк- научно-производственный территориальный комплекс, вкл исследоват центр и примык к нему компактную производств зону, в кот на услов аренды размещается малые фирмы. В создании парков принимает участие гос-во прямо или косвенно. Основн компоненты парка: терит.; здания; научно-исследоват центр с его кадров потенциалом; промышл предпр-я преобраз научн потенциал в рыночн продукт; админ-управленч стр-ра, кот обеспечив функционир-е парка как единого целого; учреждения инфраструктуры. 

36. Зарубежный  опыт создания научно-технических  парков, инновацион центров, научно-технических  зон. США Силиконовая долина: сконцентрировала  значител число исследоват центров,  предприятий, консультацион и  сервисных фирм, венчурных компаний  в области электронно-компьютерных производств, явилась нов моделью инновац структур типа научно-технологич парк и технополис, позволивших значит-о ускорить развитие наукоемких производств в регионе, решить проблему занятости. Япония: реакция на необходимость проводить структурную перестройку с ориентацией на развитие наукоемких отраслей, софтизацию экономики, разв-е малых и средних наукоемких фирм, с-му технологич трансфера; выход и борьба за лидерство на мировом рынке  научно-технич продукции, создание точек роста в условиях стабилизации темпов эконом-го роста. ФРГ: стремление к независ от сталелитейного производства, к экономическому разнообразию, выход из экономической депрессии. 

37. Особенности  национальных моделей развития  венчурной деятельности. США: 4этапа  развития: 1- ответ на решение проблемы поиска инв для реализ проектов, гос-во не разрешало участие институц инвесторов; 2- гос-во разрешило ряду институц инвесторов участвовать в венч деят-ти; 3-ужесточены критерии для финансирования; 4- создание междунар фондов. Основн направления в мире: бюджетное финансирование программ поддержки малого инновационного бизнеса, венчурных фирм, выдача субсидий на развитие наиб эффективн научно-технич направлений в США,Франции. В Великобрит,Германии,Швейцарии,Нидерландах созд-е фондов продвижения научно-техн продукции и технологии на рынок с учетом возможного риска; льготное налогооблаж-е доходов, снижение пошлин; гос поддержка страхования малых фирм через выдачу гарантий страхователям и частичное погашение ущерба в Японии, Тайване. Широкое кредитование малых фирм, предоставление льготных ссуд без погашения процентов в Швеции. 

38. Государственное  регулирование инновационной деятельности.Гос  иннов политика- часть соц-эконом  политики гос-ва, вкл в себя  основные цели, принципы, напрвления  и способы воздействия гос-ва  на участников иннов деят-ти. Принципы: 1.иннов развитие приоритетно; 2.макс исп рыночных механизмов в области инноваций; 3.ориент-я иннов деят-ти на соц-экономич приоритеты; 4.первостепен исп собственного научно-технического потенциала; 5. созд-е равных стимулов для всех субъектов инов деят-и; 6. макс привлечение исп-я отеч инвестиций; 7.поощрение иностр инвесторов. Цели: 1. обесп-е экономич и соц развития республики за счет исп интеллект ресурсов; 2. совершенствов-е научн, научн-технич и инновац потенциалов как важнейших факторов соц-экономич развития; 3.достиж-е высоких Интел и культурных уровней общ-ва, направленных на улучшение качества жизни населения. Гос поддержка направлена на: 1.созд-е современ нормативно-правовой базы; 2. совершенств-е с-мы финансирования инновац процессов; 3. увелич-е наукоемкости ВВП; 4. формир-е развитого рынка научно-технологической продукции; 5. переориентирование предприятий традиционных отраслей на экспорт высокотехнологической продукции; 6. увеличение венчурных фондов.  

39.Раньше  производитель и потребитель  встречались на рынке и спрос  влиял на привлечение фин средств и на расширение пр-ва продукции(цена - индикатор кот регулирует пр-во товара). Теперь - новая концепция маркетинга, при кот пр-ль нового тов встречается с потребителем на первых этапах иннов дея-ти. Эта встреча происходит 2мя путями: 1 — проводится активные маркет исследования с целью определить потенц спрос потребителя 2 — на первых стадиях ИД формир-ся новые потребности в нов виде прод. При этом осущ-ся 2 цели: *снижение риска * ускорение продвижения нового товара на рынок. На осн нового концепт подхода маркетинга инноваций разрабатываются и реализуются на практике специфические модели продвижения инноваций: Сферическая В сер 20 в преобладала линейная модель продвижения нового прод на рынок, т е иннов продукт проходил последовательно все стадии ИД и выходил на рынок в поисках конкрет потребителя. Сейчас такая модель тоже существует, но она ведет к огромному недополучению потенц П. Суть сферич в том, что затраты, совершенные на разработку новой технологии, вида прод, услуг, можно многократно окупить если найти и реализовать у большого числа потребителей. Отпочковывание Крупная материнская компания заключает договоры с малыми компаниями по поводу разработки и/или освоения нового вида продукции на рынке. Эта модель позволяет снизить риск и ускорить продвижение нового товара на рынок. В случае неуспеха крупная фирма не рискует своими капиталами при переходе на нов вид тов. В случае успеха крупная фирма покупает малую или в соответ с договором выплачивает ей долю от пртбыли, получ от реал-ции нов вида тов. Струйная  используется в 2 случаях: 1)потребитель отказывается от оплаты и использования разработки, кот он заказал. Задача в том, чтобы найти потребителя на готовую разработку в совершенно иной сфере деятельности 2)данная модель используется и в случае когда у предприятия нет средств д\того чтобы заказать новую разработку для перехода на выпуск нового вида прод. В этом случае проводится уже сделанной разработок в других сферах дея-ти для того чтобы использовать в вашей сфере. Особенности этой модели: * значительное сокрашение средств на разработку * снижение риска. 

40. Интеллектуальная  собственность: понятие, виды. Методы  оценки объектов ИС.

Интеллектуальную  собственность можно определить как за¬крепленные законом права  на результаты интеллектуальной деятель¬ности в промышленной, научной, литературной и художественной об¬ластях.

В конвенции, учреждающей Всемирную организацию  ин¬теллектуальной собственности, определено, что она включает права, относящиеся:

•   К литературным, художественным и научным произве¬дениям;

•   исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным  передачам;

•   изобретениям во всех областях человеческой деятель¬ности;

•   научным открытиям;

•   промышленным образцам;

•   товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

•   защите против недобросовестной конкуренции;

•   а также все другие права, относящиеся  к интеллекту¬альной деятельности в производственной, научной, литера¬турной  и художественной областях.

Исторически сложились две самостоятельные  составляю¬щие интеллектуальной собственности: а) авторское право и смежные  права; б) право промышленной собственности.

Объектами авторского права и смежных прав являются про¬изведения науки, литературы, искусства, а также исполне¬ния, фонограммы и передачи вещательных организаций. К объектам права промышленной собственности относятся все остальные охраняемые результаты интеллектуальной де-ятельности и средства индивидуализации.

Методы  оценки стоимости объектов ИС:

1. Затратный  подход заключается в расчете  затрат фак¬тических или необходимых  для воспроизводства объекта  ин¬теллектуальной собственности  или его замены, за вычетом  обоснованной поправки на начисленный  износ. Затратный подход реализуется  следующими методами: определения на-чальных затрат, стоимости замещения и восстановительной

стоимости.

2. Сравнительный  подход (оценка по стоимости выбранного  аналога) основан  на возможности   выбора активов —объекта интеллектуальной  собственности из числа других, подобных и выполняющих эти же функции. В рамках сравнительного подхода могут использоваться следующие мето-ды: метод сравнительного анализа продаж и метод рынка интеллектуальной собственности (метод освобождения от роял¬ти/ренты).

3.Доходный  подход — совокупность методов расчета стоимости объекта интеллектуальной собственности, основанных на определении прогнозируемых доходов (расходов), которые с использован и ем объекте может получить его пра¬вообладатель (приобретатель). Доходный подход реализуется следующими методами, основанными на дополнительном уровне прибыли, получаемой от исполь¬зования объекта интеллектуальной собственности, и разде¬ления прибыли. 

41.Лиценз-й  договор(ЛД)—дог-р, по кот. сторона,  обладающая исключит правом на  использ рез-тата интеллект д-сти или на средства индивидуализации (лицензиар), предоставляет др. стороне (лицензиату) разрешение использ соотв-й объект ИС. Назначение ЛД—обеспечить осущ-ние исключит-го права в отнош-и опред-го объекта права ИС путем передачи права на использ-е этого объекта в опред-х пределах на опред-й промежуток вр. Ф-ции ЛД-оформляет передачу прав на объекты ИС. К объектам ИС относятся: 1) рез-таты интеллект-й д-сти (произвед-я науки, лит-ры и ис-тва (объекты авт-го права); исполнения, фонограммы и передачи орг-ций вещания (объекты смежных прав); изобрет-я, полезные модели, промышл-е образцы; селекционные достиж-я; топологии интегральных микросхем; нераскрытая инфо, в т.ч. секреты производства (ноу-хау)); 2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг: фирм-е наименования; товар. знаки (знаки обслуживания); географич-е указания; 3) др. рез-таты интеллект-й д-сти и ср-ва индивидуализации участников гражд-го оборота в случаях, предусм-х кодексом или законами. ЛД д. предусматр-ть объект передачи и V передаваемых прав (вид лицензии). Также в ЛД необх. указать его террит-ное действие, срок, размер вознаграждения, а т. права и обязанности сторон.  ЛД  предполаг-ся возмездным.

Ф-мы лиценз-го платежа: паушальная (твердая) сумма -заранее рассч-я сумма д.б. выплачена единовр-но или по частям; роялти (период-е платежи)-выплаты явл-ся многократными и рассч-ся в соотв-щие периоды; комбинир-й платеж. Наиб. распростр-м явл-ся роялти. В качестве базиса для исчисления роялти стороны ЛД м. использ-ть V пр-ва (колич-во выпускаемого товара), отпускную ст-сть произведенного товара, прибыль лицензиата и т.п.

Виды  ЛД: 1. Простая лицензия (неисключит-я) - передача права лицензиату  использ-ть объект ИС в установл-х границах, сохраняя лицензиару право применять объект ИС на той же тер-рии или в тех же пределах. 2. Исключит-я лицензия предусматривает предоставление лицензиату права использ-я объекта ИС с сохранением за лицензиаром права его использ-я в части, не передаваемой лицензиату, но без права выдачи лицензии др. лицам 3. Сублиценз-й дог-р—дог-р о предоставл-и права использ-ния объекта ИС, заключаемого лицензиатом с 3 лицом в случаях и пределах, опред-х ЛД.4. Полная лицензия- предоставл-ся все имущ-е права на опред-й срок. 5. Частичная-лицензия, предост-щая право польз-я частью имущ-х прав. 6. Одиночная лицензия – дог-р, кот. гарантирует лицензиату, что лицензиар не будет предоставлять лицензий 3 лицам на оговоренной тер-рии.  

Информация о работе Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"