Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:42, шпаргалка

Описание работы

В наст время сущ-ет более 800 опред-ний инноваций и иннов деятел-сти. Это связано со сложн-тью рассм-мого явления. В то же время наиболее точен подход, при котором иннов деятел-сть опр-ся как возн-ние идеи, ее разр-ка, пр-во, выход на рынок, и достижение коммерч успеха. Делается акцент на то,что ин-ции представляют собой не только новизну, но и получение коммерческого успеха, т.е. выход на рынок. При этом коммерческий успх понимается в широком смысле слова, как реализация результатов ИД в конкретной сфере деятельности (у потребителя)
Характерн особен-сти инн деят-сти: 1.повышен риск; 2.цикличность на микро- и макроуровне; ( на макро уровне, связана с большими циклами Кондратьева, на микро уровне- с жизненным циклом конкретного изделия)3.завис-ть эффек-ти испол-ния рес-сов от уровня новизны тех-гии; 4.специф маркетинг и модели продв-ния инн-ций на рынок.

Работа содержит 1 файл

шпоры по ЭИ.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

43. Паушальный  платеж: понятие, обоснование применения, преимущества.

ПАУШАЛЬНЫЙ  ПЛАТЕЖ — форма выплаты лицензионного  вознаграждения, при которой цена лицензий определяется в лицензионном договоре как твердая сумма, выплачиваемая  единовременно или в рассрочку.

ПАУШАЛЬНЫЙ  ПЛАТЕЖ - определенная твердо зафиксированная  в соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок ожидаемого экономического эффекта и прибылей лицензиата (покупателя лицензии) на основе использования лицензии. Паушальный платеж представляет фактическую цену покупки лицензии.

Паушальный /единовременный/ платеж используется сам по себе достаточно редко. Он применяется в основном в тех случаях, когда покупатель лицензии – фирма, неизвестная на рынке, и есть сомнение, удастся ли ей наладить успешный выпуск и коммерческую реализацию разработки. Только паушальный платеж может быть применен, если крайне сложно проконтролировать объем выпущенной по лицензии продукции. В этом случае лицензиар может просто не получить необходимых для расчета данных. Паушальные платежи рекомендуется применять в тех случаях, когда к лицензиату переходит весь комплекс прав в отношении предмета лицензии (аналогично с договором купли-продажи); при предоставлении лицензии предприятию (организации) другого министерства (ведомства), малоизвестному независимому лицензиату в тех случаях, когда нет реальной возможности осуществить действенный контроль за деятельностью лицензиата по использованию объекта лицензии. Выплата паушальных платежей особо выгодна лицензиару, который получает всю сумму в относительно короткий срок, без заметного риска.. Наряду с отсутствием необходимости осуществлять контроль за деятельностью лицензиата она связана с единовременным получением достаточно большой суммы денежных средств (или валюты, по договоренности с лицензиатом), являясь для него в ряде случаев существенной финансовой поддержкой. 

44. В  практике м\народной торговли  лицензиями размер роялти обычно  определяют не расчетным, а  эмпирическим путем - с помощью  установленных в мировой практике  д\различных отраслей промышленности  усредненных размеров роялти, так называемых "стандартных" ставок роялти . Размер известных из литературных источников "стандартных" ставок роялти чаще всего заключен в диапазоне от 0,5 до 14%. Однако в литературе практически отсутствует информация о том, как обосновывать и рассчитывать величину роялти, и предлагается выбирать определенное значение роялти из диапазона "стандартных среднестатистических" значений с учетом "ценообразующих факторов". К примеру, стандартные ставки роялти для электронной промышленности составляют 4 - 10%, электротехнической промышленности - 1 - 5, фармацевтической промышленности 2 - 7, самолетостроения 6 - 10, автомобильной промышленности - 1 - 3, станкостроительной промышленности - 4,5 - 7,5, производств потребительских товаров длительного пользования - 5, производств потребительских товаров с малым сроком использования - 0,2 - 1,5% .

В отечественной  практике лицензионной торговли из-за отсутствия достоверных среднестатистических данных чаще всего размер роялти выбирают из таблиц ставок роялти в зарубежных источниках информации без какого-либо расчетного обоснования, но с рекомендациями учитывать ценообразующие факторы. В большинстве случаев это приводит к субъективному выбору роялти. В частности, в процессе переговоров лицензиар в большинстве случаев настаивает на максимальном значении величины роялти из опубликованного в литературе диапазона, а лицензиат - на минимальном; но при этом ни тот, ни другой не могут расчетным путем подтвердить обоснованность своих притязаний. Неопределенность ситуации значительно возрастает, когда в литературе отсутствуют данные по конкретной отрасли промышленности или конкретному объекту лицензии.

Вариантов выбора базы роялти может быть несколько: экономический эффект, прибыль, объем  реализации в денежном выражении или натуральных показателях, стоимость перерабатываемого сырья и т.д. Можно с уверенностью утверждать, что в мировой практике наиболее широко используется в качестве базы роялти объем реализации продукции в денежном выражении, то есть объем продаж, как называют его в западной практике. Причем для того, чтобы гарантировать лицензиару надежность и стабильность платежей, используется не фактическая продажная цена продукции, а средняя цена, действующая в данный момент на данном товарном рынке. Для сырьевых товаров это биржевая котировка, для прочих - справочные индексы цен, периодически публикуемые зарубежными конъюнктурными изданиями.

Почему  же редко в качестве базы роялти используется прибыль? Прибыль зависит  от многих факторов, на прибыль влияют обоснованная ценовая политика, верно сегментированный рынок, правильный выбор каналов сбыта и т.д.

Именно  поэтому продавец лицензии в мировой  практике надежно защищается от возможных  маркетинговых ошибок ее покупателя. 

45. Объектами  интеллектуальной собственности (ОИС) являются права, относящиеся к авторским и смежным правам: литературные, художественные и научные произведения; исполнительская деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи, - и права на объекты промышленной собственности (ОПС): изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания; фирменные наименования и коммерческие обозначения; защита против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественных областях.

Оценка  стоимости ОИС - процесс определения  полезности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним  средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) в денежном выражении. 

46.Оценка  ст-сти ОИС - процесс опред-я  полезности рез-татов интеллект-й  д-сти и приравненных к ним средств индивидуализации юр. лица, индивидуализации прод., выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) в денеж. выраж-и.

1. Опред-е  ст-сти ОИС, созданных на пр-тии  или по заказу с закреплением  за ним по дог-ру прав собств-сти на них произв-ся по затратному м-ду: Cn = C1 + C2 + C3 + C4

где: C1 - приведенные затраты на создание ОИС, руб. Сумма факт-ки произвед-х  затрат на вып-ние НИР (на поисковые  работы, исслед-я, эксперименты, испытания, услуги сторонних орг-ций, составление отчета и др.) и разработку технической док-ции (на вып-ние эскизного,  технич-го и рабочего проектов, расчетов, испытаний, услуг сторонних орг-ций, провед-е авторского надзора, курирование, дизайн) рассч-х с учетом рент-сти.

C2 - приведенные затраты на правовую охрану ОИС, руб. (оформл-е заявочных мат-лов на получ-е патента (свидетельства), переписка по заявке, оплата пошлин за подачу заявки, провед-е экспертизы, получ-е патента (свидетельства) и поддержание в силе и т.п.). Составляющая C2 отсутствует для таких ОИС, как ноу-хау, НИР, технич. док-ция;

C3 - приведенные  затраты на маркетинг-е исслед-я,  руб.;

C4 - приведенные  затраты на доведение ОИС до  готовности промышл-го использ-я  и комм-кой р-ции, руб.

2. Опред-е  ст-сти ОИС при уступке (передаче) его патентообл-лем пр-тию определяется по ф-ле: Су = С4 + С5где С5 - приведенные затраты на приобретение ОИС, руб.

При этом договорная цена ОИС опред-ся сторонами:

2.1. как  рыночная ст-сть по ф-ле CI5 = [(С1 + С2 + С3) x К1 x К2 + (Аг x р x Т)] x R

где: р - среднестатистическая ставка роялти

Аг –  год. V использ-я (продаж ОИС), руб.;

Т - срок полез. использ-я ОИС, г.;

R –  коэф. риска, учит-щий степ. освоения  ОИС, патентную защищ-сть и  наличие конкурир-щих товаров  на рынке, опред-ся эксперт-м путем в пред. 0,7-1,0;

К1 –  коэф. технико-эк-кой знач-сти ОИС, численные знач-я кот. опред-ся эксперт-м  путем 

К2 –  коэф., учит-щий степ. мор-го старения ОИС.

2.2. по  прибыли (доходу), кот. получит  пр-тие, покупая данный ОИС  по ф-ле: -для изобрет-я, полезной модели, промышл-го образца, ноу-хау, НИР, технич. док-ции:

               СII5 = (Пt - Пн) x Т x К1 x R, руб. 

где: СII5 - доля привед-й прибыли (дохода) от использ-ния  изобрет-я, полезной модели, промышл-го образца, ноу-хау, НИР, технич. док-ции  за срок полез-го использ-я, руб.;

Пн, Пt - общая величина привед-й прибыли (дохода) до и после использ-я ОИС, руб.;

- для  товар. знака, знака обслуж-я:

                     СIII5 = К3 х Пр.п х R,       

где СIII5 - доля привед-й прибыли (дохода) от использ-я товар. знака, знака обслуж-я за срок полез. использ-я, руб.;

КЗ –  коэф., учит-щий хар-р пр-ва прод., маркированной товар. знаком.

3. Опред-е  ст-сти ОИС, приобрет-го по лиценз-му  дог-ру

Расчет  ст-сти (цены) ОИС опред-ся по ф-ле: Су = С4 + С5

где Су - это ст-сть ОИС, приобрет-го по лиц-му дог-ру. При этом приведенные затраты на приобрет-е С5 опред-ся по след. ф-лам:

а) если за базу роялти приним-ся ст-сть реализ-й  прод.:

                        Т1

                   С5 = ∑ ViI x ZiI рiI/100,

                        i=1

где ViI – план. V выпуска прод. по лицензии в нат. выраж-и в i-ом году, шт.;

ZiI - приведенная  цена ед-цы реализуемой прод. в  i-ом году, руб.;

рiI - ставка роялти в i-ом году, % ;

Т1 - срок действия лиц-го дог-ра (i = 1, 2, 3, ....Т-1), лет.

б) если за базу роялти приним-ся доп. прибыль (доход):

                    Т

             С5р = SUM ViI х (Пt - Пн) х рi'/100, (12)

                   i=1

где рi' - ставка роялти в i-ом году, %

4.Опред-е  ст-сти ОИС, внесенных учредителями  в счет их вкладов в уст. капитал пр-тия

Ст-сть  ОИС м.б. рассчитана 1 из предлож-х  выше вар-тов в завис-сти от V передаваемых прав. При безвозмездной передаче ОИС опред-е его ст-сти осущ-ся экспертной комиссией пр-тия по 1 из указ-х выше вар-тов, выбранному с  учетом V передаваемых прав и расходов по передаче. 

47. . Оценка  стоимости ОИС - процесс определения  полезности результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных  к ним средств индивидуализации  юридического лица, индивидуализации  продукции, выполняемых работ  или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) в денежном выражении.

Рыночная  стоимость ОИС - расчетная величина, равная денежной сумме, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости  имущества и не обязанный его  продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы приобрести.

Затратный подход: 1. м-д первоначальных затрат – объекты ИС ставят на БУ. 2. м-д  ст-сти замещения – сумма затрат, если создаётся объект предприятием 3. м-д востановительной стоимости. Доходный подход: м-д расчёта дополнительного уровня прибыли - имеющиеся ОИС будут исп-ся в собственном пр-ве

48. Промышленная  собственность - разновидность интеллект  собственности. К объектам ПС относятся: Изобретения и полезные модели; Товарные знаки; Промышленные образцы; Наименования мест происхождения товаров; Права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции. Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области экономики, социального развития, культуры, науки, техники, обороны, дающее положительный эффект. Полезная модель - объект промышленной собственности; конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Товарный знак - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, символика, позволяющие отличить товар данной фирмы от товаров других фирм. Пром образец - 1) описание внешнего вида нового изделия, его формы, рисунка; 2) опытный образец нового изделия, создание которого свидетельствует о возможности его промышленного производства. Наимен места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, местности или другого геогр объекта, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Недобросовестная конкуренция - направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хоз субъектов, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо могут нанести ущерб их деловой репутации. 3 методики оценки: Затратный - отождествление стоимости объекта ПС с затратами на его воссоздание (прямые и косвенные затраты, возникающие при создании, использовании и реализации). Рыночный - прямое сравнение оцениваемого объекта с другими аналогичными ему объектами, которые ранее уже участвовали в рыночном обороте (потребитель не заплатит за конкретный объект больше, чем обойдется ему приобретение аналогичного объекта с сопоставимой полезностью). Доходный - оценка текущей стоимости будущего эффекта, который принесет использование объекта ПС.

Информация о работе Шпаргалка по предмету: "Инновационная деятельность"