Источники финансирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:47, доклад

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие источников финансирования инновационной деятельности в России. Сравнение инвестиционных моделей США и России. Выявить наиболее перспективные модели финансирования инновационной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить инновационную деятельность и ее особенности;
- Рассмотреть источники финансирования инновационной деятельности и выявить наиболее востребованные;
- на основе полученной информации предложить возможные пути совершенствования инвестиционных моделей.

Содержание

Введение
Инновационная деятельность и ее особенности…………..…………………….4
Источники финансирования инновационной деятельности…………………...6
Венчурные фонды России…………………….…………………………………12
Венчурный фонд…………………………………………………………12
Фонды созданные совместно с Российской венчурной компанией….12
Региональные венчурные фонды……………………………………….13
Возможные пути совершенствования инвестиционных моделей. Инвестиционная привлекательность стартапов………….……………………15
Старая инвестиционная модель стартапов…………….……………….15
Новая модель развития стартапов. Модель распределенного партнерства………………………………………………………….……16
Факторы инвестиционной привлекательности стартапов………….…16
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников……………...………………………..…….19

Работа содержит 1 файл

ЭСС.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
    1. кредиты;
    2. государственное финансирование;
    3. венчурный капитал;
    4. целевые инвестиции.

     Венчурные инвестиции подразумевают длительные временные рамки, элемент риска и партнерство с руководством, а также доход в виде стоимости доли в акционерном капитале, а не в виде дивидендов. В отличие от кредитования венчурные инвестиции не требуют залога (обеспечения). Для молодых фирм наиболее эффективный способ привлечения инвестиций – это привлечение венчурного капитала. В диссертации [4, с. 42-44] предложена стратегия государственной поддержки развития венчурного инвестирования, которая отвечает специфическим условиям России и имеет наилучший потенциал для успеха. В развивающихся экономиках, к которым относится и Россия, состав потенциальных источников капитала для венчурной индустрии ничем не отличается от того, что существует на развитых рынках. Однако распределение удельных весов среди источников капитала в общем объеме инвестиций в венчурные фонды в экономически развитых и странах с переходной экономикой центр тяжести смещен в сторону банковского и государственного секторов. Как свидетельствует опыт США и европейских стран, обязательной предпосылкой становления национальной системы венчурного финансирования малого, в первую очередь технологического бизнеса является наличие действующей модели государственной финансовой поддержки. Правительство может очень эффективно подтолкнуть технологические старты для того, чтобы страна быстро вошла в международный процесс венчурного инвестирования.

     Венчурное финансирование как одна из перспективных  форм поддержки предприятий на этапах их становления продолжает развиваться [2]. Появляются новые тенденции: увеличение вложений малых фирм на покупку интеллектуальной собственности, далее (ИС), рост прямых капиталовложений со стороны российских инвесторов, а также постепенная трансформация позиции государства в отношении инновационного бизнеса, выражающаяся в переходе от жесткого регулирования к косвенным мерам. В мировой практике косвенные методы поддержки инноваций, представлены, во-первых, налоговым стимулированием НИОКР, во-вторых, амортизационной политикой, направленной на ускорение процессов обновления предприятиями собственного производственного потенциала. Преимущество косвенных методов государственной поддержки инноваций заключается в том, что при значительно меньших затратах по сравнению с прямым финансированием ими может охвачен больший круг инновационных субъектов.

     Федеральный закон «О внесении изменений в  Федеральный закон «О науке и  государственной научно-технической политике» принят Государственной Думой 6 июля 2011 года и одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.

     Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации в части  формирования благоприятных налоговых  условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 11 мая 2011 года и одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года[4].

     Одним из важных инструментов активизации интереса к венчурному финансированию проектов считается проведение венчурных ярмарок. В октябре 2010 г. в Ростове-на-Дону прошла одиннадцатая Российская венчурная ярмарка. Модель организации таких ярмарок взята из опыта США. В ходе их проведения решаются, как правило, три основные задачи:

    1. Оценка инвестиционного потенциала в высокотехнологичной сфере;
    2. Оказание посреднических услуг производителям и потребителям наукоемких проектов;
    3. Повышение образовательного уровня участников ярмарки в области использования различных финансовых инструментов.

   Исходя  из выше сказанного можно выделить четыре основные источника финансирования:

    1. бюджетные фонды;
    2. Венчурные фонды;
    3. Финансирование за счет косвенных методов государственного  регулирования;
    4. Внутренние резервы фирмы;

3 ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ РОССИИ

3.1 ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД

     Венчурный фонд (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70-80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.

     Так же выделяют еще одну составляющую рынка инвестиций в сфере высоких технологий – это, бизнес-ангелы.

     Бизнес-ангелы – это частные инвесторы, которые инвестируют деньги в инновационные проекты или стартапы на этапе создания предприятия в обмен на долю в капитале и возврат вложений.

     Как правило, бизнес-ангелы вкладывают свои собственные средства в отличие  от венчурных капиталистов, которые  управляют деньгами третьих лиц, объединёнными в венчурные фонды. Небольшое, но растущее число бизнес-ангелов образуют сети, группы или содружества, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций и для объединения капиталов.

3.2 ФОНДЫ СОЗДАННЫЕ СОВМЕСТНО С РОССИЙСКОЙ ВЕНЧУРНОЙ КОМПАНИЕЙ

     В рамках Государственно-частного партнёрства сформировано 7 фондов совместно с Российской венчурной компанией. Общий объём этих фондов — 18,983 млрд руб. Фонды сформированы на 10 лет. Формат фондов: Закрытый паевой инвестиционный фонд.

     Венчурные фонды, созданные совместно с Российской венчурной компанией приведены в таблице 1.

     Доля  Российской венчурной компании в  каждом фонде составляет 49 %, 51 % средства частных инвесторов.

Таблица 1 – Фонды созданные совместно с Российской венчурной компанией [5]

Название фонда Объём фонда Управляющая компания
ВТБ-Фонд венчурный 3,061 млрд.руб. ВТБ Управление активами
Биопроцесс  Кэпитал Венчурс 3 млрд.руб. Биопроцесс  Кэпитал Партнерс
Максвелл  Биотех 3,061 млрд. руб. Максвелл Эссет  Менеджмент
Лидер-Инновации 3 млрд.руб. Лидер
Тамир Фишман Си Ай Джи 2 млрд.руб. ЦентрИнвест
Новые технологии 3,061 млрд.руб. Альянс РОСНО  Управление Активами
С-Групп  Венчурс 1,8 млрд.руб. Север Эссет  Менеджмент
 

3.3 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ

     Региональные  венчурные фонды – фонды сформированные в рамках Государственно-частного партнёрства (таблица 2). Фонды сформированы на 7 лет. Формат фондов: Закрытый паевой инвестиционный фонд. Структура активов Фондов: 25 % — средства федерального бюджета, 25 % средства бюджета региона и 50 % — вложения частных инвесторов. Управляющие компании Фондов выбраны на конкурсной основе.

Таблица 2 – Региональные венчурные фонды[5]

название фонда объём фонда управляющая компания
2й  венчурный фонд Москвы 800 млн. руб. ВТБ Управление активами
Венчурный фонд Волгоградской области 280 млн. руб. Ай-Мэн Кэпитал  → НИКОР кэпитал партнерз
Венчурный фонд Воронежской области 280 млн. руб. ЗАО УК «Сбережения  и инвестиции»
Венчурный фонд Калужской области 280 млн. руб. ЗАО УК «Сбережения  и инвестиции»
Венчурный фонд Краснодарского края 800 млн. руб. Ай-Мэн Кэпитал
Венчурный фонд Красноярского края 120 млн. руб. Тройка Диалог
Венчурный фонд Москвы 800 млн. руб. Альянс РОСНО  Управление Активами
Венчурный фонд Московской области 280 млн. руб. Тройка Диалог
Венчурный фонд Нижегородской области 280 млн. руб. ВТБ Управление активами
Венчурный фонд Новосибирской области 400 млн. руб. Ай-Мэн Кэпитал
Венчурный фонд Пермского края 200 млн. руб. Альянс РОСНО  Управление Активами
Венчурный фонд Республики Башкортостан 400 млн. руб. ЗАО УК «Сбережения  и инвестиции»
Венчурный фонд Республики Мордовия 280 млн. руб. Альянс РОСНО  Управление Активами
Венчурный фонд Республики Татарстан 800 млн. руб. Тройка Диалог
Венчурный фонд Республики Татарстан (высоких  технологий) 300 млн. руб. АК Барс Капитал
Венчурный фонд Самарской области 280 млн. руб. Инвест-менеджмент
Венчурный фонд Санкт-Петербурга 600 млн. руб. ВТБ Управление активами
Венчурный фонд Саратовской области 280 млн. руб. ВТБ Управление активами
Венчурный фонд Свердловской области 280 млн. руб. ЗАО УК "Ермак"
Венчурный фонд Томской области 120 млн. руб. Мономах
Венчурный фонд Тюменской области 280 млн. руб УНИВЕР Менеджмент
Венчурный фонд Челябинской области 480 млн. руб. ЗАО УК «Сбережения  и инвестиции»
Венчурный фонд Чувашской Республики 280 млн. руб. НИК Развитие
 

4 ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СТАРТАПОВ

4.1 СТАРАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТАРТАПОВ

     Стартап – компания образованная для проведения деятельностью по коммерциализацие  результатов какого либо научного исследования.

     Инновационная продукция исторически проходила  полный цикл развития внутри крупных  корпораций, хотя многие идеи шли от фундаментальной науки, финансируемой  государством. Эта модель существовала до 1970-х, когда возник ряд деловых практик, почти полностью удушивших инновации. В 1980 был принят акт Бэя-Доула (Bayh-Dole Act), которыйе позволял университетам и некоммерческим организациям владеть интеллектуальной собственностью, созданной в результате выполнения федеральных грантов.

     Это привело к системе формирования стартапов, которые создаются на базе лицензии на использование изобретения, и вначале финансируются венчурным капиталом. За последние 20 лет эта модель преобразила экономику США, сформировав в ней крупнейшие высокотехнологичные кластеры. Но со временем её становится всё труднее и труднее поддерживать. Оказалось, что это довольно сложно - находить деньги и финансирование для стартапов, получать впоследствии приемлемую прибыль из инвестиций, которые представляют из себя интеллектуальную собственность в стадии «глубокий НИР». В результате многие из таких изобретений попали в так называемую «Долину смерти» (Death Valley) - условный склад для «неудачников», которым не досталось ни финансирования, ни квалифицированного управленческого персонала, необходимых для перевода инновации в стадию коммерциализации.

     Из-за увеличивающейся глобальной конкуренции в США преступили к созданию более устойчивой инвестиционной модели, где будут предложены приемлемые инвестиционные риски и маржа для стартапов.

4.2 НОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТАРТАПОВ. МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

     Новый подход называется «моделью распределённого партнёрства»[6]. В отличие от прежней модели, он предлагает сосредоточиться на самих инновационных технологиях и инновационных продуктах, а не учреждении малых инновационных предприятий для каждого конкретного открытия или изобретения.

     В этой модели предусмотрены четыре независимые  организации, которые будут совместно  работать над инновацией. Каждая из них идёт на разумный риск и рассчитывает на определенное вознаграждение, когда инновация передается по цепочке от одного предприятия к другому.

Информация о работе Источники финансирования инновационной деятельности