Исследование инновационной деятельности предприятия (на примере ОАО «Тяжмаш»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Главной цель работы - анализ инновационной деятельности на предприятии ОАО «Тяжмаш».
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1.Исследование инновационной деятельности на предприятии.
2.Изучение стратегии ведения инновационной деятельности на предприятии.
3.Изучение теоретические основ оценки эффективности инноваций.
4.Анализ инновационной деятельности и оценка её эффективности на предприятие ОАО «Тяжмаш».

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования инновационной деятельности 5
1.1 Понятие инновационной деятельности предприятия 5
1.2 Стратегия инновационной деятельности и ее виды 8
1.3 Инновационная деятельность как процесс 12
1.4 Теоретические основы оценки эффективности инноваций 14
Глава 2 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «Тяжмаш» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ инновационной деятельности ОАО «ТяжМаш» 24
2.3 Экономическое обоснование проведения инноваций 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

Савчук МО_04 курсовая Анализ инновационной деятельности.docx

— 868.19 Кб (Скачать)

Стратегия следования жизненному циклу. В данном случае НИОКР жестко привязаны к циклам жизни продуктов и применяемых предприятием процессов. Применение такой стратегии позволит постоянно иметь заделы результатов НИОКР, предназначенные для замещения выбывающих продуктов и процессов.

Стратегия поддержки продуктового ряда относится к числу наиболее простых. Ее смысл заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению.

Стратегия ретронововведений применима к устаревшим, но еще пользующимся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям. Например, изготовление запчастей для сложной техники с длительным сроком службы. Данная техника может быть уже снята с производства, но эксплуатироваться и требовать запчастей для ремонта. Инновации здесь будут направлены на совершенствование процессов их изготовления.

Стратегия сохранения технологических  позиций может быть использована предприятиями, которые занимают сильные конкурентные позиции, но в силу определенных причин на некоторых этапах развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не могут вкладывать необходимые средства в обновление производства и продукции. Такая стратегия не может быть успешной в течение длительного времени.

Стратегии продуктовой  и процессной имитации. Предприятие может заимствовать технологии со стороны. Причем заимствование касается как продукции, так и процессов ее производства. Если заимствование осуществляется по уже используемым технологиям, то возникает опасность приобрести устаревшие технологии или продукты. Такая стратегия может быть эффективной в тех случаях, когда предприятие сильно отстает от конкурентов

по своему научно-техническому потенциалу или входит в новую для себя сферу бизнеса.

Стратегия стадийного преодоления предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие. Рассматриваемая стратегия тесно связана с имитационными стратегиями, а также с уже рассмотренной выше стратегией опережающей наукоемкости.

Стратегия технологической  связанности — предприятие осуществляет технологически связанные инновации. Считается, что компания выпускает технологически связанную продукцию, если на долю технологически связанных продуктов приходится более 70% продукции.

Стратегия технологического трансферта реализуется головными предприятиями вертикально-интегрированных структур. Они передают уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в названную структуру. Последние, как правило, работают на более крупные и поэтому вынуждены использовать предлагаемые им технологии.

Стратегия следования за рынком нацеливает предприятия на выпуск продукции наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент. Такая стратегия может быть использована на начальных стадиях развития фирмы, когда еще не определены точно ее миссия и профиль.

Стратегия вертикального  заимствования. Малые предприятия в составе крупных вертикально-интегрированных структур вынуждены принимать и заимствовать технологии у предприятий - лидеров данных структур.

Стратегия радикального опережения выражает действия предприятия и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым продуктом (или производить его новым способом). Данная стратегия в ряде случаев предполагает реализацию двух стратегий НИОКР — стратегии лидерства и опережающей наукоемкости. Стратегия радикального опережения является очень дорогой и рисковой. Тем не менее, в ряде случаев ее целесообразно

применять молодым небольшим фирмам, имеющим пионерные разработки по продуктам и процессам.

Стратегия выжидания лидера принимается крупными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малая фирма, а затем инициативу (в случае удачи) перехватывает лидер. [1, c. 287]

1.3 Инновационная деятельность  как процесс

Новые экономические условия требуют  инновационной деятельности, повышения  внимания к эффективности исследований и разработок, организации нововведений на всех стадиях жизненного цикла продукции, сокращения цикла, снижения инновационных рисков. Для того что бы эффективно ввести инновационную деятельность нужно знать что представляет из себя инновационный процесс и его фазы. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. Инновационный процесс имеет циклических характер.

Различают три логических формы  инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Натуральный  предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, само новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

Товарный - новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. 

Расширенный - проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. [2, c. 56]

Деятельность, представляющая инновационный  процесс, распадается на отдельно различающиеся  между собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. В общем виде инновационный процесс можно записать так:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,

где ФИ – фундаментальные (теоретические) исследования;

ПИ – прикладные исследования;

Р – разработка;

Пр – проектирование;

С – строительство;

Ос – освоение;

ПП – промышленное производство;

М – маркетинг;

Сб – сбыт.

Для анализа модели стоит абстрагироваться от факторов обратной связи между  различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ – ОС, который может  продолжаться свыше 10 лет, и относительную  самостоятельность каждой из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С).

Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное  исследование, связанное с понятием научной деятельности. Другие фазы цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и ПП) тоже насыщены научной деятельностью, связанной с ФИ, но количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами. ФИ не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент инновационного процесса. Цель ФИ – познание и развитие процесса. ПИ это «материализация знаний». В результате разработок создаются к примеру конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: Пр, С, ОС и ПП. Фазы М и Сб связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса. Схема инновационного процесса показана на рисунке 2.

1.4 Теоретические основы  оценки эффективности инноваций

Если компания занимается инновационной  деятельностью, она должна внедрять новые инновационные проекты. И  после того как будет выбран инновационный  проект, перед его внедрением  нужно рассчитать его эффективность.

В зависимости от учитываемых результатов  и затрат различают следующие  виды эффекта и их показатели.

Экономический – показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инновации.

Научно-технический – новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность.

 

Новые потребности

Генерация идеи

Новые технологии

Потребности общества и рыночный спрос

Уровень развития технологии и производтсва

Ниокр

Создание прототипа

Производство

Маркетинг и сбыт

  Рынок

Рисунок 2 - Схема инновационного процесса

Финансовый – расчет показателей базируется на финансовых показателях

Ресурсный – показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса.

Социальный - показатели учитывают социальные результаты инноваций.

Экологический – шум, электромагнитное пол, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду.

В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают  показатели эффекта за расчетный  период и показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих  факторов:

- продолжительности инновационного  периода;

- срока службы объекта инноваций;

-степени достоверности исходной  информации;

- требований инвесторов. [3, c. 302]

Общим принципом оценки эффективности  является сопоставление эффекта (результата) и затрат.

Отношение результата к затратам может  быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, и  показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться  разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве –  это всегда отношение.

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций  требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования  над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставление полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникают необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов  их освоения с затратами, позволяет  принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

Для оценки общей экономической  эффективности инноваций может  использоваться система следующих  показателей:

    1. интегральный эффект;
    2. индекс рентабельности;
    3. норма рентабельности;
    4. период окупаемости

1.Интегральный эффект представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат.

Формула интегрального эффекта:

(1.1)

Где Эинт – интегральный эффект;

Тр – расчетный год;

Рt – результаты в t-й год;

Зt - инновационные затраты в t-й год;

αt – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект называют также  чистым дисконтированным доходом, чистой приведенной или чистой современной  стоимостью, чистым приведенным эффектом.

2. Индекс рентабельности инноваций.  Рассмотренный выше метод дисконтирования  – метод соизмерения разновременных затрат и доходов, он помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, в котором суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных  доходов к приведенным на эту  же дату инновационным расходам.

Формула индекса рентабельности:

(1.2)

Где JR – индекс рентабельности;

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

В числители этого выражения  – величина доходов, приведенных  к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе – величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект положителен, то индекс рентабельности больше 1, и наоборот. При индексе  рентабельности больше 1 инновационный  проект считается экономически эффективным. В противном случае, когда индекс рентабельности меньше 1 проект неэффективный.

Информация о работе Исследование инновационной деятельности предприятия (на примере ОАО «Тяжмаш»)