Формы государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

обходимость регулирования инновационных процессов государством вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования.
В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............ 3
1. Государственное регулирование инновационной деятельности …............ 4
2. Формы государственного регулирования инновационной
деятельности …................................................................................................ 9
3. Бюджетные и внебюджетные фонды …........................................................ 13
Заключение …...................................................................................................... 19
Расчетная часть …............................................................................................... 20
Список литературы …......................................................................................... 22

Работа содержит 1 файл

Инн.мен. контр.раб.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     Третье  ведомство, для которого формирование государственных информационных ресурсов по науке и технике является одним  из основных направлений деятельности, - это Российское агентство по патентам и товарным знаком (Роспатент), ответственное за формирование фондов и базы данных по патентной информации.

     С точки зрения качества общее состояние  российских информационных ресурсов на данный момент не представляется удовлетворительным по целому ряду серьезных причин:

     1) Уменьшается составляющая информационных ресурсов, ориентированная на обеспечение науки.

     2) Система централизованного комплектования  библиотек практически разрушена

     3) Имеющиеся весьма ценные компоненты (базы данных, реферативные и аналитические  издания) остаются продуктом внутреннего использования, не ориентированным на зарубежных пользователей. Одно из следствий этого - невозможность для отечественных ученых заявить о себе по формальным каналам коммуникаций.

     5) Существующие базы данных несовместимы

     6) Внутренний спрос на информацию невысок в силу неплатежеспособности многих категорий пользователей.

     Экономическое и финансовое регулирование

     Сюда  относятся инвестиции в инновации, повышение их эффективности, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение занятости в инновационной сфере, развитие предложения и спроса на инновации.

     К сожалению, инновационный климат в  стране крайне неблагоприятный. В качестве основных факторов, сдерживающих инновационную  деятельность на малых промышленных предприятиях, можно считать недостаток собственных средств (мнение около 75% руководителей), высокие налоговые ставки (60% руководителей), неприемлемые условия инвестиций и кредитования (25%).

     В конце 1999 года Правительственная комиссия по научно - техническим инновациям пришла к следующему выводу: «Экономическая ситуация не позволяет решать назревшие проблемы научно-технического развития и технологического обновления отечественной промышленности в полном объеме за счет федерального бюджета».

     Государственные средства выделяются для поддержки инноваций в таких отраслях, как ВПК, гражданская авиация, электротехника, телекоммуникации, создание информационных сетей и навигационных спутников. Инвестиции в гражданский сектор экономики крайне незначительны.

     Всего по разделу бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» в 2002г. было выделено 30 млрд. 318 млн. р. (1 млрд. 11 млн. долларов). По сравнению с 1995 г. эта сумма возросла более чем в 2 раза, однако она по-прежнему во много раз меньше научных бюджетов США и других развитых стран.

     Исследователи отмечают, что в России пока нет  экономических условий для развития венчурного предпринимательства, более  того, отсутствует законодательная  база в этой области. Более того, в России даже нет юридически закрепленного понятия «венчурное инвестирование».

     Важным  элементом поддержки могла бы стать система косвенных механизмов. Однако, несмотря на обилие деклараций о необходимости поддержки, каких-либо серьезных льгот или значимых механизмов именно для поддержки инновационной деятельности до недавнего времени предложено не было. Участие в госзаказе и льготное долевое (до 50%) кредитование инновационных проектов можно отнести к декларированным, но нереализованным мерам.

     В России очень долго обсуждаются, но до сих пор не введены очевидные меры косвенного стимулирования через систему налогообложения и списания затрат. Так, уже не один год обсуждается необходимость сокращения сроков амортизации оборудования, а также отнесения расходов на исследования и разработки на себестоимость создаваемой продукции.

     Заключение 

     Из  всех соображений, которые ввиду  очевидности ситуации нет смысла перечислять, необходимо безотлагательно  определить и достаточно четко сформулировать действенную программу развития всего будущего инновационного комплекса России. Она должна охватывать как отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы государственного управления такими инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования.

     Таким образом, можно отметить следующие  особенности государственной системы  поддержки инновационной деятельности в России:

     I. Государственная инновационная  политика не сформирована, она  фрагментарна и нестабильна. На нормативно-законодательном уровне не сформирована система целей, согласованных с задачами и функциями органов управления.

     II. Финансирование инновационной деятельности  со стороны государства сегодня  исключительно скудно

     III. Существующая система государственной статистики лишь частично выполняет информационную функцию и обладает рядом принципиальных недостатков.

      1. Несмотря на недостатки правового обеспечения инновационной политики, на практике формирование инфраструктуры пошло более рациональным путем: элементы инфраструктуры охватывают все фазы инновационного цикла, и это является достоинством системы поддержки.
 
 
 
 
 
 
 

      Расчетная часть 

     Компания  намерена инвестировать в следующем  году до 65 млн. руб. Подразделения компании представили свои предложения по возможному инвестированию млн. руб. 

Проект Объём инвестиций Внутренняя  норма доходности (%) (IRR) Чистый  дисконтный доход (млн. руб.) (NPV)
A 50 15 12
B 35 19 15
C 30 28 42
D 25 26 1
E 15 20 10
F 10 37 11
G 10 25 13
H 1 18 0.1
 

     Выберите  наиболее приемлемую комбинацию проектов, если в качестве критерия используется:

     Внутренняя  норма доходности;

     Чистый  дисконтированный доход. 

     Ответ

     1.Внутренняя  норма доходности (IRR)

     Одним из наиболее важных и распространенных показателей для оценки эффективности предпринимательского проекта является показатель внутренней нормы доходности (рентабельности), наиболее полно отражающий абсолютную оценку доходности конкретного предпринимательского проекта. Его суть заключается в том, что внутренняя норма доходности характеризует величину чистой прибыли (чистого валового дохода), приходящуюся на единицу инвестиционных вложений, получаемой инвестором в каждом временном интервале жизненного цикла проекта. В данном случае наиболее приемлемая комбинация проектов, используя данный критерий, будут являться C+D+F- проекты. 

     2. Чистый дисконтированный доход  (NPV)

     ЧДД - это сумма годовых текущих эффектов капитальных вложений в проект, приведенная к начальному шагу по каждому шагу расчетов. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект; если же показатель будет отрицательным, то инвестор понесет убытки, т. е. проект неэффективен. В данном примере с помощью ЧДД мы оцениваем сравнительную эффективность альтернативных вложений (при одинаковых начальных вложениях более выгоден проект с наибольшим ЧДД). В данном случае наиболее приемлемая комбинация проектов, используя данный критерий, будут являться C+E+F+G- проекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

      1. Попов А.А., Лындина Е.Н. Основы  инновационного менеджмента. Учебное  пособие. Оренбург, 2004. – 129 с.

      2. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие/  Под ред. В.М. Аньшина, А.А.  Дагаева. – М.: Дело, 2003. – 528 с.

      3. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд., - М.: ЗАО ‘‘Бизнес-школа’’  ‘‘Интел-Синтез’’, 2000. – 624 с.

      1. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2001. – 446 с.
      2. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. - Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №3.

Информация о работе Формы государственного регулирования инновационной деятельности