Формы государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

обходимость регулирования инновационных процессов государством вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования.
В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............ 3
1. Государственное регулирование инновационной деятельности …............ 4
2. Формы государственного регулирования инновационной
деятельности …................................................................................................ 9
3. Бюджетные и внебюджетные фонды …........................................................ 13
Заключение …...................................................................................................... 19
Расчетная часть …............................................................................................... 20
Список литературы …......................................................................................... 22

Работа содержит 1 файл

Инн.мен. контр.раб.doc

— 98.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

             Стр

Введение…………………………………………………………………............   3

1. Государственное регулирование инновационной деятельности …............    4

2. Формы государственного  регулирования инновационной

     деятельности …................................................................................................  9 

3. Бюджетные  и внебюджетные фонды …........................................................  13 

Заключение …......................................................................................................  19

Расчетная часть  …...............................................................................................  20

Список литературы ….........................................................................................  22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Необходимость регулирования инновационных процессов  государством вызвана в первую очередь  их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования.

     В современную эпоху возможности  экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.

     Тема  данной контрольной работы будет  актуальна в любое время, так  как появление инноваций в  новых сферах деятельности влечёт за собой появления усовершенствованных  форм регулирования. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

     Особенности инновационного процесса, как объекта  анализа данной работы определяют место  и роль государственного регулирования экономики. 

1.Государственное  регулирование инновационной  деятельности 

      Необходимость государственного вмешательства в  процесс внедрения инноваций  объясняется длительностью научно-производственного  цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. Рынок не может решить проблему долгосрочных рисковых инвестиций, поэтому эти функции берёт на себя государство.

      Государственное регулирование в научной экономической  среде трактуется по-разному. Одни учёные придерживаются мнения о том, что оно представляет собой форму целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определённых процессов, изменения экономических явлений или их связей. Другие рассматривают государственное регулирование как воздействие с помощью экономических регуляторов на развитие народного хозяйства; третьи — как механизм реализации экономической политики со своей теорией, методикой и практикой осуществления.

      Государственное регулирование базируется на выборе стратегических направлений социально-экономического, научно-технического и инновационного развития. В условиях ограниченности ресурсов основной задачей является выбор направлений их использования, которые способны дать в будущем наибольший эффект (экономический, социальный, политический). Этот выбор осуществляется в виде системы приоритетов, отражающих перспективные направления развития экономики. Для их определения всё чаще используется методика форсайт-прогнозов.

      В России метод форсайт-прогноза используется при формировании национальных технологических приоритетов развития в форме перечня критических технологий. Перечень разрабатывается Советом Безопасности РФ и пересматривается каждые четыре года. Впервые он был опубликован в 2002 г. и содержал 52 технологии; в 2006 г. перечень был сокращён до 34 основных инновационных направлений.Роль государства в области поддержки инноваций в этих направлениях можно свести к следующим аспектам:

  • государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
  • в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
  • государственные заказы, преимущественно в форме контрактов на проведение НИОКР, обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
  • фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды (которая обусловливает эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм);
  • государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

      Методы  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение  их определяется экономической ситуацией  в стране и избранной в связи  с этим концепцией государственного регулирования — рынок или централизованное воздействие.

      Как правило, в период экономического спада  характерно преобладание «кейнсианского»  подхода к государственной экономической  политике, предполагающего чрезвычайно  активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъёма экономики верх берёт философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.

     Косвенные методы, используемые в государственной  инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Преимущества косвенных методов:

      1. они обеспечивают автономность частного сектора и его экономическую ответственность за выбор направлений разработок и исследований и их реализацию;
      2. они не создают искусственно поддерживаемого государством рынка инноваций и знаний, которые не всегда эффективны;

      3) их реализация гораздо менее,  чем прямых методов, перегружена бюрократическими препонами развития инновационной деятельности;

      4) получаемые компаниями льготы  являются результатом их собственных  усилий;

      5) они обеспечивают единый подход  к стимулированию инновационной  деятельности в различных секторах  экономики.

      В мировой практике используются четыре группы косвенных методов:

      1) налоговые льготы, в том числе  ускоренная амортизация; 

      2) льготное кредитование (занижение  процентных ставок по кредитам);

      3) отсрочка налогообложения; 

      4) специальные законодательные нормы.

      Налоговые льготы являются одним из самых распространённых методов косвенного регулирования  в мире. Они обеспечивают не только решение отдельных экономических  задач, но и рост конкурентоспособности  национальной экономики, привлечение  частного капитала в сферу науки и техники. При всём многообразии применяемых в развитых странах налоговых льгот можно выделить две группы: пропорциональные размеру понесённых затрат и приростные, рассчитываемые в зависимости от увеличения затрат на разработки по сравнению с базисным годом и средним уровнем за определённый период.

      Другим  важным инструментом косвенного регулирования  инновационной деятельности в развитых странах является налоговый кредит, который позволяет промышленным фирмам уменьшить уже существующий налог на прибыль на величину, равную определённому проценту от понесённых затрат на инновации.

      Используя налоговый кредит в качестве рычага стимулирования, государство не только поощряет инновационную активность компаний, но и действует как инвестор, оценивающий долгосрочные последствия применения налогового кредита. Таким образом, происходит гарантирование будущих бюджетных поступлений от предприятий и перенос государственного риска неполучения вложений государственных средств на частный сектор.

      Отсрочка  налогообложения применяется для решения проблем, возникающих у компаний, расходующих средства на проведение изобретательских работ и приобретение необходимого для этого оборудования, но не получающих пока достаточной прибыли. Законодательство многих развитых стран предусматривает перенос налоговых льгот в подобных случаях на будущие периоды (до 10 лет в зависимости от типа осуществляемых инвестиций). Применение налоговых отсрочек для инновационных компаний связано прежде всего с цикличностью развития рыночной экономической системы, предполагающей последовательную смену подъёмов и спадов конъюнктуры. Необходимость перехода промышленными предприятиями на новое оборудование и технологии в период от кризиса до подъёма была доказана ещё в ХХ в. Г. Меншем.

      Другим  косвенным методом государственного регулирования инновационных процессов являются законодательные нормы, принятые в стране. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику.  

      Создание  инновационной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны, также является часто применяемым косвенным методом государственного регулирования инновационной деятельности, распространённым в мировой практике. Обладая информацией о новой технологии, брокеры и специализированные консультанты способствуют ускорению научно- технического прогресса, встраиваясь в структуру его экономического механизма. Важность этого нетрудно оценить, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовки к производству, производства, сбыта.

      К прямым методам стимулирования инновационной  деятельности относят мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой — создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом аспекте государственной политики в области инноваций проявляется её перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных решений, что нередко является вторичным при реализации своих интересов промышленными компаниями, решающими в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Этот вид стимулирования эффективен прежде всего в случаях реализации высокорисковых проектов, имеющих потенциально высокую социальную и экономическую значимость. Вместе с тем данный вид поддержки инновационной деятельности ориентирован на конкретный проект и ставит правительство перед необходимостью выбора конкретных проектов, исполнителей.  
 

      2.Формы  государственного регулирования инновационной деятельности. 

     Можно выделить три формы государственного регулирования инновационной деятельности: нормативно-правовое, экономическое  и организационное.

     В настоящий момент главной проблемой  является отсутствие федерального закона о государственном регулировании инновационной деятельности и инновационной политике. Проект этого закона был принят Государственной Думой, и утвержден Советом Федерации в декабре 1999 г.

     Однако  Президент отклонил его, указав на такие  недостатки, как отсутствие в проекте критериев новизны продукции или технологии, исключение из инновационной инфраструктуры организаций, выполняющих НИОКР, отсутствие четкого определения предмета регулирования, декларативный характер многих положений. Новый проект закона до сих пор не разработан, и инновационная деятельность регулируется нормативными актами, принимаемыми отдельными субъектами Федерации (в частности, такие законы существуют в Курганской, Ленинградской, Саратовской, Новосибирской области, Ямало-Ненецком автономном округе).

     Тем не менее, нормативно-законодательная  база регулирования инноваций достаточно обширна. Федеральный закон "О  науке и государственной научно-технической  политике" (последняя редакция 27.12.2009) утверждает права и обязанности  субъектов научной и научно-технической деятельности, правила аккредитации научной организации, определяет правила информационного обеспечения и лицензирования отдельных видов научной деятельности, устанавливает цели государственной научно-технической политики и порядок ее формирования. Среди целей государственной политики называются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно - технического потенциала; увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства.

Информация о работе Формы государственного регулирования инновационной деятельности