Частно-научные методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение - «Не х

Содержание

1. Вопрос как логическая реальность 3
2. Частно-научные методы исследования СУ 4
3. Понятие исследования. Условия проведения исследований 6
4. Содержание и задачи экономической и управленческой диагностики 9
УПРАЖНЕНИЯ 13
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

к.р.ИСУ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Вопрос  как логическая реальность

     Вопрос - это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

     В естественном языке вопрос выступает  чаще всего в виде вопросительного  предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также, не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение - «Не хотите ли чаю?», резкое побуждение - «Может быть, уступите место пожилому человеку?», угрожающее запрещение - «Что за шум?», увещевание как разновидность призыва - «Ребята, не Москва ль за нами?» и пр. В то же время вопрос может выражаться не только вопросительным, но и повествовательным предложением[4] .

     Например, так формулируются вопросы учебных  занятий, а также вопросы, выносимые  на экзамены и зачеты. В социологических  исследованиях, кроме того, широко используются незаконченные повествовательные предложения, таблицы с незаполненными местами, множества вариантов ответов и т.д.

     Термин  «вопрос» в содержательном плане  связан с терминами «проблема» и  «проблемная ситуация». Проблема (от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая проблема, однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и заканчивается ее решением. Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос в этом случае выступает формой выражения проблемы, его задают в тех случаях, когда имеет место познавательная неопределенность. От проблемы принято отличать псевдопроблемы - вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие сколько-нибудь обоснованного ответа. Между проблемой и псевдопроблемами нет, однако, четкой границы. Проблемная ситуация - это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

     Логическая  структура вопроса такова: 1) искомое  знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию. Например, следователь, задавая вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего. 

    2. Частно-научные методы исследования СУ

 

     Исследование  систем управления в зависимости  от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер. Глобальные проблемы, как правило, носят системный, междисциплинарный характер, исследуются с использованием общенаучных методов. Проблемы, ограниченные по своим масштабам, имеющие ярко выраженную специфику исследуют в основном с применением частнонаучных методов [2].

     Общенаучные методы применимы для исследований в предметных рамках ряда научных  направлений: экономики, менеджмента, социологии, психологии и т.д. Изучение более узкой или специфической проблемы в одной избранной сфере проводится с использованием частно-научных методов, применяемых в основном в избранном научном направлении. К примеру, методы изучения спроса на продукцию используются в маркетинговых исследованиях, а метод функционально-стоимостного анализа находит применение в экономике предприятий.

     К общенаучным методам исследования в ИСУ относятся: контроль и диагностика  проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование  и статистические исследования, морфологический анализ и функционально-декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий.

     К частно-научным методам можно отнести: определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, применяемый для выявления наибольших затрат, связанных с дефектами и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента. Основополагающим в современных исследованиях по менеджменту является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система.

     Моделирование — метод прогнозирования возможных  состояний объекта в будущем, способов достижения заданных параметров с применением моделей: предметных, знаковых, математических, имитационных, аналитических. Модель в исследовании систем управления — это упрощенное представление объекта, которое должно отвечать требованиям полноты адаптивности, обеспечивать возможность включения достаточно широких изменений. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, и ориентирована на реализацию с помощью существующих технических средств, т.е. должна быть физически осуществима на данном уровне развития науки и техники с учетом конкретного предприятия, выполняющего прогнозирование.

     Примеры моделей, используемых в исследовании систем управления: функционально-декомпозиционное представление - агрегат, имитационная модель Монте-Карло, блочная модель, представленная в виде логической блок-схемы, функционально-стоимостная модель, модель Бостонской консультативной группы, факторная матрица, модель прогноза затрат и прибыли.

     Имитационные  модели в ИСУ строятся по аналогии с объектом исследования с использованием статистических методов. Для моделирования в случайных условиях был разработан метод статистических испытаний (метод Монте-Карло), основная идея которого состоит в моделировании случайных явлений посредством реализации «розыгрышей». Результаты такого моделирования обрабатывают с использованием вычислительной техники.  

  1. Понятие исследования. Условия проведения исследований
 

     Исследование - процесс научного изучения какого - либо объекта (предмета, явления) с  целью выявления его закономерностей  возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

     В философском словаре дается более  простое определение. Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

     Очень характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека показывают возникновение новых потребностей. С одной стороны, многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в обычную практическую деятельность.

     С другой стороны, развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций [5].

     В связи с этим можно построить  определение понятия «исследование» следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в а) распознавании проблем и ситуаций, б) определении их происхождения, свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, в) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, г) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике се разрешения.

     В реальной практике эти признаки исследования находятся в некотором соотношении, характеризующем и степень профессионализма и конкретные цели и задачи деятельности.

     В общем случае все исследовательские  работы СУ, для которых исследования носят прикладной характер (такие  исследования составляют подавляющее большинство всех исследовательских работ управляющих подсистем организаций), могут проводиться в основном в условиях:

     • действующих организаций, где систему  требуется систематически совершенствовать или преобразовывать;

     • формирования новой организации и соответствующей для нее СУ из числа уже действующих, т.е. укрупнения или разукрупнения организации;

     • строительства новой организации, когда необходимо создать совершенно новую СУ.

     Могут быть и иные условия (например, при  реконструкции организации, изменении производственного профиля и т.п.), но все они — частный случай предыдущих условий.

     Возможными  участниками исследований СУ могут  быть:

     • персонал исследуемой СУ организации, выполняющий профессиональные управленческие функции в соответствии со своим Должностным положением и штатным расписанием;

     • персонал постоянного или временного специализированного исследовательского подразделения СУ организации;

     • консультанты специализированных консультационных организаций и подразделений других структур;

     • профессиональные исследователи вузов, научно-исследовательских, аудиторских организаций и других структур.

     Все участники могут проводить исследования в рамках изучаемой СУ как каждый в отдельности, так и комбинированно, т.е. в определенном сочетании. Например, исследование функционирующей СУ может осуществляться при сочетании персонала:

     • подразделений организации совместно  с исследователями специализированного  исследовательского подразделения  СУ этой же организации;

     • подразделений исследуемой организации совместно с исследователями постоянного или временного специализированного исследовательского подразделения СУ этой же организации при участии консультантов специализированной консультационной организации;

     • специализированного исследовательского подразделения СУ организации и профессиональных исследователей вуза;

     • подразделений исследуемой организации  совместно с исследователями специализированного исследовательского подразделения СУ этой же организации при участии профессиональных исследователей вуза.

  1. Содержание  и задачи экономической  и управленческой диагностики
 

     В общем виде диагностика (от греч. diagnosis – распознавание) опре-деляется как установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта с целью выявления возможных откло-нений, причин их появления и предотвращения основных нарушений в его нормальном функционировании.

     Применительно к СУ диагностика представляет собой  комплекс взаи-мосвязанных исследовательских  работ аналитического характера, позво-ляющих рассмотреть цели, состояние, установить влияние одних факторов на другие, выявить возможные проблемы, недостатки, причины их появления и наметить пути устранения обнаруженных нарушений и отклонений в сис-теме с целью приведения ее к нормальному функционированию. Объектом диагностики могут быть не только СУ в целом, но и ее подсистемы, эле-менты и т.п.

     Результаты  диагностики служат основой для  поиска резервов в СУ. В ряде случаев  в совокупность диагностических  работ включают операции по обоснованию не только путей совершенствования системы, но и более углубленное проведение исследовательских работ. В любом случае диаг-ностика является начальным этапом детального исследования СУ.

Информация о работе Частно-научные методы исследования систем управления