XX век Казанский Край

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

Социально-экономическое развитие. Революция 1917 г. и гражданская война. Участие мусульман в выборах и работе Государственной думы.

Работа содержит 1 файл

XX век Казанский Край.docx

— 24.13 Кб (Скачать)

XX век Казанский  Край

     Социально-экономическое  развитие

     В XX веке город ожидали большие  потрясения. Казань стала одним из центров революции, в 1918 году за город в ходе гражданской войны велись ожесточённые бои. В1920 году был подписан Декрет об образовании Автономной Татарской Социалистической Советской Республики со столицей в Казани. В 1930-е годы началась интенсивная индустриализация города, сопровождавшаяся быстрым ростом населения.

     Были  построены новые предприятия, введены  в строй новые теплоэлектроцентрали. В годы Великой Отечественной войны в Казань были эвакуированы крупные заводы (в том числе Московский авиазавод имени С. П. Горбунова, Воронежский моторостроительный завод), переброшена часть Академии Наук СССР, промышленные предприятия были переведены на производство военной продукции для нужд фронта. После Великой Отечественной войны продолжилось активное развитие города, в 1979 году население города превысило 1 миллион человек. В 1990 году город был объявлен столицей суверенной Республики Татарстан. С начала рыночной эпохи в 1990-е Казани удалось стать одним из важнейших межрегиональных политических, финансовых, спортивных, туристических центров страны. В списке российских городов по численности населения город поднялся с 10-го на 8-е место. В 2005 году было торжественно отпраздновано Тысячелетие Казани, к которому были сооружены Казанский метрополитенмост Миллениум и ряд других объектов. Казанский Кремль стал объектом-памятником ЮНЕСКО, город стало посещать около миллиона туристов в год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. и ГРАЖДАНСКАЯ  ВОЙНА

  Свержение самодержавия и переход России на демократический путь развития не решили многих злободневных вопросов, волновавших  общество. Самым главным из них  было прекращение войны, а затем  переход земли и промышленных предприятий и банков в руки народа, решение национального вопроса. Лозунги большевиков и ставших на время их союзниками левых эсеров, обещавших дать все это немедленно, охотно поддерживались населением. Демократические силы во главе с Временным правительством проявляли нерешительность и стремление идти по пути медленных реформ на основе законов, которые должно было принять Учредительное собрание.

  Большая часть общества требовала немедленного решения всех наболевших проблем. Поэтому  лозунги большевиков и ставших  на время их союзниками левых эсеров, обещавших дать все это немедленно, охотно поддерживались населением. Октябрьский  переворот, приведший большевиков  к власти, был сравнительно легок  и успешен почти на всей территории России. В Казани, начиная с 23 октября, шли вялотекущие бои революционно настроенных солдат и красногвардейцев с правительственными войсками. Ни та, ни другая сторона не проявляли особенного ожесточения и стремления уничтожить противника. Когда в Казань пришло сообщение о падении Временного правительства в столице, бои практически уже кончились победой восставших. Была установлена советская власть, в структуру которой входили различные Советы, представлявшие наиболее крупные группы населения: крестьян, рабочих, солдат. В числе наиболее авторитетных лидеров большевиков, возглавивших новую власть, были М.Вахитов, Г.Олькеницкий, К.Грасис, Н.Ершов, Я.Чанышев и др. 

  В годы гражданской войны территория республики дважды становилась местом ожесточенных боев. В августе 1918 г. небольшие отряды противников большевизма разгромили гарнизон Казани и захватили город. Только огромными усилиями, решающую роль в которых сыграл посланный  Лениным под Казань Л. Троцкий, в  начале сентября город был взят. Весной 1919 г. войска адмирала Колчака  в ходе наступления, ставившего целью  соединение с другими контрреволюционными  силами России, захватили часть Казанской  губернии, но в начале лета были отброшены. 
 
 
 
 
 
 

Участие мусульман в выборах и работе Государственной думы.

Государственная Дума как представительное законодательное  учреждение Российской империи была введена согласно Манифесту императора Николая II об учреждении Государственной  Думы, Положению о выборах в  Государственную Думу от 6 августа 1905 г. и Манифесту об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. В условиях революционного подъема  под давлением либерального крыла  правительства император провозглашает: "Ныне настало время... призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов" . 
 
Порядок организации и деятельности Государственной Думы определяли следующие законы: "Манифест об изменении учреждения Государственного Совета и о переустройстве учреждения Государственной Думы" от 20 февраля 1906 г.; Указ "Учреждение Государственной Думы" от 20 февраля 1906 г.; "Свод основных государственных законов" от 23 апреля 1906 г. Избирательная система по выборам в Государственную Думу строилась на четырех главных законодательных принципах: куриальность выборов, невсеобщность выборов, неравенство выборов, многостепенность выборов. Однако учреждаемая Государственная Дума не имела вероисповедного ценза (туда лишь не могли избираться бродячие инородцы и лица, не владеющие русским языком). Во время подготовки проведения в Нижнем Новгороде Первого всероссийского мусульманского съезда (15 августа 1905 г.) в программу вопросов, намеченных на обсуждение, первым пунктом был внесен вопрос о составлении "всеподданнейшего благодарственного на имя его Императорского Величества, Государя Императора адреса, по случаю воспоследовавшего всемилостивейшего Манифеста об учреждении народного законосовещательного представительства в лице Государственной Думы, при чем магометанскому населению дарованы равные с коренным населением права" <3>. Вторым пунктом значился вопрос об определении задач и организации партии в будущей Государственной Думе, пятым - о представительстве мусульман в Государственной Думе и о содействии задачам особого совещания под председательством графа А.П. Игнатьева (о веротерпимости), насколько оно касается мусульман России. Остальные 3 пункта касались духовных, экономических, правовых, образовательных и культурных проблем мусульман. 
 
 
Таким образом, половина вопросов, заявленных в программе, представленной нижегородскому генерал-губернатору вместе с прошением о разрешении проведения съезда, была посвящена участию мусульман в политических процессах, происходящих в Российской империи. Отметим прекрасную осведомленность организаторов съезда о принимаемых законодательных актах, ведь со дня подписания Манифеста прошло не более 8 дней (прошение было подано 14 августа), а также ту активность, с которой мусульмане (сначала, конечно, наиболее прогрессивная их часть) включались в политическую борьбу за свои права, реагируя на происходящие в стране процессы политической модернизации. Мусульмане империи демонстрировали способность к самостоятельному культурному развитию и общественно-политическому движению, причем в период революции 1905 - 1907 гг. наблюдается переход национального развития из средневековых религиозных в преимущественно политические формы Нового времени. Как отмечают А.Ю. Хабутдинов и Д.В. Мухетдинов, "деятельность мусульманского общественно-политического движения в период революции 1905 - 1907 гг. является показателем зрелости нации"  
 
 
На Первом съезде мусульман был учрежден общественно-политический союз "Иттифак аль-муслимин" ("Союз мусульман"). После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г., который официально разрешил существование в Российской империи политических партий, лидеры "Иттифака" проводят совещание в Петербурге и решают приступить к созданию программы мусульманской партии. Так "Иттифак" из довольно аморфного союза трансформируется в национал-либеральную партию, объединяющую представителей российских мусульман Поволжья, Урала, Крыма, Кавказа, Туркестана и Сибири. Окончательное формирование партии "Иттифак" и принятие устава и предвыборной программы происходит на Втором всероссийском мусульманском съезде в январе 1906 г. в Санкт-Петербурге. В резолюции этого съезда отмечалось также: "Съезд, принимая во внимание желание съехавшихся представителей и имея в виду близость выборов, находит наилучшим для мусульман присоединиться к конституционно-демократической партии" <5>. В свою очередь, ЦК партии кадетов признал "необходимым организовать постоянные сношения между представителями мусульман и центральными органами партии, а также и между местными партийными комитетами и комитетами мусульманскими для согласования действий в избирательной кампании..." <6>. Блокирование с мусульманскими либералами в ряде регионов было весьма выгодно кадетам. Так, например, И.В. Нарский указывает, что в Оренбурге мусульманские либералы вели за собой 4 тыс. избирателей, в то время как кадеты имели всего 176 голосов. В Троицке блок кадетов и мусульман имел 800 голосов, из которых кадетам принадлежало 380 <7>. Аналогичное соотношение наблюдалось и в Уфимской губернии. Кроме того, кадетов привлекала та организованность и дисциплинированность, которые были характерны для мусульманского населения. Сказывались особенности его религиозного уклада, где каждый правоверный принадлежал своей общине, где слово имама или муллы имело непререкаемый авторитет. Решения, провозглашенные в мечети, были обязательны для всех. Таким образом, мусульмане были прекрасно организованной силой потенциальных избирателей <8>. В то время как русский электорат в силу своего менталитета, отсутствия сплоченности и ряда других причин демонстрировал очень низкий уровень явки. Например, С.В. Лобачев называет такие причины неявки избирателей, как: игнорирование выборов в силу недоверия формируемой Государственной Думе; неимение свободного времени явиться на избирательное собрание; сложные социально-бытовые условия, затрудняющие явку на выборы; большой процент опоздавших на избирательное собрание, которые уже не могли принять участия в баллотировке <9>. Однако, как мы смеем предположить, особенности менталитета сыграли здесь не последнюю роль - многие из указанных С.В. Лобачевым причин на данный момент утратили свою актуальность, а избирательная активность по-прежнему осталась очень низкой. 
-------------------------------- 
 
 
С осени 1905 г. все татарские газеты развернули активную предвыборную кампанию. Политически активной элите удалось мобилизовать мусульманское общество на почти на 100-процентное участие в выборах в Казанской, Уфимской, Оренбургской и Вятской губерниях, где были избраны соответственно 3, 6, 2 и 1 депутат-мусульманин. 
Всего в работе Государственной Думы первого созыва (27 апреля - 8 июля 1906 г.) приняли участие 22 депутата-мусульманина <10>. Подавляющее большинство из них в первые дни работы Думы присоединилось к кадетской фракции. Позже, благодаря усилиям бакинского адвоката Али-Мардан Топчибашева (лидера "Иттифака"), была создана самостоятельная парламентская фракция мусульман, которая объединила представителей мусульманских народов всей России. Все члены бюро фракции представляли в Думе партию "Иттифак аль-муслимин". 
 
 
В силу краткости существования I Думы фракции удалось лишь наметить план будущей работы. Однако на заседаниях фракции были рассмотрены вопросы отношения к основным думским партиям, аграрный вопрос и некоторые другие. По такому значительному вопросу, как аграрный, фракция сформулировала общие принципы, включая неприкосновенность вакуфных земель и земель, где ведется скотоводство, необходимость образования не государственного, а областного земельного фонда, увеличение площади землепользования для обрабатывающих ее личным трудом. 
Среди законопроектов, обсуждавшихся I Думой, особый интерес для мусульман представлял проект "Основных положений о гражданском равенстве", подготовленный кадетской фракцией. Суть законопроекта сводилась к требованию отмены ограничений в гражданских правах, обусловленных принадлежностью к той или другой национальности или вероисповеданию. По поручению думской комиссии "для разработки законов о гражданском равенстве" члены бюро мусульманской фракции (С. Алкин, А. Ахтямов, А.-М. Топчибашев) взяли на себя труд по выявлению тех положений российского законодательства, которые ограничивали гражданские права мусульманского населения по религиозному или национальному признаку <11>. В связи с роспуском Думы эта работа не была завершена. 
 
9 июля 1906 г. император Николай II Высочайшим манифестом распускает I Государственную Думу и назначает время нового ее созыва на 20 февраля 1907 г. Вместе с кадетами думские лидеры "Иттифака" подписывают "Выборгское воззвание" и отстраняются властью от политической деятельности (по решению суда все "подписанты" отсидели по три месяца в крепости, а затем были лишены права баллотироваться в депутаты Думы последующих созывов и занимать должности в государственных учреждениях). 
Исследователи отмечают высокую степень подготовки мусульманских депутатов к законотворческой деятельности и их гражданскую зрелость. Представители мусульман принимали активное участие в прениях по обсуждению законопроектов, в работе думских комиссий, в составлении запросов правительству. 
Нельзя не согласиться с выводом, который делает Л.А. Ямаева: "Организация и деятельность мусульманской фракции I Думы стали своеобразным показателем вступления наиболее активной части мусульманского общества в политическую жизнь России" <12>. Блокирование с кадетами подтвердило идейные позиции членов фракции: они поддерживали либеральную оппозицию. Приоритетными задачами своей думской деятельности мусульманские депутаты определили сохранение религиозно-культурной самобытности своих народов, достижение юридического и фактического равноправия мусульман с русским населением. 


Информация о работе XX век Казанский Край