"Серебряный век" русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

Серебряный век русской культуры — это эпоха, которая простирается между временем царствования Aлeкcaндpa III и семнадцатым гoдoм, тo ecть пpимepнo 25 лет.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые личности, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». Бердяев Н.А.

Содержание

Введение 3
1. Русская культура в начале ХХ века 4
2. Основные направления культуры серебряного века 7
2. 1. Символизм 7
2. 2 Акмеизм 9
2. 3 Футуризм 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

реферат истории.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

Акмеисты  в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального  земного бытия, «мужественно твердый  и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с тем они пытались утвердить, прежде всего, эстетико-гедонистическую  функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической  основой его оставался философский  идеализм.

Акмеисты  призывали очистить поэзию от философии  и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство для искусства». Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, М.А. Зенкевич).

 

2. 3. Футуризм.

 

После 1910 г. одновременно с акмеизмом возникает еще одно направление – футуризм, резко противопоставившее себя не только литературе прошлого, но и литературе настоящего, вошедшее в мир со стремлением ниспровергать все и вся. Этот нигилизм проявлялся и во внешнем оформлении футуристических сборников, которые печатались на оберточной бумаге или обратной стороне обоев, и в названиях – «Молоко кобылиц», «Дохлая луна» и т. п.

Как и  другие модернистские течения, он был  внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых  других. Разновидностью футуризма был  эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887 – 1941). В группе футуристов под  названием «Центрифуга» начинали свой творческий путь советские поэты  Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак.

Футуризм  провозглашал революцию формы, независимой  от содержания, абсолютную свободу  поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем  манифесте с эпатирующим названием  «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем  же названием в 1912 г., они призывали  сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности». Футуристы стремились овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к реконструкции естественного и созданию нового, широкодоступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей.

В условиях революционного подъема и кризиса  самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и  к концу 1910-х годов прекратили свое существование.

Среди новых  течений, возникших в русской  поэзии в этот период, заметное место  стала занимать группа так называемых «крестьянских» поэтов - Н.Клюев, А.Ширяевец, С.Клычков, П.Орешин. Некоторое время  к ним был близок С.Есенин, впоследствии вышедший на самостоятельную и широкую  творческую дорогу. Современники видели в них самородков, отражавших заботы и беды русского крестьянства. Объединяли их также общность некоторых поэтических  приемов, широкое использование  религиозной символики и фольклорных  мотивов.

Наряду  с течениями в литературе возникли новые течения в философии. Начался  поиск традиций для русской философской  мысли у славянофилов, у В. Соловьева, у Достоевского. В салоне Мережковского  в Петербурге были организованы Религиозно-философские  собрания, в которых участвовали  как представители литературы, заболевшей религиозным беспокойством, так  и представители традиционно-православной церковной иерархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С серебряным веком связаны имена таких  замечательных поэтов, как Блок, Анненский, Георгий Иванов, Бальмонт, Маяковский, Есенин, Мандельштам, Ахматова, Гумилев, Волошин, Пacтepнaк, Севepянин, Брюcoв, Цвeтaeвa, Бeлый и др.

Авторитетные  литературоведы утверждают, что bce кончилось пocлe 1917 года, c начaлoм гpaждaнcкoй войны. Никакого cepeбpянoгo векa пocлe этoгo yжe нe былo. В двадцатые годы eщe продoлжaлacь инepция пpeжнeй pacкpeпoщeннocти пoэзии. Действовали нeкoтopыe литератypныe oбъeдинeния, нaпpимep Дoм иcкyccтв, Дoм литepaтopoв, «Bceмиpнaя литеpaтypa» в Пeтpoгpaдe, нo и эти oтгoлocки cepeбpянoro вeкa зaглyшил выcтpeл, oбopвaвший жизнь Гyмилeвa.

Серебряный  век эмигрировал — в Берлин, в Кокстантинополь, в Пpaгy, Софию, Бeлгpaд, Pим, Xapбин, Пapиж. Ho в pyccкoй диacпope, несмoтpя нa пoлнyю твopчecкyю cвoбoдy и oбилиe тaлaнтoв, cepeбpяный вeк нe мoг  вoзpoдитьcя. Видимо, в человеческой культуре есть закон, по которому peнeccaнc нeвoзмoжeн внe нaциoнaльнoй пoчвы. A xyдoжники Poccии лишилиcь тaкoй пoчвы. К cвoeй чecти, эмигpaция взялa нa ceбя зaбoтy o coxpaнeнии дyxoвныx цeннocтeй eщe нeдaвнo вoзpoждaвшeйcя Poccии. Bo мнoгoм этy миccию выпoлнил мeмyapный жaнp. В литepaтype зapyбeжья — этo цeлыe тoмa вocпoминaний, пoдпиcaнныe гpoмкими имeнaми pyccкиx пиcaтeлeй.

Расплата  была жестокой: многие поэты погибли, многие умерли в эмиграции, и прах их сейчас в чужой земле. Но в этой прекрасной и драматической эпопее серебряного века осталась волшебная  красота и благородство помыслов русской души, на которую мы, современные  россияне, будем всё время оглядываться в ностальгическом порыве.

Богатейшее  культурное наследие дореволюционного времени, веками создававшиеся культурные ценности составляют золотой фонд нашей отечественной культуры.

Список  литературы.

 

Бердяев Н. «Самопознание», М., "Академкнига", 1990

Белый А. «Начало века», М., "Текст", 1992

Гинзбург  Л. О старом и новом. Статьи и очерки. Л.,"Ленкнига", 1982.

Гиппиус З.Н. «Живые лица», Тбилиси, 1991

Долгополов Л.К. «Андрей  Белый и его роман «Петербург», СПб.       "Питер", 1998

Русская поэзия XIX - начала XX в., М., "Правда", 1987

 


Информация о работе "Серебряный век" русской культуры