«Салическая правда» как исторический источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:48, доклад

Описание работы

В основу данной работы в первую очередь легли труды отечественных исследователей-медиевистов. Среди них можно отметить статью Н. П. Грацианского под названием «Введение к изданию перевода Салической правды»1. В ней автор подробно останавливается на различных гипотезах датировки Правды и дает общую характеристику этого источника. Особое внимание уделяется данному памятнику в работе А. Д. Люблинской «Источниковедение истории средних веков»2, где преимущественно дается информация о его структуре и стиле. Интерес представляет также статья А. И. Неусыхина «Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства»3, в которой Салическая правда рассматривается как источник для изучения социально-хозяйственной сферы жизни франков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гипотезы о времени и месте создания Салической правды………………...6
2. Салическая правда: язык, объем, структура, стиль и содержание………...12
3. Издания и переводы Салической правды……………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Приложение………………………………………………………………………18
Список использованных источников и литературы…………………………...20

Работа содержит 1 файл

Салическая правда.doc

— 927.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство общего и профессионального  образования

(Рособразование)

Ярославский государственный университет

им. П. Г. Демидова

Кафедра всеобщей истории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад 

«Салическая правда» как исторический источник 
 
 
 
 

                                                          

                                                               Студент__________                         
 
 
 
 
 
 
 

2009 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Гипотезы  о времени и месте создания Салической правды………………...6

2. Салическая  правда: язык, объем, структура, стиль и содержание………...12

3. Издания  и переводы Салической правды……………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….17

Приложение………………………………………………………………………18

Список  использованных источников и литературы…………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

    Доклад посвящен анализу сборника  варварских законов «Салическая  правда» (Lex Salica), одного из важнейших исторических источников о жизни, деятельности, социальном и политическом устройстве салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии  и  создавших  в V—VI вв. самое крупное варварское королевство   в   Западной   Европе.

    В основу данной работы в первую очередь легли труды отечественных исследователей-медиевистов. Среди них можно отметить статью Н. П. Грацианского под названием «Введение к изданию перевода Салической правды»1. В ней автор подробно останавливается на различных гипотезах датировки Правды и дает общую характеристику этого источника. Особое внимание уделяется данному памятнику в работе А. Д. Люблинской «Источниковедение истории средних веков»2, где преимущественно дается информация о его структуре и стиле. Интерес представляет также статья А. И. Неусыхина «Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства»3, в которой Салическая правда рассматривается как источник для изучения социально-хозяйственной сферы жизни франков.

    Среди зарубежной историографии можно отметить труд бельгийского исследователя А. Пиренна «Средневековые города Бельгии»4, в котором даются важные сведения о границах франкской колонизации.   

    Таким образом, при опоре преимущественно на указанные исследовательские труды, в этой работе предполагается рассмотреть как внешние характеристики источника, так и его содержание. Среди интересующих нас вопросов можно выделить следующие. Во-первых, время и место создания памятника, его структура, язык оригинала и стиль. Во-вторых, степень ценности данного источника при изучении различных сторон жизни франков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ГИПОТЕЗЫ О ВРЕМЕНЕ И МЕСТЕ СОЗДАНИЯ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ 

    Прежде чем говорить о датировке и локализации «Салической правды» необходимо выяснить, кто такие салические франки и где они обитали при Хлодвиге и ранее.

    В исторических памятниках франки  начинают фигурировать лишь с  242 г. н. э., когда незначительный  их отряд совершил вторжение в Галлию и был наголову разбит трибуном Аврелианом. По-видимому, как в это, так и в последующее время, название «франки» не употреблялось в смысле этнического термина, а прилагалось к большинству западногерманских народностей. Многие полагают, что франки – это конфедерация зарейнских германцев, направленная против Рима, в целях завоевания его территории. Существует и другая версия, согласно которой название «франки» - простой эпитет, указывающий или на бродячий образ жизни германских народностей и отдельных отрядов воинов (wang, wrang) или на их отвагу (frak, ferax).5

    III – IV столетия ознаменовались постоянными натисками варваров-франков на территорию Римской империи. Будучи сами теснимы сильными соседями с севера и востока и ощущая потребность в новых местах для поселения, франки не могли оставаться спокойными. Они массами врываются на территорию Северной Галлии. Даже блистательные победы римлян не приводили к желанным результатам, так как на место истребленных варваров тот час же приходили другие. В конце концов, римлянам пришлось пойти на компромисс, допустив поселение на территории Галлии целых франкских племен в качестве подданных и союзников императоров. Салийцы были первыми из франков, получивших разрешение осесть в пределах империи. К IV в. н. э. они заняли северо-западный угол Галлии с частью Токсандрии, т.е. область до нижней Шельды, и простирали свои владения по морскому берегу до северной оконечности Батавского острова.6

    Существует мнение, что салические франки пришли в эту местность с юго-восточного побережья Флавиевого озера (Зюдерзее) из области, известной под именем Salland. Однако ни один исторический источник не содержит сведений о том, что салические франки когда-либо проживали там. Напротив, известно доподлинно, что с III в. Salland была во владении хамавов, вошедших затем в состав так называемых рипуарских франков.

    Стоит оставить также и прежнее производство наименования салийцы от протекающей по данной местности реки Sala (позднейшая Иссель), так как нет никаких подтверждений, что река Иссель носила когда-либо такое название.

    Грацианский Н. П. полагает, что предки салических франков – старинные союзники римлян – батавы. При таком разрешении вопроса их родиной следует считать не Salland, а Батавский остров. Это сравнительно небольшая полоса земли в устьях Рейна, представляющая собой форму правильного треугольника. Племена, населяющие Батавский остров, распространились по морскому берегу до Шельды и получили наименование салических, т.е. приморских, франков, от кельтского слова sal, sale, saile, что означает море.

    Но каково бы ни было происхождение  салических франков, важен факт, что уже к половине IV в. они твердо осели на римской территории. Салийцы отдались в подданство Римской империи и обязались защищать ее территорию от вторжения неприятелей. Впрочем, у них сохранились свои племенные короли, которые, может быть, и назначались с согласия императора, однако не всегда были покорны императорскому правительству.

    В 481 г. к власти приходит Хлодвиг, который заложил крепкие начала могуществу франкского государства. В 485 г. он напал на Суассонского наместника – римлянина Сиагрия, разбил его на голову и в медленном движении на юг захватил всю страну до Луары. С неменьшим успехом Хлодвиг действовал и на севере, где сумел подчинить своей власти тюрингов и алеманов. В 496 г. Хлодвиг со всем народом принял крещение. В 508 г. он совершенно изгоняет вестготов из Галлии, а через год покоряет франков рипуарских. Истребив всех своих родственников, он стал единодержавным властителем Галлии, за исключением Бургундии, король которой, Гундобальд, сумел отстоять свою независимость. Кроме того, Хлодвиг возводится в звание римского консула, тем самым юридически закрепляя за своим народом то положение, которого он добился оружием. Скончался Хлодвиг в 511 г., оставив наследникам могучее франкское королевство, созданное непрерывными двадцатилетними войнами.

    Возвращаясь к вопросу о времени составления «Салической правды», обратимся к ее, так называемым, прологам, из которых первый обыкновенно считают древнейшим, относя его возникновение ко второй половине VI в.. Народная традиция, записанная в первом прологе, повествует, что франки редактировали свою Правду еще во времена язычества и что редакция была произведена выборными старшинами в количестве четырех человек: «Когда  еще держался  варварства (народ франков),  по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие.  Салический закон был продиктован  знатными  этого  народа,   которые  тогда  были  его правителями.  Выбрали  из  многих   мужей   четырех,   а  именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно  обсудили  все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение»7. Позднее при королях Хлодвиге, Хильдеберте и Хлотаре, как говорится в этом же прологе, «все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большей ясностью»8.

    Другой, менее длинный и более  поздний пролог, прямо говорит,  что вышеназванные четыре мужа  жили «в селах, которые за  Рейном»9. Если принимать эти сведения на веру, то время редакции правды нужно относить к эпохе, когда салические франки еще не появились на территории Галлии и когда у них в полной силе господствовали народные собрания. Однако содержание самого памятника решительно противоречит этой народной традиции, поэтому достоверность ее обычно оспаривается – одними исследователями целиком, другими в частностях. Так в титуле XLVII «о розыске» (de filtortis) территория действия правды определяется двумя границами: Угольным лесом на севере и рекою Луара на юге.10 Угольным лесом назывался густой лес, тянувшийся от берегов Шельды до сланцевых возвышенностей Ардени.11 Т.е. и тот и другой географические указатели стоит искать на территории Галлии. На основании этого все исследователи Правды приходят к единогласному выводу, что ее редакция не могла совершиться ранее второй половины IV в., т.е. ранее появления франков на территории Галлии. К тому же, как замечает Грацианский Н. П., не только отдельные выражения, но и все содержание Правды не может быть приложимо к быту беспорядочного германского общества III или начала IV столетия.12

    И все-таки по вопросу о времени и месте редакции Правды существуют непримиримые разногласия. Так исследователи Вайц и Фальбек относят ее возникновение к началу V в. – времени правления Хлойо (428 – 448).13 Другие ученые считают временем ее появления правление Хлодвига. Из последних часть склонна допускать возникновение Правды до принятия Хлодвигом христианства, а часть – уже после крещения. Наконец, в последнее время находит все больших и больших сторонников версия о более позднем времени возникновения этого документа (от VI до VIII столетия).

    Наиболее правдоподобной все же выглядит версия о создании этого памятника во времена правления Хлодвига. Уже сам факт редакции Правды говорит за то, что салические франки в эпоху этой редакции заняли важное положение среди германцев и римлян, почему и нуждались в более прочном устройстве своей государственной жизни. А это случилось не ранее правления Хлодвига, так как еще при его предшественнике Хильдерике римляне неоднократно распоряжались судьбами салийцев по собственному усмотрению.14

    Далее, в Правде красной нитью проглядывает верховенство короля и его королевских приближенных (I, LVI), а Хлодвиг был первым из Меровингов, кто крепко держал в своих руках бразды государственного управления и не признавал ничьей власти рядом со своею на протяжении громадной территории.

    Сильнейшими обстоятельствами, подтверждающими невозможность возникновения правды ранее правления Хлодвига, служат усвоение франками латинского языка и своеобразная монетная единица. Латинский текст памятника варварского законодательства указывает на то, что франки успели войти в тесные отношения с гало-римлянами. А это прямо намекает на распространение франкского владычества, по крайней мере, до Луары. Далее, монетная единица, принятая в Салической правде, отличается от той, что была при Хильдерике (золотой солид был равен тогда 24 серебряным денариям (dinarios), тогда как в Правде 40 денариям). Кроме того, о составлении Правды во времена правления Хлодвига свидетельствует и эпилог документа: «Первый король франков постановил руководствоваться   в  судебных решениях титулами с 1-го до 62-го»15.

    Из всего выше сказанного можно   сделать следующие заключения:

1) Салическая правда как частичная запись обычаев салических франков была редактирована по почину верховной власти со слов старейших представителей племени.

2) Место  возникновения Правды – объединенное  франкское королевство, распространившееся  за Луару.

3)  Время редакции Правды – годы правления Хлодвига. 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА: ЯЗЫК, ОБЪЕМ, СТРУКТУРА, СТИЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ. 

    Первоначальный текст Салической  правды, или Салического закона (Lex Salica) до наших дней не дошел. Сохранившиеся редакции уже носят компилятивный характер и являются сокращенными или же расширенными обработками исчезнувшего древнего текста. Было предпринято несколько попыток реконструировать утраченный оригинал, но все они являются спорными.

Информация о работе «Салическая правда» как исторический источник