«Просвещенный абсолютизм» Екатерины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая деятельность того или иного царя, императора или императрицы, нужно прежде всего помнить, что это был политический деятель, волею судеб оказавшийся наделенным неограниченной самодержавной властью. И по этому необходимо выяснить, каковы были его взгляды, интересы, симпатии и антипатии, а также личные качества, тем или иным образом сказавшиеся на его деятельности. Немаловажно и то, как самодержавный государь относился к своей «работе», имелись ли у него выраженные намерения и стремления, какие из них и по каким причинам удалось или не пришлось исполнять. Каковы, наконец, были итоги его деятельности.

Содержание

1. Введение в историю
2. Основной факт эпохи
3. Императрица Екатерина II
4. Её происхождение
5. Граф А.П. Бестужев-Рюмин
6. Екатерина при императоре Петре III
7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Реформы Екатерины II
8. Экономика России во второй половине XVIII в.
9. Внешняя политика России
10. Итоги правления Екатерины II
11. Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 31.18 Кб (Скачать)

Таким образом, развитие экономики  в России во второй половине XVIII в. выражалось в возрастающей роли общественного  разделения труда, расширении товарно-денежных отношений. Часть купцов стала переходить к промышленному предпринимательству. Увеличилось количество мануфактур, основанных на наемном труде.

В ходе «Семилетней войны» (1756 – 1763) агрессия Пруссии была остановлена.

Правительство Екатерины II не стало  возобновлять войну с Пруссией и  вывело войска с ее территории.

После смерти Августа III (октябрь 1763 г.) русская императрица  и прусский король поддержали Станислава Понятовского и заключили в Петербурге в 1764 г. договор о союзе. Вопрос об управлении в правах католиков и диссидентов (не католиков из числа православных и протестантов) вызвал взрыв противоречий в Речи Поспалитой. Начались военные действия между конфедератами и русскими войсками, введенными по просьбе Понятовского в Речь Поспалитую.

Правящие круги совместно с  полководцами П.А. Румянцевым и А.В. Суворовым приняли решение вести  войну на Дунае, в Молдавии и Валахии.

В 1769 г. русские войска заняли значительную часть этих княжеств, в том числе  города Яссы, Бухарест. Армия Румянцева  одержала победы в серии сражений у Рябой Могилы 17 июня 1770 г., при  Ларге в ночь на 7 июля и Калуге 21 июля. Одновременно 24 – 25 июня 1770 г. русский  флот (А.Г. Орлов и Г.А. Спиридов) совершил переход из Кронштадта в Эгейское море и полностью уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, и в Хиосском проливе.

В 1771 г. удалось занять Крым, блокировать  пролив Дарданеллы. В этой обстановке состоялся первый раздел Речи Поспалитой.

В 1773 г. Суворов разгромил 15 тысячное турецкое войско у Туртукая, в 1774 г. – армию турков при Калудже. Русские двинулись на Балканы. 10 июля 1774 г. в Кючук-Кайнарджи был заключен мирный договор. К России отошли:

- земли между Днепром и Бугом;

- Азов в устье Дона;

- Керчь и Еникале на оконечности Крыма;

- Кинбурн у входа в Днепровско-Бугский лиман;

- на Северном Кавказе земли до Кубани, Кабарда.

8 апреля 1783 г. правительство Екатерины  II включило Крым (Тавриду) в состав  России. В августе 1787 г. Турция, потребовав возращение Крыма  и получив отказ, снова объявила  войну России. Ее войска и флот  напали на Кинбрун, но были разбиты армией А.В. Суворова. В 1788 г. армия Г.А. Потемкина штурмом взяла Очаков.

В 1788 г. турки потерпели поражение  на море у острова Фидониси от эскадры Ф.Ф. Ушакова. В 1789 г. Суворов одержал победы у Фокшан и Рымника. В 1791 г. турецкие войска потерпели поражение у Бабодага и Мачина, на этот раз от М.И. Кутузова, у мыса Калиакрия Ушаков снова разгромил эскадру. В 1791 г. вершиной военных успехов стало взятие крепости Измаил. 22 октября 1791 г. между Турцией и Россией в Яссах был подписан договор о мире, по которому получила в Правобережной Украине земли.

Екатерина отлично понимала, что  сановники, включенные ею в различные  комиссии, к такой работе не способны. И она решается на смелый и необычный  шаг – собрать выборных представителей разных сословий, которые бы выработали  Закон, удовлетворяющий интересам  всего народа. Идея возникает, видимо, уже в 1764 – 1765 гг., и в течение  двух с лишнем лет Екатерина занимается составлением руководства для депутатов, которое впоследствии  получило название Большого наказа.

28 марта 1765 г. она сообщает  госпоже  Жоффрен: «Вот уже два месяца, как я занимаюсь каждое утро в продолжении трех часов обрабатыванием законов моей империи… наши законы для нас уже не годятся». Спустя три месяца: «Теперь 64 страницы законов готовы, остальное будет окончено по возможности скоро».

Отсюда видно, какое значение придавала  Екатерина своему творению, искренне надеясь с помощью Наказа доставить  «жителям России положение самое  счастливое, самое спокойное, самое  выгодное, в котором они могут  находиться». Уложенная комиссия выработает Закон, а Екатерина останется  в народной памяти законодательницей. Но опыт и ближайшее знакомство со страной, особенно Комиссия 1767 г., показавшая Екатерине, «с кем дело имеем», убедили  ее, что и у России есть свое прошлое, по крайней мере есть свои исторические привычки и предрассудки, с которыми надобно считаться. Она увидела, что без глубоких потрясений невозможно провести коренных реформ, каких потребовала бы система законодательства. Видя невозможность перестроить русскую жизнь новыми законами и учреждениями, Екатерина хотела лучше настроить русскую мысль новыми идеями и стремлениями, предоставив ей самой перестраивать жизнь. Не решившись стать радикальной преобразовательницей государства, она хотела остаться воспитательницей народа. Поэтому, не трогая основ существующего порядка, она стала действовать на умы. Власть, оставаясь военно-полицейским стражем внешней безопасности и внутреннего благочиния, в ее руках стала еще проповедницей свободы и просвещения. Екатерина не дала народу свободы и просвещения, а приобретаются развитием и сознанием, зарабатываются собственным трудом, а не получают даром, как милостыня. Но она дала умам почувствовать цену этих благ если не как основ общественного порядка, то по крайней мере как удобств частного, личного существования.

В ее всесветной славе русское общество впервые почувствовало свою международную  силу, она открыла ему его самого: Екатериною восторгались, как мы восторгаемся артистом, открывающим и вызывающим в нас самим нам дотоле неведомые  силы и ощущения; она нравилась  потому, что через нее стали  нравиться самим себе. Русские  при Екатерине почувствовали  себя не только людьми, но и чуть не первыми людьми в Европе. За это  не ставили ей в счет ни ошибок ее внешней политики, ни неудобств внутреннего  положения.

Общее настроение сглаживало эти неровности, вследствие которых империя последних  лет царствования представляла по закону, по общему впечатлению стройное и  величественное здание, а вблизи, в  подробностях – хаос, неурядицу, картину  с размашистыми и небрежными мазками, рассчитанными на дальнего зрителя.

Более тысячи лет державе Российской; все было на многострадальной земле: и горе, и радости, и взлеты, и  падения. «Река времени в своем  течении уносит все дела людей  и топит в пропасти забвения народы, царства и царей», - писал Г.Р. Державин.

Забвения все же нет. Скорее наоборот – историческая память хранит много  поучительного процесса: наивно и  ненаучно представлять этот процесс  в виде беспрерывного движения вперед и выше к «сияющим вершинам, которые  уже  видны». В жизни, в отличие  от утопических книжек и рифмованных  лозунгов, все иначе. Приходиться  вновь и вновь обращаться к  опыту прошлого; вопрошая прошлое, мы глубже понимаем настоящее и, наверное, становимся умнее, обогащенные опытом пращуров даже пытаемся вопрошать грядущее; нельзя же великому народу, поднимая целину истории, совершенно не знать конечных целей движения. Изучение прошлого и помогает расставить вешки на избранном  пути. Великие исторические события  и лица, в них задействованные, к которым мы обращаемся, - к сожалению, только в дни торжеств и горестей народных, отмечая славные годовщины, праздничные юбилеи, памятные даты, - дают немало поучительного в этом отношении.… Ибо наши дни отмечены быстрым нарастанием интереса к  истории. Интерес этот вполне понятен. Не находя в сухих академических  фолиантах живых исторических лиц, получив лишь головную боль от бесконечных  рассуждений о действии объективных  законов, сопровождаемых перечислением  пудов чугуна и стали, рогов и  копыт крупного и мелкого скота, читатель так и не находит ответа на тревожащие его вопросы. Он ищет живое, образное описание прошлого, чтобы  разобраться с привлечением опыта  предков в собственных жизненных  наблюдениях, своих сомнениях и  надеждах. Становятся понятными такие  явления наших дней, как тяга к  исторической беллетристике (документам, мемуаристке, старой (исторической) литературе). Общеизвестен интерес широких читательских кругов к романам Пикуля, Балашева, других мастеров историко-художественного жанра. Но историческая беллетристка, удовлетворяя  любопытство, не дает и не может дать того, что надобно для серьезного изучения прошлого.

Старая русская историческая мысль  содержит ценнейший опыт анализа  прошлого, и в том числе –  опыт управления государством. К тому же старая историческая литература имеет  ряд и других достоинств, которых  нет в новейших многотомных изданиях: старую литературу интересно читать, ибо создатели ее могли не только исследовать прошлое, но и образно  воссоздать его, они были знатоками  «человеческих душ», и меры этих душ они создали на основе летописей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список использованной литературы:

1. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. – 1989. - №3.

2. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1990.

3. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины…» Вторая половина XVIII в. – СПб., 1992.

4. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России. – М.,1993.

5. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.


Информация о работе «Просвещенный абсолютизм» Екатерины