«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу.

Содержание

1.Введение…………………………………………………….…2

2. Личность Екатерины II и первые годы правления…………3

3. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II…………...…..14

4. Заключение………………………………………………..….23

5. Литература………………………………………………..…..26

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.43 Кб (Скачать)

           И все  же  Екатерина  видела  в  крепостном  праве  “несносное  и жестокое  иго”,  “человеческому  роду  нестерпимое   положение”,  чреватыми серьезными  потрясениями   для   государства.    Правда,    и   “генеральное освобождение”   она    считала    несвоевременным    и   опасным,    а   для “приготовления  умов”  к  освобождению  императрица  за   34   года   своего царствования раздала генералам,   сановникам и фаворитам около 800  тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

           В духе  “Наказа” проходило  и его обсуждение.  Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и  под  влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного.  Однако главное обсуждение

этого  документа  намечалось  на   заседании   специальной    Комиссии   для кодификации законов.

      Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г.  “Наказ”  был   выслушан  с восхищением, некоторые депутаты даже  прослезились.  Тогда  и  было  принято решение  преподнести   императрице   титулы  Великая,    Премудрая,    Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа  делегация  депутатов  представилась  с этой целью Екатерине, императрица сказала: “Ответствую: на Великая - о  моих делах оставляю времени  и  потомству  беспристрастно  судить,   Премудрая  – никак себя  таковой  назвать  не  могу,  ибо  один  Бог  премудр,  и  Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных  я  за  долг  звания  моего почитаю, быть любимой от них есть мое  желание”.  Тем не  менее,  именно  с этого момента  уже современники будут называть её “Великой”.

      Хотя комиссия в дальнейшем  была распущена, она  всё  же  имела  важное значение, так как её члены ознакомили  Екатерину  с  мнениями  и  желаниями русского  общества.  Императрица  воспользовалась   этими   сведениями   при осуществлении  крупнейших  реформ,  касавшихся   губернских   учреждений   и сословий. Эти  действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она  стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти  как таковой.

           При Екатерине полностью изменилась  судебная  система.  Она была построена по сословному принципу: для  каждого  сословия  свой  суд.  Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд -  в  уездных. Горожан   -   соответственно   губернский    и    городовой     магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы.  В  губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий,  который  выполнял функции примирительной или третейской инстанции.  Все эти   сословные   суды были выборными. Более высокой судебной  инстанцией  являлись  создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская  и  уголовная,   члены   которых  не избирались,  а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

      Стремясь создать  наиболее  реальные  гарантии  просвещённой  монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами  дворянству,  городам и  государственным  крестьянам.   Грамоты  дворянству  и  городам   получили законную силу в 1785   г.   Жалованная   грамота   дворянству  закрепила  за каждым   потомственным  дворянином  свободу  от обязательной  службы.   Они освобождались и от государственных  податей, от  телесного   наказания.  За ними сохранялось  право собственности на  движимое  и  недвижимое  имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не  конфисковывались), а также право судиться только равными  (т.е. дворянами),   вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество  каждого  уезда  и каждой  губернии  закрепляло   за  собой  право   периодически   собираться, избирать  сословных  предводителей,   иметь  собственную   казну.   Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания  под  контроль  генерал- губернаторов.

      Екатерина II внесла существенный  вклад в развитие культуры  и искусства в России.  Сама  она  получила  прекрасное  домашнее  образование:  обучение иностранным языкам,  танцам,  политической  истории,  философии,  экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была  создана Российская Академия,  Вольное  экономическое общество,  основано  множество журналов,  создана  система  народного  образования,   основание   Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

      Манифестом 1775 г. была объявлена  свобода предпринимательства. Это  был второй шаг в этом направлении.  Первый Екатерина совершила еще  1762 г., упразднив монополии в торговле  и промышленности.

      Предоставив условия для свободной  конкуренции внутри страны и  лишив отдельных промышленников  их привилегий, правительство Екатерины  не отказалось от покровительства  русской , промышленности в целом. Протекционистскую политику правительства продолжали таможенные тарифы 1766, 1782 и особенно 1796 г., устанавливавшие высокие ввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок отечественная промышленность. Тариф 1796 г. запрещал ввоз кожевенных изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др.

      Ряд мероприятий эпохи “просвещённого  абсолютизма”  имел прогрессивное значение.  Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в  1755 году Московский университет сыграл огромную  роль  в  развитии  просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В  1757г.  начала обучение  Академия  художеств. Секуляризация  церковного  землевладения  значительно   улучшала   положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга  и  другие  угодья,  на которых  они  до  этого  отбывали  барщину,  избавляла  их  от  повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

      Во время правлении Екатерины II  творят  такие мастера,  как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел  известность  портретами  императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в  60-е  годы  стол академиком, преподавал  в  Академии  художеств,  Федор  Степанович  Рокотов, который  работал  вместе  с  Ломоносовым,  написал   коронационный   портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

      В отношении русского царизма  к событиям во Франции прослеживается  два этапа. На первом, продолжавшемся, впрочем, недолго, царский двор  рассматривал начавшуюся революцию  как событие повседневной жизни,  т. е. как бунт голодной черни,  с которым королевская власть  способна быстро справиться. Ни  Екатерина, ни ее окружение  не считали происходившее в  Париже результатом глубоких  социальных противоречий, а связывали  его с временными финансовыми  затруднениями и личными качествами  незадачливого короля. По мере  развития революции и решительной  ломки феодальных порядков настроение правящих кругов в Петербурге менялось. Там вскоре убедились, что революция угрожает судьбам трона не только в Париже, но и всем феодально-абсолютистским режимам Европы. Екатерина убедилась и в другом: Людовику XVI и французскому дворянству своими силами не восстановить старый порядок.

      Опасения русского двора разделяли  обладатели тронов Австрии и  Пруссии. В 1790 г. был заключен  союз Австрии и Пруссии с  целью военного вмешательства  во внутренние дела Франции.  Тотчас реализовать эти намерения  не удалось, так как Австрия,  Россия и Пруссия были озабочены  разделом Речи Посполитой, а Россия, кроме того, вела войну с Османской империей. На этом этапе абсолютистские режимы ограничились разработкой планов интервенции и оказанием материальной помощи французской эмиграции и контрреволюционному дворянству внутри страны.

      Екатерина на сколачивание наемной  армии дала французским принцам  взаймы 2 млн. руб. Она стала  душой коалиции, создаваемой для  борьбы с революционной Францией. Согласно русско-шведскому союзу  Густав III обязался высадить в  австрийских Нидерландах десант, к которому должны были присоединиться  войска французских принцев, а  также Австрии и Пруссии. Екатерина  вместо войск, занятых в русско-турецкой  войне, обязалась до окончания  ее выдавать субсидию в размере  300 тыс. руб. Выступление коалиции  не состоялось по двум причинам: смерть Леопольда II и убийство  Густава III вынудили отложить  поход; но главная причина состояла  в том, что монархические режимы  обнаружили продвижение идей  революции к границам их собственных  владений и сочли первостепенной  задачей остановить это продвижение.  Речь идет о событиях в Речи  Посполитой. В состав этого федеративного государства входили Польша, Литва, Украина и Белоруссия. На протяжении столетия, с середины XVII по середину XVIII в., Литовское княжество переживало глубокий экономический кризис, обусловленный непрерывными войнами Речи Посполитой. Они опустошали казну и истощали экономические ресурсы. В 1648 г. население княжества насчитывало ок. 4,5 млн. человек, через два десятилетия оно уменьшилось почти вдвое (2,3 млн.), к концу Северной войны сократилось до 1,8 млн. человек и лишь к 1772 г. достигло 4,8 млн. На долю литовского и белорусского народов пали тяжелые испытания: запустело хозяйство в деревнях и ремесло в городах.

       Правительство Речи Посполитой проводило политику полонизации и окатоличивания белорусского населения. В 1697 г. был принят закон, провозгласивший польский язык государственным языком Великого княжества Литовского. Еще раньше, в 1673 г., был закрыт доступ не католикам в шляхетское сословие.

      Отсталые формы социально-экономической  жизни, слабая степень централизации,  допускавшая существование у  магнатов собственных вооруженных  сил, ставили под угрозу самостоятельность  существования Речи Посполитой как суверенного государства. Слабость Речи Посполитой давала повод для вмешательства в ее внутренние дела сильных соседей и позволила осуществить ее первый раздел. Конституция 3 мая 1791 г. сохраняла за шляхетством его феодальные привилегии, крестьяне оставались в крепостной зависимости, за католичеством сохранялось значение государственной религии. Однако конституция отменяла «liberum veto», запрещала организацию сепаратистских конфедераций, передавала исполнительную власть королю.

     

       
 
 

Заключение

     Я  считаю, что «просвещенный абсолютизм»  Екатерины II - это всего лишь  желание императрицы создать  себе имидж умной женщины.

     Во-первых, в ее период правления положение  крестьян фактически достигло  уровня рабов. Специальным указом  крестьян обязали содержать воинские  команды, присылаемые на подавление  крестьянских волнений (1763г.), помещикам  было дано право отправлять крестьян на каторгу без суда и следствия (1765г.), а крестьянам запрещено жаловаться на своих господ (1767г.). Более того, началось крепостное право на Украине - в 1775 году была ликвидирована Запорожская Сечь. (И на фоне этих указов - 1785 было создана «Жалованная грамота дворянству», дающие дополнительные привилегии дворянам). Не случайно период правления Екатерины II было много бунтов и восстаний - Киевский чумной бунт 1769-1771 г., московский чумной бунт 1771 г., восстание в Яицком городке 1772, и, наконец, наиболее ярким явилось знаменитое восстание Е. Пугачева 1773 - 1775 гг. Все восстания жестоко подавлялись. Обращает на себя внимание, что восстания произошли после усиления крепостного права, а не наоборот - была реакция народа на несправедливость их положения, а не реакция Екатерины II на «распустившихся» подданных. И при этом Екатерина II пишет о том, что «А всякого согражданина особо видеть охраняемого законами, которые не утесняли бы его благосостояния, но защищали его ото всех сему правилу противных предприятий», «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам», «…всякое наказание, которое не по необходимости налагается, есть тиранское», «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить» и, наконец «Несчастливо то правление, в котором принуждены устанавливать жестокие законы». Налицо явное противоречие между идеями «просвещенного абсолютизма» Екатерины II и принимаемыми нормативными актами. Я считаю, что возможно Екатерина II употребляя слова «граждане», «сограждане», «человек» и даже «тело человеческое», имея в виду иные сословия, не причисляя крепостных крестьян к вышеперечисленным категориям. Не случайно про крепостных эта «просвещенная» правительница рассуждает всего лишь как о скоте, сокрушаясь об упущенной хозяйской выгоде: «Мужики большою частию имеют по двенадцати, пятнадцати и до двадцати детей из одного супружества; однако редко и четвертая часть оных приходит в совершенный возраст. Чего для непременно должен тут быть какой-нибудь порок или в пище, или во образе их жизни, или в воспитании, который причиняет гибель сей надежде государства. Какое цветущее состояние было бы сея державы, если бы могли благоразумными учреждениями отвратить или предупредить сию пагубу!». Данное обстоятельство явно противоречит идее равенства и всеобщего блага. Известен факт, что Екатерина II поднимала вопрос об уничтожении крепостного права, и, естественно, не встретив поддержки со стороны дворянства, оставляла все как есть, делая вид в своих «Записках», что сокрушается: «Едва посмеешь сказать, что они (крепостные крестьяне) такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями». Таким образом, можно сделать вывод, что «просвещение» выполнялась в исключительно узком кругу дворян и только в их интересах.

       А во-вторых, она заимствовала  в «Наказе» более 80% статей  и 90% текста - то есть перевела  на русский язык три философских  трактата, слегка откорректировав,  и выдала за свое.

Но есть и  положительные стороны.

       Во-первых, в Россию проникли идеи  более развитых западноевропейских  стран. Ярким проявлением стало  появление политико-сатирических  журналов (в 1783 г. был обнародован  указ, разрешавший всем желающим  открывать типографии) и увенчалось  это появлением в 1790 г. известного  ныне литературного произведения  «Путешествия из Петербурга в  Москву» А. Н. Радищева, обличающего существовавший тогда строй (что для автора закончилось печально). Однако нарождающаяся интеллигенция уже прониклась идеями видных западноевропейских философов, критически относясь к российской действительности.

     А  во-вторых, «Наказ» Екатерины II , в котором провозглашались идеи  российского «просвещенного абсолютизма», был издан с таким пафосом,  что собиратели и знатоки иллюстрированных  книг относят публикацию «Наказа» 1770 года к лучшим официальным  изданиям екатерининского царствования, что, несомненно, внесло вклад  в культурное наследие. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

   1. Заичкин И.А.,  Почкаев И.Н.  “Русская история от Екатерины Великой до

      Александра II” М.,1994.

   2. “Трёхсотлетие дома Романовых 1613-1913” (Репринтное воспроизведение

      юбилейного издания 1913 года). М., 1991.

   3. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”,  М., 1991.

   4. Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М., 1991.

   5. Платонов  С.Ф. “Лекции по русской истории”  М.,1993. 
 

Информация о работе «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II