Послевоенные экономические реформы в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

На момент окончания войны в 1945 году четверть национального богатства страны была уничтожена, производство упало до уровня 1935 года. Оккупационные силы, которые находились под американским командованием, наряду с демилитаризацией принудили Японию к проведению земельной реформы, роспуску финансово-промышленных олигархических групп «дзайбацу», либерализации рабочего движения и другим демократическим преобразованиям. Таким образом, в японском обществе происходили реформы, основанные на принципах демократии «по-американски». Обязательное образование также было повышено с 6 до 9 лет. Все это затем оказало большое воздействие на ход развития страны.

Работа содержит 1 файл

реформы Япония.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Источники 
1. Сайт www.history.kemsu.ru - статья "Послевоенное регулирование в оккупированной Японии" 
2. Сайт www.japantoday.ru: 
А) статья "Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии " 
(Косукэ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Послевоенное экономическое  развитие.

В 1960 году Япония поставила целью удвоение национального  дохода, а успех Олимпийских игр  в Токио в 1964 году вызвал в Японии настоящий экономический бум. В тот период Япония, получив кредит Мирового банка, начала строительство скоростной железной дороги «Синкансэн» и сети скоростных автодорог. С 1960 по 1970 год экономический рост в Японии составлял в среднем более 10 процентов в год.

Нефтяной кризис 1973 года тяжело отозвался в Японии. Из-за резкого скачка цен на нефть  в 1974 году в японской экономике был  впервые после войны зарегистрирован  отрицательный рост - минус ноль целых две десятых процента. Однако, благодаря жесткой политике экономии энергии и революционным технологиям, а также всеобъемлющей реформе экономической структуры, японская экономика вышла из нефтяного кризиса, обладая еще более могучей конкурентоспособностью. Вот один пример: мировые рынки оказались завоеваны экономичными малолитражными автомобилями, которые стали фундаментом сегодняшней мощной автомобильной промышленности Японии. После первого нефтяного кризиса в течение 10 лет японская экономика росла в среднем на 3 целых и 7 десятых процента в год.

В 1985 году было принято  известное соглашение в отеле  «Плаза», с которого началось резкое повышение стоимости иены. Из-за этого резко выросли себестоимость  внутреннего производства и, соответственно, цены на экспортируемую Японией продукцию. Японские компании ответили тем, что стали переносить свою производственную базу в страны Азии, направив туда крупномасштабные инвестиции. Сложилась ситуация, когда трудоемкие производства оказались, выведены за рубежи Японии, а в ней самой остались главным образом высокотехнологичные производства. Таким образом, получилось, что своими инвестициями и передачей технологии странам Азии Япония внесла большой вклад в повышение уровня технической оснащенности этих стран и в осуществление их быстрой индустриализации.

Вот каким путем  Япония выросла в мировую экономическую  державу. В 1950 году доля Японии в мировом  ВНП не превышала одного процента, а на долю США приходилось 50 процентов. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43 процента мирового ВНП, причем Япония обеспечивает из них 17 процентов и США - 26 процентов. Золотовалютный запас Японии превышает 200 млрд. долларов и уже более четырех лет является самым большим в мире. В собственности японских граждан находятся финансовые средства на сумму около десяти триллионов долларов. Ежегодно Япония направляет на официальную правительственную помощь развитию других стран, ОПР, свыше одиннадцати миллиардов долларов и вот уже несколько лет является крупнейшим мировым донором в деле помощи другим странам, который вносит большой вклад в экономику развивающихся стран. Кроме того, Япония способствует и обеспечению стабильности всей мировой экономики, поскольку ее взносы в Мировой банк и в Международный валютный фонд одни из самых крупных.

2. Необходимость для  Японии играть политическую роль в мире.

По мере приближения  к концу 20 века мировой порядок  претерпел кардинальные изменения. Закончилась холодная война, и кануло в прошлое противостояние Востока  и Запада. В условиях постепенного формирования нового мирового порядка окрепли голоса тех, кто требовал от Японии играть такую политическую роль, которая соответствовала бы ее экономической мощи. Этот вызов зазвучал особенно остро в ходе войны в Персидском заливе, случившейся сразу после окончания холодной войны.

Как я уже написала выше, в Японии принята мирная конституция, и, согласно ей, страна твердо придерживается трех безъядерных принципов, придает важное значение нераспространению ядерного оружия и в принципе не экспортирует вооружения и военные технологии. В ходе войны в Персидском заливе многонациональные силы пытались сдержать агрессию Ирака против Кувейта, и в тот момент от Японии потребовалось внести и свою лепту. После войны в условиях существования мирной конституции в Японии воцарились пацифистские воззрения, и направление сил самообороны за рубеж было табу. Не имея возможности внести свой вклад в форме направления в район боевых действий организованного людского контингента, Япония приняла решение сделать взнос в сумме тринадцати миллиардов долларов на покрытие расходов по сдерживанию агрессии и на оказание помощи странам, граничащим с районом боевых действий. Это была совсем не малая сумма. Получалось, что все население Японии, включая грудных младенцев, выделило более чем по сто долларов с человека. Однако на нее обрушились с критикой, назвав это «чековой дипломатией» и заявив, что Япония сидит, сложа руки и откупается деньгами, в то время как молодые парни из других стран проливают кровь и пот в песках пустыни. Для японского народа это явилось настоящим шоком.

В связи с  этим в парламенте началось серьезное  обсуждение вопроса об участии сил  самообороны Японии в деятельности ООН по поддержанию мира. В результате острых и напряженных дебатов  был принят закон об участии в  международной миротворческой деятельности. После этого Япония стала направлять контингенты своих Сил самообороны в состав миротворческих сил ООН в Камбодже, Мозамбике и на Голанских высотах, а также с гуманитарной и спасательной миссией в Заир и другие страны. В период холодной войны Япония находилась между молотом и наковальней противостояния Востока и Запада, так что дипломатия ее бывала поневоле пассивной, [дипломатией по доверенности]. Когда же холодная война кончилась, в самой Японии поняли, что возможности для самостоятельной внешнеполитической деятельности расширились. В прошлом при решении глобальных проблем на первый план по своему значению всегда выходили военные вопросы. Теперь же многие проблемы, которые по своему характеру являются глобальными, необходимо решать не с помощью военной силы, а с помощью силы экономики, различных технологий, а для этого требуются разнообразные «ноу-хау», «софты» и тому подобное. В этой области Япония активно вносит свой вклад. Кроме того, чрезвычайно велика финансовая доля участия Японии во многих международных организациях, например, ее взнос в бюджет ООН составляет 15 процентов, а в 2000 году превысит 20. Япония хочет действовать в области укрепления мира и стабильности, развития и решения новых задач, обладая таким голосом в международных организациях, который соответствовал бы ее финансовому вкладу.

3. Система современной  внешней политики  Японии.

Во внешнеполитическом ведомстве Японии выделяют шесть  особенностей современной международной  ситуации. (Согласно «Голубой книги  дипломатии Японии» за 1996 год.)

Во-первых, это  глобализация экономики и углубление отношений взаимозависимости внутри международного сообщества.

Складывающиеся  под воздействием внешней торговли и инвестиций единые рынки, взрывоподобное развитие средств связи, информации, транспорта делают наш мир все более тесным. Наряду с этим в экономической, военной областях, в области обеспечения безопасности и многих других углубляются отношения между различными субъектами, которые в этих областях действуют. Например, резко увеличивается доля внешней торговли во всем объеме валового внутреннего продукта, ВВП, производимого в мире: в 1970 году она составляла около 18 процентов, в 1980 - 32 процента, в 1995 - около сорока.

Глобализация  и взаимозависимость означают, что, с одной стороны, повышается уровень жизни людей, а, с другой стороны, возрастает конкуренция, не признающая национальных границ. Очень важно определить, каким образом обратить этот процесс на пользу и процветания человечества.

Япония умело  использовала процесс глобализации. Как я уже написала выше, с 1985 года из-за роста иены Япония стала переводить свои производства в азиатские и другие страны. Таким образом, наряду с помощью в экономическом развитии стран Юго-Восточной Азии Япония смогла повысить эффективность своей внутренней экономики. Одновременно в Японии отказываются от излишних административных норм и ограничений и проводят разнообразные реформы. Тем самым мы готовимся к выживанию в эпоху «великой конкуренции».

Второй особенностью является то, что, благодаря окончанию  холодной войны и краху коммунизма как чуждой идеологии, принципы свободы, демократии, рыночной экономики нашли еще большее распространение среди людей и еще глубже проникли в их сознание. Для того чтобы система рыночной экономики могла беспрепятственно функционировать, необходима прочная основа в виде системы, гарантирующей, помимо прочего, право частной собственности и свободные права [граждан]. Это - неотъемлемое условие для торжества свободы и демократии. В каждой стране процесс внедрения такой системы и ее закрепления идет по-своему. Однако в попытках внедрения и укрепления такой системы следует быть осторожным, чтобы неумелыми действиями не вызвать нежелательную реакцию.

Что касается Японии, то она будет оказывать еще  большую помощь тем странам, которые  заново переходят на путь демократии и рыночной экономики.

В качестве третьей  особенности укажу на многослойный и многогранный характер структуры  международной политики. Структура  периода холодной войны была двухполюсной, где полюсами были США и СССР. Сегодня же мировая структура слишком сложна и многообразна, чтобы ее можно было оценить единой формулой многополюсного общества. Сегодня в международном сообществе одновременно действуют, по крайней мере, четыре категории структур различного уровня. Первая - это структуры глобального порядка: такие как ООН, Всемирная торговая организация или ВТО, «Большая восьмерка», ОЭСР. Вторая категория - это АТЭС, Региональный форум АСЕАН, Европейский союз, НАТО, ОБСЕ, Ассоциация свободной торговли Северной Америки или НАФТА и другие структуры регионального уровня. Третья - это структуры межрегионального сотрудничества типа Встреч Азии и Европы (ASEM) или Новой повестки дня для Атлантического океана. Наконец, четвертая категория структур - двустороннее сотрудничество, такое, как у Японии и США. Все эти структуры функционируют, наслаиваясь, переплетаясь и дополняя друг друга. В ходе этого ведущие державы, которые обладали мощью, превышавшей определенный уровень, постепенно договариваются между собой и вырабатывают систему, которая возьмет на себя ведущую роль в построении и поддержании [международного] порядка. С этой точки зрения представляются весьма важными подписание договора о сотрудничестве России и НАТО и вступление России в АТЭС. Не меньшее значение имеют и подтверждение Японией и США важности их двусторонней системы обеспечения безопасности, а также Красноярская договоренность Японии и России о приложении ими усилий к полной нормализации их двусторонних отношений. Четвертая особенность - это тот факт, что качественно и количественно растет внимание к так называемым «проблемам глобального характера». Четкого определения этого термина не существует. Однако все эти глобальные проблемы объединяет одно качество: их воздействие сказывается повсеместно на планете либо на достаточно обширных территориях, и для их решения требуется международное сотрудничество, выходящее за рамки национальных границ. К таким проблемам относятся: потепление земного климата и другие мировые экологические проблемы, СПИД и другие новые эпидемические заболевания, наркотики, международная преступность, терроризм, ядерная безопасность, проблема беженцев и другие.

Пятая особенность - это начавшийся в мире после  холодной войны рост национального  сознания. В результате прекращения  противостояния Востока и Запада идеологическое противоборство перестало  быть основным движущим фактором в международном сообществе. Вместо него, как представляется, в международном сообществе набирает силу воздействие национального фактора, то есть сознание своей принадлежности к той или иной национальности. Широко известно, что региональные конфликты, которые стали один за другим возникать после окончания холодной войны, главным образом разгорались на почве национальной или религиозной розни. С одной стороны, бывают случаи, когда национализм выливается в простой патриотизм. Но, с другой стороны, как ясно показывают примеры бывшей Югославии и бывшего СССР, в тех многонациональных государствах, где теряется общая ясная идея, объединяющая народ, национальное сознание может вызвать ослабление и распад государства.

Шестой особенностью является размывание роли «государства» или «принципа государственности». Разумеется, государство и сейчас играет полностью главенствующую роль в жизни людей. И в международных отношениях по-прежнему неизменным остается принцип государственного суверенитета.

С другой стороны, в результате глобализации и повышения  важности глобальных проблем, а также  в результате роста в ряде регионов национального сознания сейчас наблюдается  такое явление, как размывание значения и роли государства. Если раньше эти  роль и значение были абсолютными и всеобъемлющими, то теперь они становятся в жизни людей достаточно относительными. Самым ярким проявлением изменения роли и значения государства представляется, пожалуй, Европа, проводящая интеграцию.

При этом в Африке, например, и в ряде других регионов проблема утраты государством абсолютного характера вовсе не является актуальной. Там дело обстоит совсем наоборот: никак не удается утвердить государство как таковое. Все это делает еще более сложными проблемы, связанные с принципом государственности.

4. Задачи японской  внешней политики.

Целью внешней  политики Японии является обеспечение  стабильности и процветания страны и богатой и мирной жизни ее граждан. В Японии глубоко осознали, что для достижения этой цели она  должна предпринимать активные усилия для создания и поддержания стабильной глобальной системы. В период холодной войны и существования двухполюсной системы «Восток - Запад» Японии приходилось действовать, так сказать, «в заданных рамках», как одному из членов Западного лагеря. Сегодня же задача японской дипломатии представляется так: играя активную политическую роль, соответствующую ее экономической мощи, Япония также должна активно участвовать в выработке новой системы на самых различных форумах и на любых уровнях, а затем прилагать усилия для поддержания этой системы. Остановлюсь далее на главных направлениях японской внешней политики.

4.1. ООН

С самого своего вступления в ООН Япония сделала  одной из основ своей внешней  политики уважение к этому форуму и всемерно содействовала его работе. В Японии, в частности, осознают возрастание роли, которую ООН может играть в решении разнообразных задач, вставших перед международным сообществом после окончания холодной войны. Япония активно участвует в миротворческой деятельности ООН, направленной на предотвращение и разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах. Она покрывает более шестнадцати процентов расходов ООН на операции по поддержанию мира. Одной из острейших проблем в мире стала проблема беженцев, которых сейчас насчитывается около тридцати миллионов. Поэтому японское правительство одной из главных составляющих своего вклада в урегулирование региональных конфликтов считает участие в решении проблемы беженцев

Информация о работе Послевоенные экономические реформы в Японии