«Новый курс» Франклина Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение одной из самых важных социально-экономических программ США - «нового курса» Ф. Рузвельта и вопросов ее законодательного закрепления в различных нормативно-правовых актах.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику и рассмотреть предпосылки для формирования «нового курса» Ф. Рузвельта; раскрыть содержание «нового курса» Ф. Рузвельта;
рассмотреть основные социальные, экономические, финансовые и сельскохозяйственные реформы, которые составляют сущность «нового курса» Рузвельта; изучить каким образом и где нашли свое законодательное выражение все указанные реформы.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика «нового курса» Рузвельта 5

1.1.Предпосылки формирования «нового курса» 5

1.2.Содержание «нового курса» 7

2. Законодательное закрепление «нового курса» Рузвельта 13

2.1.Законодательное закрепление финансовой реформы и реформы промышленной системы 13

2.2.Законодательное закрепление сельскохозяйственной реформ 20

2.3.Законодательное закрепление социальной реформы 23

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

обработка.doc

— 141.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

                                Содержание 

     Введение                                                                                                       3                                                                                             

  1. Общая характеристика «нового курса» Рузвельта                              5                           

1.1.Предпосылки формирования «нового курса»                                     5                    

1.2.Содержание  «нового курса»                                                                 7

     2.  Законодательное закрепление  «нового курса» Рузвельта                 13

     2.1.Законодательное закрепление  финансовой реформы и реформы  промышленной системы                                                                                 13

     2.2.Законодательное закрепление сельскохозяйственной реформ       20                                                                                            

    2.3.Законодательное закрепление  социальной реформы                         23

    Заключение                                                                                                   29

    Список  использованной литературы                                                         31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Введение 

Франклин  Делано Рузвельт — 32-й президент  США, центральная фигура в мире событий  середины XX века, возглавлял США во время мирового экономического кризиса  и Второй Мировой войны. Единственный американский президент, избиравшийся более чем на два срока.

То, что  внес Франклин Рузвельт как дальновидный государственный деятель и дипломат в американскую политику (имея в  виду ее практический и идеологический аспекты), при всей неоднозначности этого вклада обеспечили ему особое место в национальной истории рядом с Вашингтоном, Джефферсоном и Линкольном. О роли же Рузвельта в становлении позитивной традиции в советско-американских отношениях можно сказать словами Г. Гопкинса. "Рузвельт... - говорил он на встрече с советскими руководителями в Москве в мае 1945 года, - не упускал из виду того факта, что экономические и географические интересы Советского Союза и США не сталкиваются. Казалось, что обе страны прочно встали на путь, и но, Гопкинс, уверен, что Рузвельт был в этом убежден, который ведет к разрешению многих трудных и сложных проблем, касающихся наших обеих стран и остального мира. Шла ли речь о том, как поступить с Германией или с Японией, или о конкретных интересах обеих стран на Дальнем Востоке, или о международной организации безопасности, или, и это не в последнюю очередь, о длительных взаимоотношениях между Соединенными Штатами и Советским Союзом - Рузвельт был убежден, что все эти вопросы могут быть разрешены и что в этом его поддержит американский народ." Франклин Рузвельт был прирождённым дипломатом, о чём свидетельствует высказывание посла США в Японии Дж. Грю: "У нас никогда не было президента, который высказывал бы такой непосредственный интерес к дипломатической службе"

Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. В своей совокупности они  сформировали новую систему регулирования  социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

Актуальность  темы исследования. Период Нового курса  занимает в истории США особое место. Он, как система правительственных  мер администрации президента Ф.Д. Рузвельта, направленных на преодоление  последствий кризиса в социально-экономической, политической, духовной сферах развития, характеризовался тем, что именно в 1932-1941 годах самим ходом социального развития в центр политических дискуссий был поставлен вопрос о привлечении интеллектуальной элиты к решению возникших в период Великой Депрессии проблем. Программа «нового курса» являла собой позитивную социальную программу, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования, и законодательного регулирования экономики по областям.

Целью данной контрольной работы является изучение одной из самых важных социально-экономических программ США - «нового курса» Ф. Рузвельта и вопросов ее законодательного закрепления в различных нормативно-правовых актах.

В ходе исследования были поставлены следующие  задачи: дать общую характеристику и рассмотреть предпосылки для  формирования «нового курса» Ф. Рузвельта; раскрыть содержание «нового курса» Ф. Рузвельта;

рассмотреть основные социальные, экономические, финансовые и сельскохозяйственные реформы, которые составляют сущность «нового курса» Рузвельта; изучить каким образом и где нашли свое законодательное выражение все указанные реформы.

1. Общая  характеристика «нового курса»  Ф. Рузвельта 
 

1.1 Предпосылки  формирования «нового курса» Ф. Рузвельта

После кратковременного промышленного бума 1919 года, когда США значительно  увеличили экспорт, американская экономика  столкнулась с серьезными трудностями.

Летом 1920 года началось падение производства, которое достигло самой низкой точки весной 1921 года. Объем внешней торговли сократился вдвое. Реальная заработная плата рабочих снизилась на 25-50%, все увеличивалась безработица. Однако этот экономический кризис, являясь чисто американским, не был продолжительным. Уже в 1922 году в США начался промышленный подъем.

В 1922-29 годах происходил бурный рост промышленного  производства. К концу этого периода  США выпускали промышленной продукции  больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые.

Однако  в экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 годов.

Для некоторых  категорий населения «процветание»  между 1922 и 1929 годами так и осталось недостижимым фантомом. Это относится  к рабочим некоторых отраслей промышленности (добыча угля, большинство отраслей легкой промышленности), мелким предпринимателям, вытесняемым крупным капиталом и к фермерам. Сельское население нищало под ударами затяжного аграрного кризиса.

«Ножницы» между ценами на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию все время раздвигались, что вело к разорению и обезземеливанию фермеров.

Оказавшееся в тисках кризиса перепроизводства, больше всего заинтересованное в  правительственном вмешательстве, фермерство и в целом аграрный сектор экономики были прообразом очень недалекого будущего всей экономики.

Ущемление прав работников, гонения на их забастовочную  и политическую деятельность, безудержная  проповедь индивидуализма и расизма, презрение к неудачникам и  обездоленным пустило глубокие корни, создавая условия, как выразился Рузвельт, возвращения эпохи «нового экономического феодализма» - абсолютного, ничем не ограниченного произвола олигархической верхушки общества. Стремительное падение курса акций на нью-йоркской бирже в октябре 1929 года возвестило начало экономического кризиса, который потряс весь капиталистический мир.

По своему характеру он представлял собой  циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной  покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки.

Наиболее  разрушительное воздействие кризис оказал на экономику США, отбросив ее к уровню 1913 года. Промышленное производство упало до самой низкой точки в июле 1932 года. Число безработных составило 17 млн. человек - почти 14% населения.

Особенно  значительное падение выпуска продукции  произошло в тяжелой индустрии. Национальный доход сократился почти вдвое, а объем внешней торговли - втрое. Вывоз капитала был почти полностью прекращен. В США обанкротилось свыше 5 тысяч банков. Десятки тысяч мелких фирм разорились или были поглощены корпорациями.

Обострялась социально-политическая обстановка: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт- кандидат от демократической партии.

 Еще накануне выборов 1932 г. Рузвельт сознавал глубже и острее, чем кто-либо другой в Демократической партии, необходимость назревших перемен. Рузвельт сумел убедить руководство демократической партии в том, что партии необходимо придать новые черты, символизирующие ее близость к массам, переориентировать партию в свете приближающихся выборов на задачу завоевания большинства избирателей после ее двенадцатилетнего пребывания в оппозиции.

Рузвельт  призвал партию укрепить ее массовую базу за счет привлечения под знамена партии демократических слоев населения - рабочих, фермерства, средних городских слоев. Он заявил: «В стране нет места для двух реакционных партий». Население ждало альтернативы, нового курса. Предложенная Рузвельтом предвыборная программа, направленная на поиск новых путей выхода из кризиса, программа, обращенная к простому человеку, получила название «Новый курс». 
 

1.2 Содержание  «нового курса» Ф. Рузвельта

Основой политики Ф. Рузвельта, получившей название «Нового курса», стала идея активного  государственного регулирования, направленного на изменения распределительного механизма американской экономики и обеспечения социальной защиты «забытого американца у подножья экономической пирамиды».

Как правило, в осуществлении «нового курса» Рузвельта историей выделяется два самостоятельных этапа.

I этап  «Нового курса»

Важным  мотивом идеологии и практики Нового курса с самого начала был  поворот лицом к “забытому  человеку”: после 1935 г. этот мотив вообще вышел на ведущее место. Рузвельт включал в понятие “забытых людей”, фактически десятки миллионов простых американцев: тех, кто не имел работы, достаточных средств для сносного существования, крыши над головой. Эти американцы, по утверждению Рузвельта, составляли не менее одной трети нации. Отсюда следовал призыв к простым американцам: поддержите реформы, проводимые “сверху” в интересах “забытого человека”, давлением “снизу”, ибо только это и может гарантировать успех. Призыв к народу был услышан, что способствовало складыванию в ходе Нового курса широкой либерально-демократической

коалиции, которую поддерживали не только буржуазия, но также фермерство и рабочий  класс.

Появление Нового курса было вызвано множеством причин. Безусловно, первоочередную роль сыграли факторы экономического и социального характера - небывалое падение производства, громадный скачок безработицы, потеря доверия к финансовым институтам и т.п. Вместе с тем события в мире в то время развивались таким образом, что, по мнению американских специалистов 30-ых годов, нельзя было полностью отбрасывать угрозу какого-то повторения на американской земле варианта итальянского или германского фашизма или советского социализма.

В команде  Ф. Рузвельта оказалось больше практиков - банкиров, юристов, бизнесменов, менеджеров, а не людей из университетов и исследовательских центров. Главная задача была - действовать, не откладывать принятие решений. Получилось так, что нетрадиционные подходы правительства к решению экономических и социальных проблем могли оказаться выходящими за рамки законов и Конституции. Иначе говоря, масштабность и глубина вставших перед страной проблем не вмещались в существовавшее правовое пространство, ибо последнее формировалось при иных исторических обстоятельствах и предпосылках. В этих условиях автору Нового курса потребовалось немало мужества, чтобы убедить американский конгресс предоставить ему чрезвычайные полномочия. Как показала историческая практика, предпосылки программы Рузвельта превратились затем в реальные меры Нового курса. Причем впоследствии принятие любого акта обязательно сопровождалось утверждением соответствующего механизма и соответствующей структуры по реализации намеченных дел. Ни один акт Нового курса не оказался принятым лишь для "галочки", для "сохранения" политического лица, эффективность и действенность различных аспектов экономической политики Рузвельта не могла быть одинаковой. Поставив в центр правительственной политики задачу поддержания предпринимательской активности, Рузвельт предложил целый комплекс мер активного влияния на экономику. Основными в экономической системе Нового курса являлись следующие мероприятия:

1) оказание  поддержки финансово-банковской  системе и промышленным и торговым  предприятиям при помощи крупных  займов и субсидий;

2) стимулирование  частных инвестиций при помощи  налоговых льгот;

3) стабилизация  падающих цен путем девальвации  доллара и допущения усиления  инфляционных тенденций;

4) принудительное  картелирование промышленных предприятий;

5) государственное  регулирование уровня промышленного  производства;

Информация о работе «Новый курс» Франклина Рузвельта