Княжеские усобицы в древней Руси

Дата добавления: 04 Декабря 2010 в 09:29
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: доклад
Скачать полностью (4.57 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Документ Microsoft Word.doc

  —  26.00 Кб

История России 10 -13 век

Княжеские усобицы  в древней Руси 

Тяжким бременем на жителей Руси ложились княжеские  усобицы. Со второй половины XI века они  становятся обычным явлением. Князья боролись друг с другом за лучшие земли  и города. Часто они приглашали скандинавов, печенегов, половцев, венгров, поляков принять участие в походе на русские земли. Вспоминая жесточайшую войну за Черниговскую область, развязанную князем Олегом Святославичем (Гориславичем) в конце XI века, автор «Слова о полку Игореве» писал: «Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял... Тогда при Олеге Гориславиче засеивалась и росла усобицами, погибала отчина Дажьбожьего внука, в крамолах княжих век человеческий сокращался. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля, а галки свою речь говорили, лететь собираясь на поживу». В XI—XIII веках особенно ожесточенная борьба шла за Киев. Летописец заметил: «И кто же не полюбит Киевское княжение, ведь вся честь и слава, и величество, и глава всем землям русским — Киев!» В 1169 году войска владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского штурмом овладели древней столицей Руси и ограбили ее. Пострадали даже киевские святыни — Десятинная церковь и Софийский собор. Многие городские кварталы, а также загородные резиденции и монастыри были сожжены. Союзники Андрея берендеи подожгли наземные строения Печерского монастыря. Множество киевлян было убито, захвачено в плен и продано в рабство.

Такой же разгром  «матери городов русских» учинил в 1202 году князь Рюрик Ростиславич, захвативший Киев с помощью черниговских князей и половцев.

В эпоху феодальной раздробленности от междоусобиц  пострадали все крупные города, множество  средних и мелких, тысячи сел. Новгород-северский  князь Игорь Святославич вспоминал, как его войска разоряли город  Глебов: «...много убийств и кровопролития  совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части, жен же оскверняли. И то все сотворил я...».

Если в период единства Руси дружинникам киевских и иных князей практически всегда удавалось отразить внешнюю агрессию, то в эпоху феодальной раздробленности  положение изменилось. Княжеские «крамолы» привели к ослаблению русского воинства. Расположенные на южном пограничье русские области, не получая помощи от соседей, стали подвергаться систематическим нападениям половцев. Особенно усилили свой натиск кочевники в 70—80-е годы XII века. Половцы легко прорывали оборонительные рубежи, уничтожали крепости, жгли села, угоняли многих пленных в степи. Они «перерезали» Греческий, Соляной, Залозный торговые пути и лишили русских купцов возможности ездить по ним со своими товарищами. Только совместные походы русских дружин в конце XII века до некоторой степени ослабили агрессию половцев.

Описание работы
В эпоху феодальной раздробленности от междоусобиц пострадали все крупные города, множество средних и мелких, тысячи сел. Новгород-северский князь Игорь Святославич вспоминал, как его войска разоряли город Глебов: «...много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание.
Содержание
содержание отсутствует