Князь Александре Невском

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:26, биография

Описание работы

В то время новгородский княжеский престол, который занимал Александр, не был наследственным: Новгород сам приглашал к себе князей, вверяя им главным образом, военные и судебные дела, и сам же удалял их решением народного собрания — веча. Борьба враждовавших группировок новгородцев нередко перерастала в кровавые схватки и бунты. Князю Александру, как прежде его отцу — суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу, не раз приходилось покидать город из-за интриг противников.

Работа содержит 1 файл

князь Александр Невский.doc

— 160.00 Кб (Скачать)


13

 

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Самой известной фигурой на Руси XIII столетия был Александр Ярославич, святой благоверный великий князь, прозванный Невским, родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском, сын великого князя Ярослава Всеволодовича Второго.

Его отец, Ярослав Всеволодович, получил от Батыя ярлык на великое кня­жение. Этот документ, давший право на престол великого князя Владимирского, подлежал утверждению великим ханом монголов, ставка которого — Каракорум — располагалась в далёкой Центральной Азии, в пустыне Гоби. Возвращаясь из ставки в 1246 г., князь Ярослав скончался. Как предполагают историки, он был отравлен.

В то время новгородский княжеский престол, который занимал Александр, не был наследственным: Новгород сам приглашал к себе князей, вверяя им главным образом, военные и судебные дела, и сам же удалял их решением народного собрания — веча. Борьба враждовавших группировок новгородцев нередко перерастала в кровавые схватки и бунты. Князю Александру, как прежде его отцу — суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу, не раз приходилось покидать город из-за интриг противников.

Тем ярче в делах князя Александра выразилось присутствие Промысла Божиего, непостижимо меняющего судьбы целых народов. Он стоял у истоков грядущего государственного собирания земель русских и духовного становления единой Руси. Этому во многом способствовали его военные успехи.

Но не только военными победами послужил Руси князь Александр Невский. Порой ему приходилось идти на тяжкие унижения, смиряя себя.

Летописи сообщают, что в ставке Батыя, последовав наставлению митрополита Киевского Кирилла, Александр отказался исполнить обряд поклонения идолам. Незадолго до того подобное упорство стоило жизни благоверному князю св. Михаилу Черниговскому и его боярину Фёдору. Тем не менее, Батый допустил к себе князя Александра, который, совершив перед ним положенные поклоны, заявил: «Царь, тебе кланяюсь, потому что Бог почтил тебя царством, а твари (сотворённому предмету, идолу) не кланяюсь, ибо она для человека сотворена». Поведение Александра произвело на Батыя такое впечатление, что он обошёлся с ним милостиво.

Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову писания: “Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби“.

По свидетельству писателя его жизни, Александру были присущи мудрость и остроумие, душевная чистота, кротость нрава и отвращение к стяжательству, смиренность и соблюдение заповедей Господних.

Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского православия требовала защиты от латинского поругания. Чувствуя в православии утверждение истины для русской судьбы, Александр Невский стал защитником чистоты церковного вероучения.

Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой. Батый послал сказать князю: “Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?” Видя в случившемся попущение Божие, святой Александр добровольно склонился под старшинство татар.

Князю Александру неоднократно приходилось совершать опасные поездки в ставку Батыя и его преемников. Он добился создания там православной епархии, «расточал казну» на выкуп пленных.

Конечно, эти победы, одержанные новгородцами, были бы невозможны, не установи Александр с могущественной Золотой Ордой такие отношения, которые устраивали и князя и хана. Александр старался не давать монгольскому владыке повода для недовольства. Смерив свою гордость, он исправно отправлял в Орду дань, и даже сам ездил к хану на поклон, не скупясь на подарки. "Худой мир лучше доброй ссоры", - говорил князь в ответ на ропот и возмущения новгородцев. После нашествия Батыя из крупных русских городов уцелели только Новгород, Псков, Смоленск и Галич.

Издавна славилась своим богатством земля Новгородская, и монголы, конечно, знали об этом, и намерены были разорить и разграбить сильное цветущее княжество. Их войско даже начало продвигаться в сторону Новгорода, но, не дойдя до него всего сто верст, неожиданно повернуло назад. Батый посчитал, что и без того много своих воинов положил на Руси и решил поберечь силы. К тому же наступила весна, и началась распутица, разлившиеся из-за таяния снегов реки и озера, которых на подступах к Новгороду было видимо-невидимо, встали перед захватчиками неодолимой преградой.

Но, несмотря на то, что Батыевы полчища обошли стороной Новгородское княжество, оно тоже платило дань Золотой Орде. Двадцатилетний князь Александр рассуждал так: "Лучше откупиться от чужеземцев, но сохранить свою землю в целости, чем допустить ее  разорение, а потом все равно платить захватчикам дань". Он понимал, что, хоть Новгород и силен и поэтому зовется Великим, но не тягаться  ему с Ордой. Вот если бы вся Русь, все князья с удалыми дружинами поднялись на Батыя – тогда бы был толк! Но можно ли одолеть такого зверя только новгородскими силами? Александр был уверен – нет, нельзя.

Смертельной угрозой для русской жизни было еретическое латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог бы все силы  бросить на отражение агрессии Рима.

Шведский король давно зарился на богатые северорусские  земли. Пользуясь тем, что Русь лежала в развалинах после Батыева вторжения, и новгородцам не откуда и не от кого было ждать помощи, он в 1240 году отправил завоевывать Новгород и прилегающие к нему области своего военачальника Биргера.

Загордившись, Биргер прислал сказать князю Александру: “Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь и пленяю твою землю“. При войске состояли священники, предназначенные для “крещения” русских “дикарей”. Летом шведские отряды на ладьях вошли в Неву, к устью реки Ижоры, и стали станом.

Александр вышел навстречу с малою дружиною, но с твердою надеждою на Бога. Не всех воинов успел собрать князь: не было у него времени, каждый час был дорог, нельзя было медлить. И новгородцы, хотя их было гораздо меньше, одержали над шведами сражение на берегу Невы полной и блистательной победой. Сам князь ранил копьем Биргера в лицо, и тот кинулся спасаться к своему кораблю.

По свидетельству летописцев, накануне невской битвы у новгородцев были хорошие знамения: дружине Александра явилась Богородица, а старейшина земли Ижорской видел святых Бориса и Глеба, посланных самим Иисусом  Христом  в помощь воинству.

С точки зрения военной стратегии положение Новгорода было безнадежным. В тот роковой день судьба всего православия зависела полностью от того, осмелится ли 20-летний  князь и новгородцы обнажить меч за свою веру. "И господь совершил чудо дивное, избрав орудием своего божественного промысла князя Александра, сына Ярославича" – с ликованием восклицает летописец. Сей достойный муж, обратившись с веселым лицом к народу, сказал: "Не в силе Бог, а в правде".

Дальнейшие действия Новгородского князя, на первый взгляд противоречащие здравому смыслу, можно объяснить только одним - ему было ниспослано свыше Божественное озарение.

Александр Ярославич не послал гонцов за помощью, не стал дожидаться, когда соберутся полки новгородские, а выступил в дружине малой, благословясь у архиепископа его Святой Софии. Он торопился поспеть на встречу со шведскими крестоносцами именно 15 июля, в день памяти  великого князя Владимира Святославовича – крестителя Руси.

Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной. Лишь наступившая ночь спасла пришельцев от полного разгрома – нагрузивши телами павших ладьи, враги под покровом тьмы ушли вниз по Неве в море.

Его возвращение в Новгород было триумфальным, все духовенство и народ встречали победителей. Митрополит Кирилл написал князю, что, наконец, православие обрело в его лице защитника, равного которому нет и не будет, а сам он навечно будет называться Невским. К этому следует только добавить, что еще при жизни за этот подвиг князь Александр Невский был наречен святым.

В 1242 году новгородская дружина во главе с князем Александром дала отпор немецким завоевателям. Немцы изменой взяли Псков и похвалялись быть в Новгороде. Но Александр освободил город внезапным походом, даже без особого труда. В сражении на берегу Чудского озера, у Вороньего камня, 5 апреля 1242 года рать Александра Невского полностью разбила высокомерного врага. Исход боя решил запасной полк, который по команде князя в самый разгар битвы нанес внезапный удар немцам с тыла.

Захваченных в плен немцев Александр распорядился отпустить, но   велел помнить самим и сказать другим следующие слова, актуальные в наши дни: "Кто на Русскую землю с мечом пойдет, тот от меча и погибнет". Знаменитая битва получила историческое название – Ледовое побоище.

Разгромленный орден был вынужден заключить мир на условиях Новгорода. Впоследствии Александр преподал целый ряд жестоких уроков литовским князьям, совершавшим набеги на Русь, Ливонскому ордену и шведам, перенося военные действия на вражескую территорию.

Этой победой был положен конец притязаниям крестоносцев, что, однако, вовсе не означало прекращения многолетней вражды. Немцы, хоть и оставили мысль вслед за Ливонией поработить северные русские земли, но не раз вступали с псковскими отрядами в кровавые столкновения. За год до своей кончины Александр Невский опять воевал против Запада: в поход на Юрьев-Ливонский рыцарский Орден он послал сына Дмитрия и брата Ярослава.

Шведы в 1256 году попытались, было отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на реке Нарве, но при этом слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками, побежали обратно. Чтобы еще больше их устрашить, Александр, несмотря на чрезвычайные трудности зимнего похода, проник в Финляндию и завоевал поморье.

Есть известия, что папа Иннокентий в 1261 году прислал к Александру двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа обещал помощь ливанцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто подчиниться Римскому престолу, и принять католичество. По рассказу летописцев Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил свою священную историю, и в заключение сказал: "Сия вся сведаем доброе, но от вас учения не принимаем".

После смерти Батыя власть в Золотой Орде принял его младший брат Берке. И вздумал он поголовно переписать все местное население, и каждого обложить поборами. Великий заступник народа князь Александр поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонационального Российского государства, включавшее в последствии в пределы Русской Церкви почти все население Чингис-Хана до берегов Тихого океана.

Но очень дорогими подарками пришлось откупаться за великую идею спасения русских земель. Доволен остался Берке дарами, и, показывая, что сменил гнев на милость, принимал Александра как почетного гостя. Был хан с русским князем ласков, обходителен, говорил сладкие речи, но задумал недоброе. Велел он подсыпать ему в еду и питье смертельного яда, который убивает человека не сразу, а постепенно, в течение длительного времени.

Из Орды отравленный Александр уезжал, чувствуя хворь и немощь. С каждым днем ему становилось все хуже. В дороге он совсем занемог, и, не добравшись до Владимира, в Городце-на-Волге, он принял монашеский постриг под именем Алексия, и умер 14 ноября 1263 года, так и не добравшись до дома.

После смерти Александра Невского митрополит Русской православной церкви сказал: "Закатилось солнце земли русской". Он был погребен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. При отпевании якобы произошло чудо: обычно покойнику кладут в сложенные руки духовную грамоту, а мертвый князь будто взял ее сам. Александр Невский был причислен к лику святых.

КОНЧИНА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Ночь на дворе и мороз.

Месяц — два радужных светлых венца вкруг него…

По небу словно идет торжество;

В келье ж игуменской — зрелище скорби и слез…

Тихо лампада пред образом Спаса горит.

Тихо игумен пред ним на молитве стоит.

Тихо бояре стоят по углам;

Тих и недвижим лежит, головой к образам…

Князь Александр, черной схимой покрыт…

Тихо лампада перед образом Спаса горит…

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит.

Там, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним.

Видит он: облитый словно лучом золотым,

Берег Невы, где разил он врага...

Вдруг возникает там город. Народом кишат берега,

Флагами веют цветными кругом корабли...

Гром раздается; корабль показался вдали...

Правит им кормчий с открытым высоким челом,

Кормчего все называют царем...

Гроб с корабля поднимают, ко храму несут,

Звон раздается, священные гимны поют...

Крышку открыли... Царь что-то там говорит...

Вот перед гробом  земные поклоны творят...

Следом все люди идут приложиться к мощам...

В гробе ж — князь видит — он сам...

Тихо лампада пред образом Спаса горит...

Князь неподвижен лежит...

Словно как свет над его просиял головой –

Чудной лицо озарилось красой...

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело —

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце  зашло!»

А. Майков

 

Сами по себе заслуги правителя и воина перед своим народом не определяют его святости. Государственные деятели и полководцы чаше других вынуждены брать на себя грехи, вытекающие из сложившегося до них несовершенного устроения земной жизни. Грехи князя Александра искуплены его предсмертным покаянием и монашеским постригом, а в благодарной памяти потомков остался св. Александр — защитник, попечитель и созидатель будущего возрождения Русской земли.

Информация о работе Князь Александре Невском