Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване Грозном

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Почти в одно и то же время, в 16 веке на территориях Европы и нынешней России воз-никают совершенно разный мировоззренческий уклад людей, а в связи с этим разные уровни идеологий, мироощущений людей, их прав и обязанностей. На территории Европы достигло своего расцвета Эпоха Возрождения, уже как Реформация, а на территории Руси еще господствовал Самодержавно – монархический строй с религиозными чертами и сопровождаемый террором со стороны власти Ивана Грозного. Такие явления не могли не повлиять друг на друга и не оставить конкретных вопросов в истории: как осуществлялись политика – правовые течение в разных странах, на каком уровне было развитие России и Запада, какое положение занимала церковь, как это отразилось на мироощущении людей и их духовной жизни?

Содержание

Введение. 3
Социально и идейные предпосылки. 4
Эпоха Возрождения и Реформации. 4
Эпоха и личность Ивана Грозного. 5
Идея личности Ивана Грозного. 5
Краткая характеристика правления. 6
Политические и правовые учения. 7
Политические и правовые учения Реформации. 7
Политическое учение эпохи Ивана Грозного и господствующие мировоззрения. 11
Мировоззрение эпохи Возрождения. 13
Культура и искусство. 15
Культура во времена правления Ивана Грозного. 15
Роль искусства в Эпохе Возрождения. 17
Сравнительная характеристика основных черт Эпохи Ивана Грозного и Эпохи Возрождения. 19
Заключение. 22

Работа содержит 1 файл

реферат история .docx

— 70.71 Кб (Скачать)

Институт Прикладной Экономики и Менеджмента

БГА РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эпоха  Возрождения на Западе

и Особенности развития России при  Иване Грозном»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Филипьева Е.

Группа У–11

Проверила: Рябцева Н.Л.

старший преподаватель

 

Калининград

2009г.

 

 

Оглавление

Введение. 3

Социально и идейные предпосылки. 4

Эпоха Возрождения и Реформации. 4

Эпоха и личность Ивана Грозного. 5

Идея  личности Ивана Грозного. 5

Краткая характеристика правления. 6

Политические и правовые учения. 7

Политические и правовые учения Реформации. 7

Политическое учение эпохи Ивана Грозного и господствующие мировоззрения. 11

Мировоззрение эпохи Возрождения. 13

Культура и искусство. 15

Культура во времена правления Ивана Грозного. 15

Роль искусства в Эпохе Возрождения. 17

Сравнительная характеристика основных черт Эпохи Ивана Грозного и  Эпохи Возрождения. 19

Заключение. 22

 

 

 

 

 

  

Введение.

Почти в одно и то же время, в 16 веке на территориях Европы и нынешней России возникают совершенно разный мировоззренческий уклад людей, а в связи с этим разные уровни идеологий, мироощущений людей, их прав и обязанностей. На территории Европы достигло своего расцвета Эпоха Возрождения, уже как Реформация, а на территории Руси еще господствовал Самодержавно – монархический строй с религиозными чертами и сопровождаемый террором со стороны власти Ивана Грозного.  Такие явления не могли не повлиять друг на друга и не оставить конкретных вопросов в истории: как осуществлялись политика – правовые течение в разных странах, на каком уровне было  развитие России и Запада, какое положение занимала церковь, как это отразилось на мироощущении людей и их духовной жизни?

Эпоха Возрождения  в период 16 века принесла   общественные восстания крестьян и плебеев, боровшихся простив феодализма, против влияния церкви, и за социальную справедливость. Все это нашло свое воплощение в Крестьянской войне в Германии  (1524-1526)  - вызвана усилением феодального гнета; и  нидерландская революция (1566-1609) , проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. За время правления Ивана Грозного основными событиями являлись: (1549)  созыв Земского собора,(1550) принятие нового «Судебника», годы опричнины (1565-1572). Террор в особенности во второй половине правления Грозного имел доминирующую и характерную роль. Смутное время явилось итогом эпохи террора.  Последствия опричнины стало опустошение и разорение земель, и дальнейшее закрепощение крестьян, недовольство населения, уставшего от разрухи и голода, нарастание кризиса внутреннего феодального сословия из-за увеличения служивых людей и сокращения феодально-поместных земель в ходе порухи 70-80 г.г. 16 века.

Целью работы является выявить особенности развития России 16 века, общие и отличительные черты политического строя, идеологий, роли человека России от эпохи Возрождения. Углубленно рассмотреть основные течения и концепции эпохи Возрождения и провести сравнительный анализ с политикой Ивана Грозного, идеологией, культурой России 16 века. Выявить положительное и отрицательное влияние. Сделать вывод.

 

 

Социально и идейные предпосылки.

Эпоха Возрождения и Реформации.

Возрождение и Реформация – самые  крупные и знаменательные события  позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, по своей социально-исторической сути они представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие  устои старого, средневекового общества.

Разрыв с господствовавшим феодальным укладом жизни, утверждение принципиально  новых стандартов человеческого  бытия – вот что составило  основное содержание Возрождения.

Термин «Возрождение», введенный  в литературный оборот примерно в  середине 16 в., сперва обозначал факт воскрешения, возобновления в духовной культуре тех выдающихся достижений античной цивилизации, которые были утрачены в эпоху средневековья. В настоящее время он употребляется  для целостной характеристики комплекса  существенных исторических перемен, таких, как генезис капиталистических  производственных отношений, постепенное  возвышение буржуазии в борьбе с  феодальной реакцией, резкое обострение социально-политических конфликтов, складывание  национальной государственности и  абсолютных монархий. В число перемен  подобного рода входят также: кризис римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, гуманистическиой системы мировоззренческих и  этических ценностей, расцвет опирающегося на идеи гуманизма искусства и  т. д.

Слово-призыв «Реформация» вошло в  обиход раньше, чем термин «Возрождение». Уже в 14-15вв. оно часто фигурировало у тогдашних идеологов, выражавших с его помощью мысль о необходимости  совершенствовать, улучшать церковь, мирские  порядки, правовые институты и др. Пик реформационного движения приходится на 16в. Главным очагом Реформации была Германия.

Общим звеном, объединявшим Возрождение  и Реформаию в один социокультурный  феномен, являлись присущие им обоим  моменты ломки феодальных и возникновения  раннекапиталистических отношений, усиления авторитета буржуазных прослоек общества, критики официальной церкви и  перестройки религиозных учений, серьезного сдвига в сторону секуляризации  общественного сознания.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся  им представления о государстве, политике, праве, законе из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных государством и католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта социальная позиция определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государствоведческих идей, теоретико-правовых построений, нужных для решения исторических задач, которые вставали пред деятелями Возрождения и Реформации.

Эпоха и личность Ивана Грозного.

Идея  личности Ивана Грозного.

Иван IV Васильевич Грозный (25.08.1530—18.03.1584). Великий князь с 1533, русский царь (1547), православный мыслитель.

Одаренный от природы умом, чуткостью  и самыми возвышенными порывами души, весьма начитанный в Священном Писании, царь Иван Грозный равно был искалечен  своеволием и самодурством бояр. Он не любил этих бояр, съехавшихся  из отнятых у них княжений в  Москву, откуда они хотели править  государством в качестве верхнего правительственного слоя. «Подобно бесам от юности моей вы поколебали благочестие и Богом данную мне державную власть себе похитили», — говорил он и выводил измену, которую видел в непризнании нового вводимого им принципа верховной власти. Их требованиям породы он противопоставил свою теорию управления, основанную на Божественной миссии свыше, миссии, получившей свою печать в поставлении Церковью, в его венчании на царство.

 Для своего времени Иван VI был неплохо образованным человеком,  о чем свидетельствует дошедшая  до нас его переписка с князем  Курбским, где царь часто прибегает  к пересказу различных сюжетов  из церковной литературы, цитирует  Писание. Во внутренней политике  постоянно доминантой Грозного  был беспощадным кровавый террор, особенно усиливавший после создания  опричнины(1565).

В истории русского народа Иван Грозный  был личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и  в историческую науку. Для большинства  историков это была психологическая  проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых  она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был  ли Грозный нормален умственно. Но уже  в трудах Соловьева и Платонова  были сделаны попытки подойти  к этому вопросу иначе: они  расценивали деятельность Ивана IV как  момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Н. П. Павлов-Сильванский увидел в  эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии.

Краткая характеристика правления.

  • Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой».
  • При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления, укрепить экономические и политические позиции.
  • В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя.
  • В 1565 г., после бегства князя Курбского в Литву, введена опричнина.
  • При Иване IV  были завоёваны и присоединены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, таким образом, к завершению царствования Ивана Грозного площадь Русского Государства стала больше всей остальной Европы.
  • В 1558—1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю.
  • В 1772 году в результате упорной многолетней борьбы положен конец нашествиям Крымского ханства (см. Русско-крымские войны), началось присоединение Сибири (1581).
  • Были установлены торговые связи с Англией (1553) а также Персией и Средней Азией, создана первая типография в Москве.

 

  • Внутренняя политика Ивана IV, после полосы неудач в ходе Ливонской войны и в результате стремления самого царя к установлению деспотической власти приобретает террористический характер и во вторую половину царствования отмечена учреждением опричнины, массовыми казнями и убийствами, разгромом Новгорода и ряда других городов.

 

  • Годы опричнины страшно ослабили русское государство. Противники России использовали внутренние раздоры в своих целях. В1571 г. татары смогли прорвать к Москве. Взять город они не успели – начались пожары, которые налетевшая буря обратила в настоящую катастрофу. За три часа город полностью сгорел. Погибло множество людей, в том числе и татар, пытавшихся грабит город.
  • По мнению некоторых историков, опричнину сопровождали тысячи жертв, и её результаты, соединившись с результатами длительных и неудачных войн, привели государство к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.

По мнению ряда других историков, итогом правления Ивана Грозного было сохранение Московской Руси как независимого государства; за время царствования к смертной казни были приговорены 4-5 тысяч  человек, что говорит об относительной  мягкости правления в сравнении  с другими странами в то время.

 

Политические и правовые учения.

Политические и  правовые учения Реформации.

В первой половине 16в. в Западной и  Центральной Европе развернулось широкое  общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической  и политической сути, антикатолицистское по своей идеологической форме. Оно  стало называться Реформацией. Главным  очагом стала Германия.

Сторонники Реформации разделились  на два лагеря. В одном из них  собрались имущие элементы оппозиции  – масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей. Все эти  элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления весьма умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне  и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное  переустройство мира на началах социальной справедливости, хотя, без сомнения, политические программы обеих течений  содержали и общие, характерные  для всей Реформации идеи.

Мартин Лютер (1483-1546)

У истоков Реформации стоял и  являлся крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла немецкий теолог Мартин Лютер. Один из исходных пунктов  лютеровского учения – тезис о  том, что спасение достигается исключительно  верой. Каждый верующий оправдывается  ею лично перед богом, становясь  тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь богу обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства являлась едва ли не первой версией принципа равноправия.

В своей концепции государства  М. Лютер предусмотрел, что в сфере  естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет  разумно тот монарх, который употребляет  власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский правитель  должен считать себя слугой, а не господином народа.

Информация о работе Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване Грозном