Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель данной работы состоит в систематизации экономических воззрений в средневековой Европе.
Задачи работы:
- выяснить особенности хозяйственных отношений в средневековой Европе;
- изучить экономические воззрения в период раннего средневековья;
- выявить особенности экономических взглядов канонистов (Св. Августин);
- исследовать эволюцию экономических мыслей в трудах европейских схоластов (Ф. Аквинский).
Введение 3
Глава 1. Экономические идеи в Европе в период раннего средневековья 5
1.1 Особенности развития хозяйственных отношений в средние века 5
1.2 Памятники экономической мысли раннего средневековья 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эволюция экономической мысли в Европе в период средневековья 15
2.1 Экономические взгляды католицистов (канонистов) 15
2.2 Учение схоластов и Ф.Аквинского 19
Выводы по главе 2 24
Заключение 26
Список источников 29
Однако
не нужно думать, будто из-за неизменности
религиозных принципов
В качестве вывода можно сказать следующее. Для средневековых богословов принципы христианства были «правилами», а экономическая мысль – «задачами». Когда они вырабатывали нормы экономического поведения христианина в каких-то случаях, они как бы применяли правила математики для решения задач. Менялись «условия задач» - требовалось отыскивать новые решения на основе тех же «правил». Примерно так развивалась экономическая мысль в средние века.
Фома Аквинский (1225-1274) – один из самых ярких мыслителей средневековой Европы. Поэтому, мы считаем необходимым осветить кратко основные моменты его биографии [1, c. 132].
Фома Аквинский - знаменитый итальянский схоластик (дословно «схоласты» - «люди школы»), сын графа Ландольфа Аквинского. Родился в 1225 или 1227 близ Аквино. Первоначальное воспитание получил у бенедиктинских монахов в монте Кассино; с 11 до 17 лет был послушником в Неаполе в ордене доминиканцев. Доминиканцы послали его в Париж, но по дороге он был перехвачен своими братьями и привезен в родовое имение: семья хотела заставить его выйти из ордена. Ему удалось бежать в Неаполь, где он и принял пострижение.
Орден послал его в Кельн к Альберту Великому, с которым Фома был в Париже в 1245. Уже в школе Альберта Аквинский обратил на себя внимание своими выдающимися способностями. В 1252 орден вновь послал философа в Париж для приобретения докторской степени, ради чего он написал сочинение "De ente et essentia" и "De principio naturae". Степень доктора Аквинский получил лишь в 1257, ибо Парижский университет в то время был в ссоре с доминиканцами. Докторат был приобретен им одновременно со знаменитым Бонавентурой.
Долгое время Аквинский учил с большим успехом в Париже и начал там свое главное произведение "Summa philosophiae, de veritate fidei catholicae contra gentiles" ("Сумма философии, об истине католической веры против язычников"), оконченное в Италии (в 1264), куда его вызвал папа Урбан IV, назначив профессором в Болонье. Умер Фома на пути в Париж в 1274. Папа Иоанн XXII канонизировал его в 1323 году. Полное собрание его сочинений издано в Риме в 1570 - 1571 в 17 томах.
Основная заслуга Ф.Аквинского состояла в систематизации и попытке научного истолкования огромного многообразия фактических данных, что дало ощутимую пользу для многих областей знаний, в том числе, для экономики.
Например, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в «нравственном усовершенствовании». Это убеждение вытекает из идеологии христианства, где даже экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души. В средневековой теории нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной целью. И потому на каждом шагу существуют ограничения, запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела.
В соответствии с догмами Аристотеля и традициями католической церкви, Ф.Аквинский осуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». Он писал, что, давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время - это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения. Среди средневековых философов общим было убеждение, что ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов. Интересно, тем не менее, что впоследствии теория процента и временной стоимости денег все-таки легла в основу классической экономики.
В отношении торговли средневековые схоласты, в том числе и Аквинский, были убеждены, что она представляет собой занятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь и может быть использована для честной цели. К тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, «измененной к лучшему». Но в то же время торговля - это опасное дело (в плане искушения) и человек должен быть уверен в том, что занимается ею ради всеобщей пользы и что прибыль, которую он извлекает, не превышает справедливой оплаты его труда.
Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться.
В соответствии с давними традициями христианства труд у Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие.
Значительные
трудности возникают с
Неприятие
чрезмерного богатства
Однако,
несмотря на негативное отношение в
целом к частной собственности,
торговле, и тем более к проценту,
они в реальной экономической
жизни существовали и не считаться
с этим было невозможно. И возникает вопрос
- а каковы в этих условиях критерии справедливости,
в том числе справедливого обмена и справедливой
цены?
Еще Аристотель, в противоположность тем,
кто требовал установления имущественного
равенства общины свободных, выдвигал
тезис, что распределение благ должно
строиться на принципах справедливости,
то есть «по достоинству». Это означало,
в свою очередь, справедливость существования
имущественного неравенства. Идею Аристотеля
воспринял и развил Ф.Аквинский. В его
представлении общество мыслилось как
иерархическое и сословное, где подняться
выше своего сословия грешно, ибо деление
на сословия установлено Богом. В свою
очередь, принадлежность к сословию определяет
уровень богатства, к которому должен
стремиться человек. Другими словами,
человеку дозволено стремиться к такому
богатству, которое необходимо для жизни
на уровне, подобающем его социальному
положению. Но стремление к большему -
это уже не предприимчивость, а жадность,
которая есть смертный грех.
Эти положения легли в основу рассуждений
Ф.Аквинского о справедливой цене. В период
средневековья дискуссия о справедливой
цене включала две точки зрения:
- первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;
- вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующее их сословию благосостояние.
Ф.Аквинский в своей теории справедливой цены вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует цену «сообразно вещи», то есть сообразно затрат труда и расходов (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Здесь эквивалентность трактуется как присвоение в обмене той доли благ, которая соответствует достоинству обменивающегося. Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена [4, c. 221].
Защита
привилегий правящих классов обнаруживается
в трудах Ф.Аквинского и в оправдании
правомерности получения
Наиболее значимые представители экономической мысли Европы в среднем и позднем средневековье - представители школы канонистов: ранней школы святой Августин Блаженный (353-430г.г.) и поздней школы Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 г.г.).
Следует признать Фому Аквинского наиболее крупной фигурой экономической мысли на позднем этапе ее развития. Его воззрения в работе «Сумма теологии» существенно разнятся от положений основателя раннего канонизма Августина. Это связано с его учетом реалий своего времени. Он выискивает новые объяснения социального неравенства и сословного деления общества. Не оспаривая святого Августина, Фома Аквинский двойственными характеристиками, схоластическими суждениями в целях компромисса и примирения с ранней школой, сумел диаметрально изменить суть первоначальных трактовок хозяйственных явлений и экономических категорий Августина.
Фома
Аквинский оправдывал социальное неравенство
людей, защищал частную собственность,
идеализировал натуральное
Наиболее важным из них является проблема "справедливой цены". Основанием обмена Аквинат считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает "справедливая цена", которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара "количеств труда и издержек". Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы "справедливой цены" у Аквината носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.
В своем
трактате Фома Аквинский рассматривал
и другие атрибуты товарного хозяйства.
В трактовке денег он придерживался
номиналистической теории их происхождения,
признавал необходимость их как
меры стоимости и средства обращения.
Его отношение к ростовщичеству
и торговле страдало противоречивостью.
С одной стороны, он осуждал ростовщичество,
а с другой – обосновывал
Сформулируем основные выводы по задачам, поставленным в работе.
Экономическая мысль в Европе в период раннего средневековья развивались на фоне постепенного перехода от натурального хозяйства и обмена к более производительной аграрной экономике, эпохе возникновения денег, зарождения ремесел и торговых отношений.
Первоначальные экономические принципы хозяйствования устанавливались монархами в легально-нравственных документах - «правдах». Такова, например, «Салическая правда» («Салический закон») - сборник экономико-юридического права салических франков, которая отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной.
Отличительные особенности видятся в том, что основные экономические проблемы, актуализировавшиеся в период раннего средневековья в Европе, сводились к проблемам отношений к земле, зарождению института купли-продажи, разделению населения на сословия, появлению и вхождению в обиход металлических денег как средства обмена.
Следует признать, что первичные истоки экономической мысли в период средневековья представлены церковнослужителями (Св. Августин). Это обусловлено тем, что в Европе существовала единая религия – христианство, которая стала единой философской базой как в области установления правопорядка, так и в сфере хозяйственной деятельности.
Основные идеи канонического учения применительно к экономике провозглашали единые ценности:
- вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
- нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
- «справедливая цена» - есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Тем не менее, систематическое истолкование и развитие идей канонизма, следует приписать итальянскому монаху Фоме Аквинскому (1225-1274).
Эволюцию экономических взглядов от Августина до Аквинского можно выразить следующими тезисами:
Информация о работе Экономическая мысль средневековой Европы