История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи………………………………………………..5

2. Этапы развития……………………………………………………………...6

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)…………8

Возникновение демографической науки (XIX век)………………………………8

Утверждение демографической науки (конец XIX —

первая половина XX века)……………………………………………………………...9

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)………………..9

Демография в СССР……………………………………………………………………9

Демография в РФ……………………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КР по дем-ии ГМУ 09305 Бондаренко ЕН.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

  высшего профессионального  образования

«Сибирская  академия государственной  службы» 

Институт  переподготовки специалистов

   Государственное и муниципальное управление

_________________________________________

   (кафедра)

   Демография

_______________________________________________________________________________________________

   (дисциплина) 
 
 

Письменное  контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

по  демографии

Тема: «История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи» 
 
 

   
   Студент  Бондаренко Е. Н.
     Группа  09305
     Дата  11.04.2011
     Преподаватель Шевцова Е.В.
      
      
   
 
 
 
Новосибирск 2011    
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

1. История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи………………………………………………..5

2. Этапы развития……………………………………………………………...6

Формирование  демографических  знаний (XVI — начало XIX века)…………8

Возникновение демографической науки (XIX век)………………………………8

Утверждение демографической  науки (конец XIX —

первая  половина XX века)……………………………………………………………...9

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)………………..9

Демография  в СССР……………………………………………………………………9

Демография  в РФ……………………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….12

Список  литературы……………………………………………………………13

 

Введение

      Демография  — наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле — малоизвестной) наукой для большинства наших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова “демография”, “демографический” в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Расширяется преподавание демографии на социологических, юридических и других гуманитарных факультетах университетов (правда, по-прежнему в стране нет ни одного учебного заведения, готовящего специалистов-демографов).

      Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются  на заседаниях различных представительных комиссий. К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.

      В первой половине 90-х годов наша страна вступила в стадию, без преувеличения  можно сказать, демографической  катастрофы. Эта катастрофа выражается прежде всего в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов (по которому мы сегодня на втором месте в мире после США), в относительно низкой продолжительности жизни населения, особенно мужского и сельского. С 1992 г. население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами. За прошедшие с 1992 г. шесть лет оно сократилось почти на 2 млн. человек, или на 1,3%, что может показаться небольшой цифрой. Однако при этом надо учесть, что убыль населения в некоторой мере компенсировалась миграционным притоком населения из-за рубежа.

      В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются  под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих.

      Знание  демографии, умение читать демографическую  информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос в немалой степени  зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics). Эта ветвь демографии изучает состав потенциальных потребителей и тенденции изменения этого состава, а также влияние демографических изменений на состояние потребительского рынка. Таким образом, некоторый уровень демографической образованности становится сегодня необходимым любому человеку, каким бы родом деятельности он ни занимался, в такой же степени, как и знакомство с другими гуманитарными предметами.  

 

История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи.

      История демографической науки долгое время  была связана с развитием эмпирической формы познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с  практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.

      Термин  «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или  Сравнительная демография» (A. Guillard, Eléments de statistique humaine ou Démographie comparée? — 1855). Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

      Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.

 

Этапы развития

      Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и её общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

      Конфуций (около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Поскольку нарушение этой пропорции может привести:

  • при малочисленности населения к ухудшению обработки пашни и к отказу от налогов;
  • при чрезмерной плотности населения к обнищанию, праздности, социальной напряженности.

      А значит необходимо государственное  регулирование роста населения  и принятие такой меры, например, как переселение жителей густонаселенных  районов в малонаселенные.

      Платон (428—347 гг. до н. э.) в учении об идеальном государстве выдвигал в качестве обязательного условия ограниченное число граждан 5040 человек свободного населения. Предлагал установить определенные нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Он писал: « определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось».

      Аристотель (384—322 гг. до н. э.) при рассмотрении проблем народонаселения идеальным считал государство с малочисленным свободным населением. Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, которая невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан, не будучи обеспечена землей, впадает в бедность. В отличие от Платона, Аристотель не был сторонником колонизаций как меры регулирования населения, а предлагал, например, узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых. Ежели, правила государства не позволяют этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь.

      В эпоху феодализма (может быть, за вычетом позднего средневековья) в странах Европы государственная власть всеми мерами способствовала увеличению населения. Это обусловливалось стремлением власти поддержать и увеличить свою политическую финансовую и военную мощь, состоящую по тем временам в многолюдности страны, в количестве воинов, в размерах налогов, которые могли собрать с населения большей численности. Поэтому и основная идея выражалась в том, что богатство общества и сила государства определяется: численностью населения. Однако подлинное начало формирования демографии как науки со всеми соответствующими атрибутами ориентацией на объективность, нацеленностью на выявление закономерностей, средствами для формирования базы данных (эмпирических фактов), эмпирическими обобщениями, методами исследования и обработки данных, математическими средствами выражения, расчетов и моделирования демографических процессов, — относится ко второй половине 17 в., когда развитие капитализма породило устойчивую потребность в изучении народонаселения. Исторически первым объектом научного изучения в демографии была смертность. Знание порядка вымирания поколения позволяло определить длительность жизни (а при постоянстве чисел рождений — также и численность населения) и рассчитывать при страховании жизни суммы выплат в зависимости от дожития. 

Формирование  демографических  знаний (XVI — начало XIX века)

      Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.

      Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в неё младенческую и детскую смертность.

      В конце XVIII — начале XIX века в США  были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий  учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил  внимание на проблемы «сохранения и  умножения российского народа». К тому же периоду относятся и работы Д. Бернулли и Л. Эйлера, посвященные математическому анализу смертности. 

Возникновение демографической  науки (XIX век)

      В XIX веке встал вопрос о роли и месте  демографии в социально-экономическом  развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция). 

Утверждение демографической науки (конец XIX —первая половина XX века)

      Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи  с чем в ряде стран принимаются  различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.

      В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки. 

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)

Информация о работе История изучения населения, практическое использование знаний о населении в различные эпохи