Государство Усуни

Дата добавления: 30 Октября 2013 в 07:28
Автор: n*********@inbox.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (23.76 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Усуни нуризкина.docx

  —  26.40 Кб

-План

 

  • Введение

 

  • Основная территория усуней

 

  • Хозяйство усуней

 

  • Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сакские племена вели преимущественно  скотоводческое хозяйство и находились в стадии перехода к кочевому образу жизни (эпоха ранних кочевников). В  языковом отношении они идентифицируются как восточно-иранские племена. Одновременно в письменных источниках этого времени  содержится упоминание некоторых племен, предположительно локализуемых на территории Казахстана. К ним, в частности, относятся  тура, даха, сака, сакатиграхауда, массагетов, савроматов, дериватов, сарматов, аланов, аорсов, исседонов и др. Племена  усуней, которые наследовали земли  саков тиграхауда, пришли в Семиречье  из глубин Центральной Азии. Во ІІ в. дон. э. усуни подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул "гуньмо" (куньбаг—князь над князьями). В китайских источниках оно называлось "Усунь-го" (Усуньское государство). Основная их территория располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по Шу и Таласу. На Востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней — Чигучен ("Город красной долины") находилась на берегу Иссык-Куля.

Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что  усуни принадлежали к восточноиранским племенам. Другие предполагают, что  усуни были предками тюрок. Название "Уйсун" носит одно из крупных  казахских племен.

Археологические данные, письменные источники свидетельствуют о  том, что общество усуней достигло уровня государственности. Термин "усунь" имеет несколько толкований. Он известен в китайском иероглифическом написании, его современное звучание идентично одному из казахских этнонимов – "уйсын". О также созвучен с этнонимом "асиан", а также "юечжи".

Существует еще одна трактовка  согласно которой у-сунь произносится как а-сман – "небо", возможно это страна Небо. При этом важно отметить, что "тянь-шань" - это "небесные горы", так что, вероятно это перевод местного наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с канглами. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой. Столицей усуней – Чигучен (город красной долины) – находился на берегу озера Иссык-Куль. Это укрепленный город с предместьями. Одни считают, что усуни принадлежат к восточно-иранским племенам, другие – что они предки тюрок и говорили на тюркском языке.

В конце первого тысячелетия  до нашей эры на территории Жетису, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских  источников, как "Страна Усунь". Усуни  обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н. э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, - в Семиречье  и Джунгарию. Здесь усуни, признав  зависимость от хуннов, основали в 177 году до н. э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и  Джунгарии. Уже в середине II в. до н. э. усуни фактически отделились от империи Хунну, и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н. э.

Политическая  история усуней в некоторых источниках прослеживается до 3 века н.э., повествует об их связи с Китаем, заключение дипломатического соглашения, женитьбе усуньского гуньмо на китайской принцессе. Этническая принадлежность усуней до конца не выяснена. Усунь распалась на две части. Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н. э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т. п.

С начала образования усуньское  государство находилось в зависимости  от хунну, но сумели быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ищя союзников  в борьбе с хунну, обращаются к  усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные  этим, начинают в 80-м году до н. э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи  Жетису с Поднебесной империей еще  более упрочились.

Китайские эмиссары стали  открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело  к усилению в стране прохуннской партии. В 60 году до н. э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 году до н. э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тысяч семейств и титул Малого куньбека получил Ожет, 60 тысяч семейств и титул Великого кунька получил Янгуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого - в северной части страны, в Жетису.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих  и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну  отношения северных усуней с ней  испортились. В 49 году до н. э. Ожет потерпел поражение в нескольких пограничных  сражениях. В 44 году хунну напали на южных усуней и разграбили столицу, город Чигу. Эти события привели  к сближению усуней с Китаем, в  союзе с которым в 36 году до н. э. был совершен поход против северных хунну.

Хозяйство усуней было комплексное — скотоводческо-земледельческим. Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные. Каждый дом состоял из большой комнаты, несколько подсобных построек и загонов скота. 5-6 домов составляли поселение. Жилищем усуней являлась — юрта. Усуни разрабатывали месторождение свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли — серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Усуни умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней изготавливали ручную мельницу.

Скотоводство в жизни  усуней сыграло определяющую роль. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным. Усуни разводили  лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Лошади были разных пород, в т.ч. и высокопородистые скакуны. В стаде преобладали лошади и  овцы. Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, посуду изготовляли в большом количестве, ее лепили из глины. Изготавливали черпаки  для кумыса. Усуни разрабатывали  месторождения меди, свинца, олова, умели плавить железо, из которого изготовляли ножи, мечи, наконечники  стрел, кинжалы. Из цветного камня и  благородных металлов – бусы для  женщин и украшения на одежду. В земледелии использовались как бочарные, так и орошаемые поля. Огородное бахчевые культуры выращивались на небольших участках площадью до 150 м., снабженных оросительными системами. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационарными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков. По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.

В большом количестве изготавливали  посуду, которую, видимо, глины женщины, а мужчины вырезали из берёзы столики, блюда, кубки, черпаки для кумыса. усуни история племя казахстан

Письменные источники  подтверждают также существование  у усуней имущественного и социального  расслоения, частной собственности  на скот. Об этом свидетельствуют и  археологические источники.

Также известны находки печати из глины, камня. Некоторые усуни  военно начальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати. Об этом свидетельствуют источники. Таким образом, и письменные источники, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

В стране усуней было и довольно значительное оседлое земледельческое  население, состоявшее из посаженных на землю рабов. Ремесло — ткацкое, кожевенное, кузнечное, ювелирное —  стояли у усуней довольно высоко. Наряду с местными ремесленниками встречались и выходцы из Китая. Ремесло, однако, не было отделено от сельского хозяйства. На границах своей территории усуни вели обмен с соседними странами, в связи с чем в усуньских курганах нередко встречаются предметы из Китая и Ирана. Переселившись в Семиречье, усуни смешались с местным населением. Поэтому в культуре усуней наряду с элементами, принесёнными ими с родины, имелись и такие, которые восходили к древним насельникам Семиречья и долины реки Таласа (к западу от Семиречья) — сакам. Эта преемственность особенно заметна в области материальной культуры. В процессе переселения усуньских племён в Семиречье образовался союз племён, глава которого назывался гунъмо. Большое значение продолжали иметь родовые связи. Несмотря на известные пережитки матриархата и относительно свободное положение женщины, у усуней господствовала патриархальная семья. Разложение первобытнообщинного строя зашло у усуней достаточно далеко. Подобно гуннам усуни во время войн прибегали к массовому захвату рабов. Рабы попадали преимущественно в руки племенной знати, которая, эксплуатируя их труд, всё; более выделялась из общей массы свободных. Среди рядового свободного населения у усуней были и кочевники и земледельцы, знать же вела исключительно кочевой образ жизни. Важнейшим видом богатства был скот. Богатые люди имели от 4 тыс. до 5 тыс. лошадей. Особенно яркий материал об имущественной дифференциации среди усуней даёт содержимое усуньских курганов. Одни из них, наиболее многочисленные, представляют собой погребения рядовых свободных, другие—погребения знати. Последние расположены почти исключительно около зимовок. В составе погребального инвентаря курганов этого типа встречаются изделия из золота, бляшки греко-бактрийской работы, китайские лаковые изделия. Одновременно с развитием элементов классового общества происходило укрепление власти вождя союза племён. Известно, что правивший в I в. до н. э. гуньмо Цилими приказал, чтобы никто не смел пасти скот на его пастбищах. Так у усуней начала складываться царская собственность на землю. Усуньский племенной союз представлял собой крупную политическую силу. На рубеже II и I вв. китайцы определяли численность усуней в 630 тыс. человек, а численность их войска — в 188 800 человек. В 115 г. китайский посол Чжан Цянь, уже ранее побывавший на Западе, проник в страну усуней около Иссык-Куля и разослал оттуда разведчиков, которые добрались до Парфии и доставили ему многочисленные сведения о западных странах. Усуни к этому времени освободились из-под власти гуннов в связи с ослаблением последних после потери Восточного Туркестана. В конце II в. произошёл обмен посольствами между Китаем и усунями: китайцы пытались склонить усуней к совместной борьбе против гуннов, но те не решились на это и продолжали сохранять союз с гуннами. Усуньский правитель женился на китайской царевне, но объявил её младшей женой, тогда как старшей продолжала оставаться дочь гуннского дзэну. Лишь в 80-х гг. I в. усуни вышли из гуннского союза. Разрыв с гуннами привёл сперва к тяжёлым последствиям для усуней: в 75 г. гунны нанесли им серьёзное поражение, захватили часть их земли и угнали множество пленных. Однако при гуньмо Унгуйми (умер в конце 60-х годов I в. до н.э.) усуньский племенной союз, в свою очередь, предпринял наступление против гуннов. В результате усуни распространили свою власть на часть территории Восточного Туркестана; в зависимости от них, в частности, оказался оазис Яркенд. В середине I в. до н. э. усуньский племенной союз, однако, распался.

 

 

Заключение

В нем говорится, племена  Усин об их происхождении , на территорииполитической истории и экономике. Усуней племен, которые унаследовали земли саков - тиграхауда в Семиречье , пришли из глубины Центральной Азии. Территория государства была обширной , своей  северной границе достигло западного  Балхаша в Талас . Поскольку образование  усуней государство было основано на хунну , но ему удалось бежать и  быстро стал одним из самых могущественных государств в регионе.

Ферма была усуней комплекса - скотоводстве . Китайские источники  описывают усуней как кочевников. Усуней разводили лошадей , овец, коз , верблюдов и ослов. В стаде  преобладали лошадей и овец . Расстояние между зимовка была небольшой  и составляла от 30 до 100 км . Поэтому  усуней мог долго оставаться на местах зимовок и летовок где строить  постоянные дома , возделанные поля и сады , строили каналы и канавы . Доказательство места жительства и занятости в сельском хозяйстве  являются населенные пункты с постоянным жильем двух типов: кирпич, построен из сырцового кирпича и камня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Национальность казахи

2. Аристов Н.А. Усуни  и кыргызы или кара-кыргызы:  Очерки истории и быта населения  западного Тянь-Шаня и исследования  по его исторической географии.  Бишкек. 2001

3. В.И. Бушков, Л.с. Толстова  Население Средней Азии и Казахстана (Очерк этнической истоии) (русский) : Сб.. — М.: "Наука", 2006г.

4. Древнейшим владением  кыргыз оказалось государство  усуней. Новости истории от "Слова  Кыргызстана"

5. Сосанов Кошали История  Казахстана. Справочное пособие,  Алматы: "Ол-Жас Баспасы", 2007. —  112 с. ISBN 9965-651-56-6

6. Племена и народы  Центральной Азии

 

Размещено на Allbest.ru

 

 


Описание работы
Археологические данные, письменные источники свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Термин "усунь" имеет несколько толкований. Он известен в китайском иероглифическом написании, его современное звучание идентично одному из казахских этнонимов – "уйсын". О также созвучен с этнонимом "асиан", а также "юечжи". Существует еще одна трактовка согласно которой у-сунь произносится как а-сман – "небо", возможно это страна Небо. При этом важно отметить, что "тянь-шань" - это "небесные горы", так что, вероятно это перевод местного наименования.
Содержание
Введение

Основная территория усуней

Хозяйство усуней

Заключение