Екатерина 2

Дата добавления: 30 Октября 2013 в 23:46
Автор: b*************@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (146.92 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Документ Microsoft Word (2).doc

  —  587.00 Кб

К.Маркс и Ф.Энгельс всесторонне  разработали проблемы диалектического  материализма и социальной философии, истории философии, философии естествознания, этики, эстетики, научного атеизма.

 Отдельные положения и принципы  марксистской философии были (Шииты такими марксистами, как Ф.Меринг, П.Лафарг, А.Лабриола, Г.П.Плеханов и др. Г.В.Плеханов большой вклад внес в развитие исторического материализма, вел борьбу против ревизионизма и оппортунизма, за чистоту марксистской теории. Он один из основателей российской социал-демократии.

Творческое развитие марксистской философии в XX в. прежде всего, связано  с именем В.И.Ленина (1870—1924). Позитивное решение новых проблем, поставленных научно-техническим прогрессом и  революционным движением нашей эпохи, в ленинских трудах неотделимо от борьбы с идейными противниками марксизма. Главное в ленинском подходе к общественным явлениям и процессам — органическое единство научной объективности и их оценки с позиций рабочего класса.

В.И.Ленин постоянно подчеркивал  необходимость дальнейшего развития учения К.Маркса, философии марксизма. "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное  и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, — писал он, — что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.4. С. 184). "Марксизм не догма, а руководство к действию" — считал он.

 Важнейшие философские труды  В.И Ленина: "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "О значении воинствующего материализма", "Государство и революция" и др.

 

14 вопрос

 

Первые опыты русского философствования относятся еще к раннекиевской  эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности («Слово о законе и благодати» Иллариона, доктрина монаха Филофея «Москва – третий Рим», переписка И.Грозного с А.Курбским, отражающая столкновение 2-х концепций развития русской государственности – монархии ограниченной и просвещенной). В религиозно-философских трактатах  10 – 17 вв. значительное место занимает морально-назидательная тематика («поучения» Мономаха, «Домострой» Сильвестра, сочинения И.Волоцкого и др.).

Следует отметить, что средневековая  философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания, приоритетным здесь является религиозный и художественный способ философствования.

Существенным этапом развития русской  философской мысли становится Просвещение (18 век). В этот период философия постепенно приобретает самостоятельный статус, освобождается от диктата богословия. Философия России этого периода опирается на деистические представления (Бог творит мир, но не вмешивается в его развитие), на теорию «двух истин» (истины богословия и философии/науки самостоятельны и независимы). Большой вклад в развитие философии этого периода и становление научного знания внесли М.Ломоносов и А.Радищев. В целом философская мысль этого периода носила ярко выраженный пранаучный и политический характер.

Подлинно оригинальная национальная философия в России появляется уже в 19 веке. Для России 19 век – это век классический: русская философская классика создает цельное, глубоко выстраданное философское знание, осмысляющее историческое предназначения России, которое предлагает историофилософскую оценку духовного развития русского православного мира.

У истоков самобытного национального  философского творчества в России стоит  П.Я.Чаадаев(1794 - 1856). В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Судьба Чаадаева сложилась довольно сложно: его идеи были плохо восприняты обществом, особенно же негативно встречены правящей верхушкой. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Впоследствии, отвечая на критику, в «Апологии сумасшедшего» Чаадаев смягчил высказанные ранее идеи и акцентировал внимание на том, что России еще предстоит решить  большую часть проблем социального порядка.

Особенностью развития русской  философии 19 века, идейно связанной  с трудами Чаадаева, становится противостояние западников и славянофилов. Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали западники, - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (так считал сам П.Я.Чаадаев).

Обсуждение проблем религии  и вопросов о методах реформ раскололо  западничество на два направления:

-либеральное (П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин), которое отстаивало догмат о бессмертии души и ратовало за просвещение  народа и пропаганду передовых идей;

-революционно-демократическое (А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский), которое трактовало  сущность души с позиций атеизма  и материализма, выдвигало идеи революционной борьбы.

Славянофильство оформляется в 30-е  –60-е г. 19  века. Среди представителей славянофилов обычно выделяют три ветви:

«старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);

«младшие» славянофилы (И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев);

«поздние» славянофилы (Н. Данилевский, Н.Страхов)

Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен  индивидуализмом, рационализмом). Славянофилы  идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду -  Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).

В ряду русских славянофилов заметное место занимает творчество такого замечательного философа  и врача как К.Н. Леонтьев (1831 – 1891). Про его мнению, бытие  есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. Леонтьев считает, что в прогресс надо верить, но не как в непременное улучшение, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих, Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической и неравнодушной. Анализируя культурно-исторический процесс, философ выделяет 3 стадии циклического развития общества:

-первичная «простота»,

-«цветение» или «цветущая сложность»,

-вторичное «упрощение» или «смещение».

По мнению Леонтьева, красочность и цветение российской жизни противостоит западному «всесмещению», что доказывает неправильность развития западного мира и, наоборот, зрелость традиций византизма – сочетания крепкой монархической  власти, строгой церковности, крестьянской общины и жесткого сословно-иерархического деления общества.

С идеями русского славянофильства  во многом связаны замечательные  мыслители русской религиозной  философии конца 19 – начала 20 веков (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии становятся соборность, всеединство и абсолютная ценность человеческой личности.

В.Соловьев(1853 – 1900) создает «новую философскую систему», которая, по его  мнению, выражает новое знание – знание всеединства. Всеединство у Соловьева поднимется в 3-х аспектах:

-гносеологическом – как единство 3-х видов знания: эмпирического  (наука), рационального (философия), мистического (религиозное созерцание), которое достигается не в результате  познавательной деятельности, а интуицией, верой;

-в социально- практическом аспекте  всеединство понимается как единство  государства, общества, церкви на  основе слияния католицизма, протестантизма  и православия; 

-и в аксиологическом аспекте  – как единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и красоты), при условии примата добра.

Искомое всеединство в философии  Соловьева трансформировалось в  образ Софии («вечной женственности»).

Конечным и идеальным пунктом  устремлений человеческой культуры становится богочеловечество;  смысл человеческой истории видится в выходе эмпирического человечества (греховного по своей природе) к Богу. Этот путь освящен любовью и заключен в спасении в человеке человеческого «через жертву эгоизма».

Анализирует В.Соловьев и противостояние Востока и Запада в истории развития цивилизации.   Центральная идея творчества философа – поиск той интегративной силы, которая смогла бы соединить Запад и Восток, открыть позитивные возможности развитию человечества. Такой силой, по мнению Соловьева, может стать только славянство, которое способно инициировать процессы воссоединения человечества.

В.Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской  жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации. В основе этой концепции – критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение казенного патриотизма; утверждение идеи о том, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности и вкладом в мировую цивилизацию; а так же выдвигается идеал развития общественной свободы, служения ценностям  добра и справедливости.

Н.А.Бердяев (1874 – 1948) развивает в  своем философском творчестве идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии  истории. Главная тема бердяевской  философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности.  Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма. Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство[54]. Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение (вводится  принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество).

Философ пишет и о кризисе  современного общества, о том, что  все погрязло в субъективности, и  выход Бердяев видит только в  стремлении к «вселенскости», обретению  индивидуальности и спасению личности. Человечество  соборно отпало от бога (изначальное зло – грехопадение, именно тогда была утрачена свобода и начался произвол), соборно должно и вернуться к богу.  Достижение мистического смысла истории возможно лишь в конце времен, в результате выхода в «метаисторический эон», евангельское царство, мир абсолютной свободы.

Оригинальным духовно-теоретическим  феноменом русской философии  выступает русский космизм, сложившийся  в России в конце 19 - начале  20 века. В философии космизма можно выделить два различных направления:

религиозно-философское (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский);

методологически-философское (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский)[55].

Первое направление видело в  человеке божий замысел; второе -  рассматривало человека как космическую  планетарную силу. Для методологически-философского направления главной становится идея А.Чижевского о земнокосмической связи явлений, что придает особую значимость единству человека с природой, подчеркивает пагубность и для человека, и для природы (экологии) деформации данных связей.

В качестве сквозных для космизма философских идей можно  рассматривать идею всеединства, идею незавершенности развития мира и человека, понимание человечества как органичной части космоса, идею активности, внутренне присущей человеку, идею вечной жизни (в богочеловечестве).

Русский космизм акцентирует единство человечества и космоса, возможность  их преображения утверждением христианской любви и божественной премудрости, возможность создания гармоничного мира, который свободен от распада  и уничтожения. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса

Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все будущие поколения (Федоров). В идеях космизма человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.

Рассматривая философскую мысль  дореволюционной России, невозможно не упомянуть и о марксистской ветви ее развития (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин). Главной  особенностью     развития марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения социально-политического строя государства. 

Описание работы
Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.
Содержание
содержание отсутствует