Брачно-семейные отношения в древности

Дата добавления: 25 Января 2011 в 06:05
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (20.16 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Реферат по введению в специальность.doc

  —  85.50 Кб

Содержание 

1. Введение……………………………………………………………....2

2.Брачно-семейные  отношения в Древнем Вавилоне………………...3

3. Брачно-семейные  отношения в Древнем Египте………………......4

4. Брачно-семейные  отношения в Древней Индии…………………...6

5. Брачно-семейные  отношения в Древнем Китае……………………7

6. Брачно-семейные  отношения в Древней Греции…………………..8

7. Брачно-семейные  отношения в Древней Спарте…………………...9

8. Брачно-семейные  отношения в Древнем Риме…………………….10

9. Брачно-семейные  отношения в Древней Руси……………………..12

10. Заключение………………………………………………………….15

11. Список литературы…………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение 

      Семья является одним из фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем  поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Семья – это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общественных ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс.

      Во  всех древнейших цивилизациях семья  была главным институтом общества. Основной функцией семьи в древности  было воспроизводство населения, но также она выполняла экономическую, хозяйственно-бытовую, социально-статусную функции. Однако, типы брака и семьи в древнейших цивилизациях различны. Чтобы понять, в чем состоит это различие, необходимо изучить особенности регулирования брачно-семейных отношений древнейшими государствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Регулирование  брачно-семейных отношений в Древнем  Вавилоне 

     Возникновение городской цивилизации, развитие навыков  письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившиеся  в Древнем Вавилоне. Брачно-семейные отношения детально регламентировались законами Хаммурапи, поскольку семья была первичной производственной единицей. Патриархальная вавилонская семья находилась под властью домовладыки – отца или мужа. Брак не был сословным, допускались смешанные браки свободных и рабов. Брак был действительным при наличии письменного договора и сопровождался принесением со стороны жениха брачного дара, а со стороны невесты – приданого. Брак, таким образом, являлся экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. Жених платил выкуп за невесту, в который довольно часто входил участок земли, становившийся в дальнейшем для молодых супругов основой их хозяйства.

     Положение супругов было неравноправным, поскольку основывались на главенстве мужа. Так, для мужчины допускалось многоженство в случае бесплодия жены, и после выбора второй жены и привода ее в дом первая жена не могла этому препятствовать, хотя в принципе закон охранял моногамную семью. Муж не мог ввести в дом наложницу, если жена предлагала ему рабыню. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Также в случае бездетного брака выход искали и в усыновлении чужих детей по согласию с их кровными родителями или найденышем.

     Закон жестоко карал женщину за дурное обращение с мужем и расточительство. Если жена была уличена на месте  прелюбодеяния, ее могли утопить  вместе с соучастником. Однако закон  не предусматривал таких же мер в отношении супруга. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домовладыка имел огромную власть над членами семьи: мог заставить их трудиться, как рабов, продать в рабство. Отдать в жрицы свою дочь, в отдельных случаях он имел право отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударит, отрезать язык – за злословие на родителей. Однако Законы ограничивали власть домовладыки: он не мог лишить сына права наследования даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды.

     Законы  защищали права замужней женщины. В  случае измены или смерти мужа, распада  семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое и вернуться к родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки и пользоваться некоторой гражданской правоспособностью. Так, после смерти мужа она распоряжалась семейным имуществом до совершеннолетия детей. Однако развод для женщины или вторичное замужество вдовы были сопряжены с трудностями.

      В Древнем Вавилоне было известно наследование по завещанию и наследование по закону. Преимущественным способом передачи родительского  имущества было наследование по закону. В этом случае имущество оставалось в семье. Завещательная свобода возникает на более высоком уровне развития. Право наследования имели дети обоего пола как собственные, так и усыновленные и дети от рабыни-наложницы. Однако некоторое преимущество отдавалось сыновьям. 

      3. Брачно-семейные отношения в Древнем  Египте 

     В Древнем Египте семейно-брачные  отношения были основаны на равном статусе мужчины и женщины. Вступление в брак означало заключение договора, где муж и жена оговаривали свои права и обязанности, правовой режим владения имуществом, полученного женой в виде приданого.

     Семья характеризовалась пережитками  матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое  положение в семье. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями.

     Хотя  в Египте была моногамия, для фараона  и вельмож делались исключения. В  Древнем Египте не было запрета на инцест. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Помимо главной жены – единокровной или родной сестры, египетские фараоны имели несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим.

     Правовое  положение женщин было достаточно высоким, что находило отражение в свободе разводов с обеих сторон, женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.

     Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.

     На  детей как наследников возлагались  расходы по захоронению своих  родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно  обязывались также ухаживать  за могилами родителей. С этой целью  кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

4. Брачно-семейные  отношения в Древней Индии 

      Брачно-семейные отношения в Индии регулировались законами Ману. Патриархальная семья, включающая несколько поколений родственников, живших вместе, была первичной социальной группой древнеиндийского общества. Во главе семьи стоял муж, управляющий имуществом, обладающий огромной властью над женой и детьми. Статус женщины был зависимым и приниженным, она всегда должна была находиться под властью мужчины. Так, в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Брак был сословным и рассматривался в качестве «вечной дхармы мужа и жены», провозглашавшей «взаимную верность до смерти». В Древней Индии было восемь форм брака, свойственных конкретной Варне (покупка невесты; брак по любви без согласия отца и матери; похищение невесты; выдача невесты, наделенной приданым, и т.д.). Положение мужа и жены не было равным. Муж обладал преимущественными правами: мог иметь нескольких жен, развестись с женой, продать ее, свободно распоряжаться имуществом. Напротив, жена имела лишь обязанности, главная из которых – послушание и уважение мужа. Жена не могла развестись, покинуть семью, ей нельзя было вступать в брак с мужчиной из более низкой касты, она не обладала собственностью, а за измену могла быть казнена. Главное назначение женщины состояло в рождении и воспитании детей.

      Индусское право знало наследование имущества  только по закону. После смерти отца имущество переходило по мужской лини к старшему сыну, который становился опекуном матери и младших братьев. Дочери от наследования устранялись, им выделялась ¼ часть имущества для приданого. 
 

5. Брачно-семейные  отношения в Древнем Китае 

      Брачно-семейные отношения в Древнем Китае регулировались нормами морали (ритуала). Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений с абсолютной властью отца (домовладыки), с многоженством и культом предков. Во главе патриархальной семьи стоял отец (фу), которому подчинялись все члены семьи. Он был собственником имущества и его решения не могли оспариваться членами семьи. Отец мог продать детей (кроме старшего сына), наказать, убить.

     Семейная  политика в Древнем Китае, как и законодательство, менялась в зависимости от господствующей идеологии. Конфуцианство и легизм по-разному трактовали место и роль семьи. Легисты выступали против больших патриархальных семей, которые были основой сепаратизма местных правителей. Напротив, конфуцианство связывало достижение гармонии и порядка с устойчивостью больших семей, которые функционируют на основе человеколюбия – жэнь, органично сочетающего «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям».

     Главной целью брака считались соблюдение культа предков и возможность продолжить свой род. Отсутствие потомства было проявлением непочтительности к предкам. Традиционное право Китая устанавливало ряд требований, в соответствии с которыми заключались браки: 1) согласие родителей жениха и невесты, нарушение которого влечет уголовное наказание; 2) ритуал сватовства и молебен в храме предков как обязательная форма заключения брака; 3) соблюдение границ возраста брачного совершеннолетия: для мужчин с 16 до 30 лет, для женщин с 14 до 20 лет; 4) запрет браков между родственниками (хотя в Древнем Китае в иньский и чжоуский периоды запрета на инцест не было и браки между родственниками были обычным явлением).

     Государство вмешивалось в семейные отношения, следило за тем, чтобы все эти  условия соблюдались. Специальный чиновник составлял списки лиц, достигших верхних пределов брачного совершеннолетия, и выступал в роли свахи. Брак был сословным: свободный, взявший в жены рабыню, наказывался, как вор. Положение супругов не было равноправным, несмотря на декларирование моногамной семьи по принципу: «один муж – одна жена», муж имел право, в случае бесплодия жены, иметь жен и наложниц, число которых определялось социальным статусом мужчины. Муж был собственником семейного имущества, а жена была лишена его. Существенно были ограничены ее наследственные права, поскольку имущество после смерти мужа переходило к старшему сыну. Традиционное право Китая отстаивало свободу развода и даже поощряло его в случае нарушения супружеского долга с обеих сторон. Под этим подразумевались не только супружеская неверность, но и болтливость жены, ее бесплодие, а также оскорбление, побои, ранения, нанесенные одному из супругов или его родственникам. В соответствии с этим родственники сами могли инициировать процедуру развода. 

     6. Брачно-семейные отношения в Древней  Греции 

     Вступление  в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы морально осуждалось и рассматривалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к ненормальным или больным. Брак заключался посредством договора между главами семей, с уплатой женихом приданого за невесту. Разрешался брак между дядей и племянницей, между родным братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Афинское право признавало моногамную семью, в которой власть отца (домовладыки) была практически неограниченной. До реформы Солона отец мог продать детей в рабство. Обвинив сына в непослушании, непочтительности, совершении позорящего поступка, он мог лишить его наследства, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. После замужества женщина находилась под властью отца и под властью мужа. Права мужа были значительно шире, чем жены. Ему разрешалось иметь в своем доме наложниц, предоставлялась свобода развода, право владения имуществом после отца. Напротив, положение женщины было приниженным: она не могла заключать сделки, не обладала свободой развода, а застигнутая с любовником, могла быть безнаказанно убита мужем.

     Наследование  осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не были. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Солон вводит наследование по завещанию, которое возможно в случае отсутствия законнорожденных сыновей. Завещательной правоспособностью не обладали несовершеннолетние, женщины, физически больные люди, приемные дети. 

     7. Брачно-семейные отношения в Древней  Спарте 

     Брачно-семейные отношения в Древней Спарте очень  строго регулировались. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община. Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Семья – это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общественных ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………....2

2.Брачно-семейные отношения в Древнем Вавилоне………………...3

3. Брачно-семейные отношения в Древнем Египте………………......4

4. Брачно-семейные отношения в Древней Индии…………………...6

5. Брачно-семейные отношения в Древнем Китае……………………7

6. Брачно-семейные отношения в Древней Греции…………………..8

7. Брачно-семейные отношения в Древней Спарте…………………...9

8. Брачно-семейные отношения в Древнем Риме…………………….10

9. Брачно-семейные отношения в Древней Руси……………………..12

10. Заключение………………………………………………………….15

11. Список литературы…………………………………………………