Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» в развитии Кузнецкого края

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:18, доклад

Описание работы

В 1920-х гг. в СССР шло интенсивное формирование Административно - командной системы - реального воплощения государственного социализма в условиях враждебного окружения. Однако и в этих условиях продолжали существовать иные варианты социалистического развития, в частности, в форме идей и очагов негосударственной самоорганизации и производственного самоуправления - т.н. анархо-синдикалистский уклон в РКП(б), добровольные трудовые кооперативы, толстовские коммуны . Одним из ярких проявлений негосударственной самоорганизации, трудового производственного самоуправления и международной пролетарской солидарности стала деятельность в Сибири Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» (АИК «Кузбасс»), имевшая всероссийское значение и международный резонанс.

Работа содержит 1 файл

8712 автономная индустриальная колония Кузбасс.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

Введение

Музей «Красная Горка» знаменит не только тем, что расположена рядом с Горелой горой, где, как гласит легенда, когда-то Михайло Волков обнаружил уголь. С Красной Горкой связаны такие понятия, как Копикуз (акционерная компания кузнецких каменноугольных копий) и АИК «Кузбасс».

Копикуз, созданный  в 1912 году, - это начало промышленного  развития Кузбасса. Его акционерами  была построена железнодорожная  ветка, которая связывала Щегловск с Транссибом. С этого момента начинается массовая добыча угля на шахте «Центральная», которая была открыта Копикузом. Эта же компания начала строительство коксохимзавода. А главная контора Копикуза находилась как раз на Красной Горке. В 1920 году была проведена национализация, и Копикуз, в который были вложены крупные иностранные капиталы, прекратил свое существование.

Автономная Индустриальная Колония «Кузбасс» просуществовала с 1922 по 1927 годы. Постановление о его создании подписывал Владимир Ленин. В Щегловск приезжали работать специалисты из США, Голландии, Германии, Югославии и других стран. Все колонисты жили на Красной Горке, здесь же располагались контора и дом голландского инженера, создателя и руководителя колонии Себальда Рутгерса.

Именно в  доме Рутгерса располагается теперь музей. Аиковцы достроили коксохимзавод, выпустили первый кокс, реконструировали шахты. Колонисты первыми стали организовывать различные художественные кружки, проводить творческие вечера. Рутгерс пригласил в Щегловск голландского архитектора Ван Лохема, который положил начало профессиональному градостроительству в Кузбассе.

Цель работы: рассмотреть особенности создания и функционирования Автономной Индустриальной Колонии «Кузбасс»,  а также раскрыть ее роль в развитии экономики края.

 

 

1.Идея создания функционирования Автономной Индустриальной Колонии «Кузбасс»

 

В 1920-х гг. в  СССР шло интенсивное формирование Административно - командной системы - реального воплощения государственного социализма в условиях враждебного  окружения. Однако и в этих условиях продолжали существовать иные варианты социалистического развития, в частности, в форме идей и очагов негосударственной самоорганизации и производственного самоуправления - т.н. анархо-синдикалистский уклон в РКП(б), добровольные трудовые кооперативы, толстовские коммуны . Одним из ярких проявлений негосударственной самоорганизации, трудового производственного самоуправления и международной пролетарской солидарности стала деятельность в Сибири Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» (АИК «Кузбасс»), имевшая всероссийское значение и международный резонанс.

«Идея создания Автономной Индустриальной Колонии «Кузбасс» (АИК) принадлежала зарубежным коммунистам, активистам американского профсоюзного объединения «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ) Себальду Юстусу Рутгеру, голландскому инженеру-гидротехнику, и Уильяму Хейвуду, американскому шахтеру»1.

22 июня 1921 года  Совет Труда и Обороны (СТО)  издал постановление об американской  промышленной эмиграции, первый  пункт которого гласил: «Признать  желательным развитие отдельных промышленных предприятий или групп предприятий путем сдачи их группам американских рабочих и индустриально развитым крестьянам на договорных условиях, обеспечивающих им определенную степень хозяйственной автономии».

В обсуждении вопроса  о создании АИК «Кузбасс» принимал участие В.И. Ленин, который в письме В. Куйбышеву от 19 сентября 1921 года назвал это «нечто вроде автономного государственного треста из рабочей среды». И хотя сомнения не оставляли Ленина («Вопрос трудный. За: если американцы выполнят обещанное, польза будет гигантская. Тогда не жаль 600 000 рублей золотом. Против: выполнят ли? Хейвуд – полуанархист. Больше сентиментален, чем деловит. Рутгерс – как бы не впал в левизну. Гарантий деловых у нас никаких.

Увлекающие  люди, в атмосфере безработицы наберут группу «искателей приключений», кои кончат склокой, а мы тогда теряем часть данных нами 600 000 рублей золотом…»), в ноябре 1921 года между СТО и организационной группой американских рабочих был заключен договор об эксплуатации ряда предприятий Сибири и Урала.

22 июня 1921 г.  Совет Труда и Обороны (СТО)  издал постановление об американской  промышленной эмиграции, пункт  1-й которого гласил:

«Признать желательным  развитие отдельных промышленных предприятий  или групп предприятий путем сдачи их группам американских рабочих и индустриально развитым крестьянам на договорных условиях, обеспечивающих им определенную степень хозяйственной автономии»2.

«В ноябре 1921 г. между СТО и организационной группой американских рабочих (Хейвуд, Рутгерс, Байер, Баркер) был заключен договор об эксплуатации ряда предприятий Сибири) в Кузбассе, Томске) и на Урале (Надежденский завод)»3.

В Кузбассе колонистам был передан ряд шахт Кемеровского рудника и недостроенный коксохимический  завод.

Для набора добровольцев, желающих отправиться в Сибири, в Нью-Йорке было открыто «Кузбасское бюро», одновременно в США стал издаваться информационный бюллетень. Всего на работу в Кузбасс с января 1922 года по декабрь 1923 года прибыло 566 человек (с семьями). Среди колонистов были выходцы из США, Голландии, Канады, Франции, Австралии, Бельгии, Германии, Австрии и других стран. Большинство приехавших были членами ИРМ. За годы существования АИК завершилось строительство коксохимзавода, была запущена электростанция, шахты были оснащены передовой для того времени техникой, наблюдался заметный рост производительности труда.

Так, в отчете комиссии СТО, проверявшей деятельность колонии, отмечалось, что на предприятиях АИК производительность труда куда выше, чем на шахтах Кузбасстреста. Продолжался и рост добычи угля: если в феврале 1923 года она составляла 9 тысяч тонн, то уже к августу этот показатель превысил 12 тысяч тонн.

В ноябре 1924 года СТО принял решение о передаче АИК Кольчугинского, Прокопьевского и Киселевского рудников. В Щегловск (ныне Кемерово) был приглашен голландский архитектор Ван Лохем, мечтавший о городе-саде и положивший начало профессиональному градостроительству в Кузбассе.

Однако, автономный статус колонии, анархо-синдикалистские идеи не могли не беспокоить советское руководство.

Один из членов ЦК Профинтерна высказывал опасения, что «организация колонии на свободных  началах может привести к тому, что покровительствующему и поддерживающему  идеи американской группы т. Троцкому придется, в конце концов, выслать воинскую часть для подавления восстания этих ИРМ, если Кемерово будет заселено люмпенпролетарским составом ИРМ».

22 декабря 1926 года СТО объявило договор  с АИК «Кузбасс» расторгнутым. В этот период Кузбасс превращается  в крупнейший индустриальный  район страны и становится одним из «главных действующих лиц» угольно-металлургической базы СССР, центром которой стал Кузнецкий металлургический комбинат (1929-1932 гг.)

 

 

2.Участники  АИК «Кузбасс» и их роль  в развитии экономики края. Положение  колонистов в АИК «Кузбасс»

 

Инициатором создания Автономной колонии выступил видный деятель международного рабочего движения, инженер, голландец С.Ю. Рутгерс.

«Рутгерс Себальд Юстус (1879-1961), нидерландский интернационалист, с1909 г. член левой социал-демократической партии Нидерландов. Инженер-гидротехник. С 1915 по 1918 гг. проживал в США, сблизился с эмигрантами-большевиками, участвовал в деятельности интернациональной «Лиги социалистической пропаганды». С мандатом «Лиги» выехал (через Японию) во Владивосток. Встречался с В.И. Лениным, был назначен генеральным инспектором водных путей, участвовал в работе 1-го конгресса Коминтерна, секретарь Англо-американской группы РКП (б),член компартии с 1919 г. (партстаж установлен с 1899 г.)»4.

Рутгерс составил проект организации крупного промышленного объединения в составе Кузбасса и Надеждинского завода на Урале, костяк кадров которого должны были поставить иностранные рабочие и специалисты. Свой выбор он остановил на американском профобъединении «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ), которое строилось на анархо-синдикалистских принципах.

Профобъединение «Индустриальные рабочие мира» (IWW) возникло в США в 1905 г. как противовес Американской федерации труда (АФТ), проводившей политику классового сотрудничества. В ИРМ вошли как традиционные социалистические, так и анархо-синдикалистские элементы, причем последние вскоре стали преобладающей силой. Основным методом борьбы объединение ИРМ считало умеренные «прямые действия» - саботаж, забастовки, всеобщую стачку. Последняя была для ИРМ своеобразным символом веры. Союз ИРМ считал, что после победы (с помощью всеобщей стачки) рабочий класс немедленно приступит к организации нового свободного индустриального общества, в котором руководство всей хозяйственной жизнью будет осуществляться производственными союзами. Традиционную политическую борьбу, в том числе и парламентскую, союз ИРМ отрицал.

Хейвуд Уильям (Билль), «Большой Билл» (1869-1928). Деятель рабочего движения США и международного рабочего движения. Шахтер. С 1901 г. член соцпартии, затем один из руководителей ее левого крыла. Один из основателей и руководителей ИРМ. Выступал против милитаризма и войны, приветствовал Октябрьскую революцию. Спасаясь от политических преследований, покинул США. С 1921 г. жил в России; активно участвовал в создании АИК «Кузбасс». Работал в МОПРе, занимался журналистской деятельностью5.

В ходе создания АИК «Кузбасс» на работу в период с января 1922 по декабрь 1923 гг. было принято 566 иностранных граждан. Из них около 200 являлись коммунистами. Так, в марте 1923 г. Американская ком-ячейка Кемеровской организации РКП (б) насчитывала 73 человека. Около 250 приехавших в Кузбасс колонистов были членами ИРМ или беспартийными (8). При этом находившихся под влиянием анархо-синдикализма беспартийных было немало. Но, даже и у колонистов - членов коммунистической партии, - не сразу изживались анархо-синдикалистские принципы. Коммунистические руководители Кузбасса признавали, что анархо-синдикалистская идеология ИРМ «еще крепко сидит у многих, признавших РКП(б)» (9).

Уполномоченным СТО в правлении АИК "Кузбасс" в 1921-22 г.г. являлся известный анархо-синдикалист Владимир Шатов.

Шатов Владимир Сергеевич (1887, Киев -1943) в революционном  движении с 1903 года. В 1907 эмигрировал  в США, член профобъединения ИРМ, в котором руководил русским отделением.

В 1917 году вернулся в Россию, принимал активное участие  в революционном движении и в  гражданской войне. Оставаясь анархо-синдикалистом, занимал ответственные посты  в Красной армии, в промышленности и на транспорте.

В 1937 году репрессирован.

Тем временем в  Нью-Йорке был создан специальный  комитет по переправке рабочих в  Советскую Россию. В его состав вошли представители от компартии  Райзе и от ИРМ - Каллен и Кальверт. Прибывающие в Россию американцы встречали теплый прием общественных организаций и советских людей на всем пути следования от Петрограда до Кемерово. С самого начала организации колонии ей была оказана большая помощь на месте. По словам Рутгерса, работу удалось двинуть «благодаря симпатии местных рабочих, а главным образом, партийных и советских организаций»6.

Большинство из колонистов - членов ИРМ ехали в  СССР с искренним стремлением  воплотить там свои идеи в жизнь. Поэтому анархо-синдикалистские  принципы были привнесены и в Автономную колонию. Анархо-синдикалисты первое время установили на предприятиях уравнительную систему оплаты, «выступали против материальной заинтересованности». Часть из них вообще выступала за уравнительную зарплату не деньгами, а натурой. Когда по предложению СТО и СибРКИ в 1923-1924 гг. была постепенно введена сдельная оплата, это встретило «сильную оппозицию» со стороны членов ИРМ. Они усмотрели в том отказ от принципов социальной справедливости. Другой причиной недовольства анархо-синдикалистов было наступление на «рабочую демократию» в колонии. Именно ее поначалу пытались установить колонисты.

Сторонники «производственной демократии», в частности, требовали передачи решения всех вопросов на рабочие собрания, отвергали принцип единоначалия(12). Таким образом, анархо-синдикалисты стремились превратить Автономную колонию в самоуправляющееся анархо-синдикалистское объединение. Член Правления АИК, глава эмигрантов Кемерово Бойер (Баэр) говорил: «Мы так же докажем вашим коммунистам, как можно обойтись без «диктатуры», ибо в наших отношениях будущей колонии мы положим принцип «индустриализма», подчиняясь, разумеется, им стараясь не нарушать законы Вашего Пролетарского Государства»7.

В письме В.И. Ленину о первых результатах работы АИК «Кузбасс» в октябре 1922 г. Рутгерс обращал внимание на то, что «необходима большая осторожность при установлении квалификации и информировании прибывающих из Америки рабочих. При этом нужно обратить особое внимание на борьбу с убеждением, что руководство работой в России может и будет осуществляться рабочими группами через массовые собрания и комиссии»8 .

Результатом трудового  энтузиазма колонистов, подкрепленного содействием органов центральной  и местной власти, стал заметный рост производительности труда. Комиссия СТО, проверявшая деятельность колонии, констатировала, что на предприятиях АИК достигнута более высокая производительность труда на выход, чем на шахтах Кузбасстреста.

«Американское» представительство. — Прибывшие американцы тут же создают свои, новые, «американские» представительные органы и участвуют в работе давно существующих, советских. Так, Рутгерс присутствует на заседаниях фракций РКП при райкоме ВСГ. А на заседании президиума райкома ВСГ 26 сентября 1922 г. постановили создать специальную комиссию охраны труда при бюро секции Американских рабочих. Этим вопросом поручили заниматься Греперу.

До создания АИКа, как  можно догадаться, американцы находились сугубо в распоряжении местных организаций  и органов и зависели от случайных  настроений чиновников. Пример: на заседании  президиума райкома ВСГ 18 февраля 1922 г. американцам предписывалось через управляющего копями работать только по специальности, «причем за труд платить только дензнаками, так как продуктами они снабжены в полной норме. В случае отказа с их стороны предложить им освободить занимаемые квартиры, о чем поставить в известность Сибуголь, Сиббюро КГР и Сибревком». На то, чтобы устроиться по специальности, американцам отводился недельный срок. Вступиться за них было некому: кемеровской конторы АИКа еще не существовало.

«Колонисты-анархо-синдикалисты отрицательно относились к мерам Советского правительства по сдаче российских предприятий в концессии иностранному капиталу. Так, один из американцев, Шварц, на собрании в ячейке РКП(б) заявил, что «концессии сдавать частным предпринимателям - штука вредная, ибо это означает новые рабские цепи для рабочих, которые не будут больше интересоваться государством и политикой, не будут поддерживать Советскую власть, а уйдут в профсоюзы - единственное для них место»9.

Информация о работе Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» в развитии Кузнецкого края